Константин Дмитриевич Ушинский
Гг
Содержание общего среднего образования
Ø К основным тенденциям развития содержания образования относятся:
· гуманизация,
· демократизация,
· повышение культуросообразности школьного образования,
· широкая дифференциация содержания образования и его стандартизация.
Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ.
Ø Стандарт (в переводе с английского «мерило», «образец») образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников.
В законе «Об образовании» (ст. 7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя:
· федеральный,
· региональный (национально-региональный)
· компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировое образовательное пространство.
Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родного языка, литературы, истории, искусства и пр.).
Компонент образовательного учреждения отражает специфику и направленность образования в конкретном образовательном учреждении (лицее, гимназии).
Ø Государственный образовательный стандарт является основой объективной оценки уровня образования выпускников независимо от фор получения образования.
Дальнейшее регламентирование содержания образования происходит; в учебных планах, программах и учебниках, которые используются в школах.
Ø Учебный план - это нормативный документ, отражающий требования к содержанию образования определенного уровня и направленности, перечень учебных дисциплин, их распределение и последовательность изучения по годам обучения, количество часов на их изучение в течение всего периода обучения, продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, количество экзаменов и пр.
Выделяют базисный учебный план, который входит как составная часть в государственный стандарт определенной области образования. Он служит основой для разработки типовых учебных планов, носящих рекомендательный характер. Так, учебный план школы разрабатывается на основе базисного и типового, но с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.
Ø Учебная программа строится на основе учебных планов. Этот документ раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изложения учебного материала с указанием последовательности тем, времени на их изучение.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Первые разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта по определенной образовательной области, они носят рекомендательный характер. На их основе в школе могут быть созданы рабочие учебные программы, позволяющие учитывать конкретные материальные, методические и др. условия. Авторские программы, основываясь также на государственном образовательном стандарте, могут иметь другую логику изложения, собственные подходы к изучаемым явлениям. Чаще они используются при преподавании факультативных курсов.
В структуру любой программы входят пояснительная записка (цель, задачи, требования к результатам), содержание образования (тематический план, содержание тем, основные понятия, виды занятий) и методические рекомендации преподавателю и учащимся для его освоения.
Построение учебных программ может осуществляться на основе линейного или концентрического способа расположения учебного материала. Линейный способ обеспечивает восходящую линию в трудности изучения, систематичность и последовательность усвоения нового. Концентрический способ предполагает возврат к изучению одного и того же материала на разных ступенях обучения, но в разных объемах и с разной глубиной. Эти способы дополняют друг друга.
Ø Учебник более всего конкретизирует содержание образования по предмету. Он обязан соответствовать типовой учебной программе.
Его основное назначение состоит в изложении основ науки и одновременно в организации самостоятельной деятельности учащихся по их освоению. Поэтому к учебникам предъявляются дидактические, психологические, эстетические, гигиенические требования. Хороший учебник должен быть информативным, энциклопедичным, побуждать к самообразованию и др. Дополнением к учебнику выступают учебные пособия, справочно-методические материалы.
Содержание учебного плана
Под содержанием учебного процесса понимается система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Закон об образовании своей первой статьей определил, что основная задача образовательных учреждений - обеспечить выполнение государственного стандарта знаний. Стандарт может быть 3-х уровней: первый, который определяется инвариантной частью базисного учебного плана; второй - школьный стандарт: он определяется инвариантной и вариативной частью учебного плана; третий стандарт определяет вуз, по которому он проводит вступительные экзамены у абитуриентов (раньше вступительные экзамены принимались по единым программам министерства просвещения). А потому сегодня каждой школе надо повысить свой школьный стандарт, чтобы подготовить своих выпускников к поступлению в любой вуз России.
Процесс обучения в школе создает условия для приобретения общего среднего образования, то есть приобретение тех знаний, которые не имеют прямого выхода на профессию, но необходимы для будущей жизни и для последующего профессионального образования. Такое образование дают школы, лицеи, гимназии и т.д.
Общеобразовательная школа работает по базисному учебному плану, который состоит из 2 частей: инвариантная и вариативная, которая в свою очередь делится на спецкурсы и факультативные занятия, групповые и индивидуальные занятия.
Инвариантная часть базисного учебного плана определяется государством (государственный стандарт) и имеет 8 образовательных областей: родной язык, филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология и физическая культура. Количество часов определяет государственный стандарт знаний: оно не подлежит изменению и обязательно для школы любого типа.
Вариативная часть базисного учебного плана определяется школьным стандартом и формируется педагогическим коллективом школы исходя из тех задач, которые стоят перед школой. При этом должны быть учтены запросы учащихся и их родителей, но, в первую очередь, именно набор спецкурсов или предметов этой части учебного плана и определяет отличие общеобразовательной школы от лицея или гимназии.
Начиная с 8 класса, в школе может быть введена дифференциация; профиль может быть: гуманитарный, физико-математический, естественнонаучный и т.д., но он может определяться только теми образовательными областями, которые входят в инвариантную частью плана.
Групповые и индивидуальные полностью определяются запросом учащихся.
Содержание учебной программы
Учебные программы по инвариантной части учебного плана утверждаются Министерством образования на основании государственных стандартов и являются обязательными для выполнения. Программ предлагается несколько и право педагогического коллектива школы выбрать любую из программ, рекомендованных МО РФ.
Программы предметов вариативной части и факультативных и групповых занятий могут быть использованы как рекомендуемые Министерством образования, так и разработанные учителями школы или учеными вузов.
Программы могут быть трех видов:¨ рабочие;¨ экспериментальные;¨ авторские.
Рабочие программы разрабатываются педагогами, обсуждаются на предметных комиссиях и рекомендуются для работы педагогическим советом школы. Экспериментальные программы, кроме того, должны получить внешнюю рецензию и должны быть обсуждены в методическом кабинете города или района. Авторские программы должны пройти обсуждение на комиссии департамента образования области по авторским программам и получить сертификат на авторство.
Любая программа должна быть представлена в следующем виде:
· на титуле должно быть указано имя составителя, для какого класса эта программа предназначается, и на какое число часов она рассчитана. Кроме того, должно быть указано, где эта программа обсуждалась и в каких учебных заведениях рекомендуется для работы;
· пояснительная записка содержит цели, задачи курса, место этого предмета в общем процессе обучения, отмечаются особенности курса, его актуальность для развития личности школьника, критерии оценок и т.д.;
· тематический план включает название тем, общее количество часов с разбивкой на лекционные и практические и вид контроля со стороны учителя. В плане должен быть обязательно указан резерв часов;
· содержание программы включает краткую аннотацию каждой темы, указываются оборудование, таблицы, видеофильмы, карты. Кроме того, желательно указать межпредметные связи;
· список обязательной и рекомендованной литературы;
· контрольные вопросы или контрольные задания. Контрольные задания лучше составить по каждой теме или группе тем, контрольные вопросы можно по всему курсу, но не возбраняется и по темам.
Программы курсов могут быть нескольких видов.
Линейные- темы курса на протяжении всех лет изучения строятся в логическом и историческом порядке и не повторяются. Эта структура оправдывает себя при изучении языков, литературы, музыки и т.д.
Концентрические- темы через несколько лет повторяются на более сложном уровне: примером такой структуры являются физика, русский язык, математика и т.д.
Спиральные - историческая проблема не теряется из виду, постепенно расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет и одноразовости в изучении знаний как в линейной структуре. Эта структура эффективна при изучении общественных, педагогических, психологических наук.
Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной структуры. Дает возможность маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Учебники
Учебники утверждаются Министерством образования РФ и являются обязательными для изучения. (В отличие от учебного пособия, которое носит рекомендательный характер). Учебники пишутся под каждую программу, и учитель, выбирая программу для изучения, должен обязательно об этом помнить; если не будет учебника под программу, выбранную для изучения, то это накладывает на учителя дополнительные организационно-методические обязанности. Если же учебник для изучения выбран и с какими-то разделами учитель не согласен, он имеет право высказать и обосновать свою точку зрения, но если ученик при ответе ссылается на учебник и высказывает согласие с учебником и несогласие с учителем, то снижать ему отметку учитель не имеет права.
Учитель на первом уроке должен познакомить учащихся с учебником:
- чем этот учебник отличается от учебника, по которому ученики занимались до этого времени и что у них общего. Определить цели и задачи курса, место этого курса в изучении соответствующей науки, его хронологические рамки;
- какие главы учебника каким темам учебной программы соответствуют;
- обратить внимание на завершающие вопросы для самостоятельного изучения;
- познакомить с приложениями: контурными картами, рекомендациями, хрестоматиями для чтения и т.д..
Требования к учебнику:
- материал учебника должен быть научным, но адаптирован для учащихся, которые его будут изучать;
- язык должен быть литературным и грамотным, материал должен быть подан в форме, интересной для учащихся;
- в учебнике должны быть интересные иллюстрации.
А потому мы считаем, что для разработки учебника необходимо создавать группу, в которую должны войти ученый, учитель, психолог, литератор и т.д..
Наряду с традиционными, все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др.. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы: от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при изучении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.