Личность в целостном педагогическом процессе

План:

1. Различные подходы к пониманию личности в педагогике.

2. Развитие, формирование, воспитание и социализация личности.

3. Теории развития личности.

4. Факторы, влияющие на формирование личности.

I. Различные подходы к пониманию личности в педагогике.

Человек – самое сложное явление из всех существующих на планете Земля и уже потому самый интересный предмет познания и самопознания. Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам – будущим – педагогам предстоит продолжать бесконечный путь познания Человека и одновременно участвовать в его созидании, которое невозможно без Знания – глубокого, разностороннего Знания Человека.

Гуманитарная парадигма в человековедении предлагает изучение человека в его целостности и специфике, но вместе с тем допускает утвердившееся в философии, психологии, педагогике разведение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

ЧЕЛОВЕК –живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

ИНДИВИД(от лат. individuum – неделимое, особь) – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

К настоящему времени имеется великое множество современных научных подходов к понятию личности. Мы рассмотрим лишь некоторые из них:

· деятельностный;

· системный;

· средовой;

· отношенченский;

· гуманистический;

· личностный.

Суть деятельностного подхода заключается в том, что условие развития личности – это деятельность. Деятельность – это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.(Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев)

Системный подход к изучению личности можно определить как признание того, что личность представляет собой динамическую психологическую систему, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, являющихся специфическими личностными «органами», реализующими функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.

Человек входит в множество систем – физических, биологических, социальных. Когда говорят, что человек – существо физическое (или биологическое, социальное, нравственное и т.д.), то подразумевают соответствующую систему, звеном которой он и является.(Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Г. Оллпорт)

В средовом подходе личностьотождествляется с содержанием того, чем обладает и владеет ребенок, с те, что он имеет и умеет или желает «иметь или уметь».(В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, М.С. Бернштейн и др.)

Среда с функциональной точки зрения определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность. Значение среды в воспитании осознавали многие: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и др.)

Отношенченский подход объясняет, что человек выражает себя как личность через проявляемые к общественным явлениям отношения. Школьник становится личностью по мере формирования его социальных отношений к людям, государству, Родине, труду, прекрасному, природе, науке и т. д. Еще С.Л. Рубинштейн указывал на то, что в основе формирования личности лежат два психических процесса – отражение и отношение. Отражение – основа обучения. Отношение же – процесс, управляемый педагогом при организованном воспитании. Роль педагога в том, чтобы содействовать социально ценному отношению.

В этом ему может помочь изучение степени развитости социальных отношений учащихся. Педагог, к примеру, не сумеет понять, отчего ребенок плохо учится, грубит, прогуливает, если не исследует его отношения и не обнаружит своеобразия его реальных связей с окружающими людьми.(А.С. Макаренко)

С точки зрения гуманистического подхода личность рассматривается как совокупность системных психических – природных – свойств и качеств индивида. Цель образования личности – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Личностный (личностно-центрированный)подход. Его концептуальные идеи были разработаны в 60 – е годы 20 века представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу, В. Франклом и др., которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребенка.

Следует отметить, что личностный подход выступает базовой ценностной ориентацией современного педагога. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становления самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Т.о., учитель должен знать, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый учение чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, его никто не может оскорбить.(В отеч. Педагогике идея личностного подхода разраб. С 80-х годов 20 века К.А. Альбухановой, А.В. Петровским, В.П. Давыдовым и др.)

ЛИЧНОСТЬ –человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально – значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

2. Теории развития личности

Проблема соотношения биологического и социального – одна из наиболее важных и сложных проблем антропологии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источниках и факторах развития человека между сторонниками основных философско – психолого – педагогических концепций.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления – биологическое, социологическое и биосоциальное.

Наши рекомендации