Послесловие к главе 15
В книге этого не было. Послесловие взято из блога, который ведет Айрат Димиев на сайте pedsovet.org. Собственно, там тоже опубликована эта книга — но с очень большими сокращениями, раз в семь-восемь, как-то так. — Прим. оцифровщика
Дорогие друзья! Мое повествование подходит к концу. Остается ещё одна заключительная глава. Перед тем как её публиковать, я решил написать послесловие к главе 15. Этого материала нет в книге, так как события, описанные там, произошли уже после выхода ее в свет. Так что вы будете первыми читателями этого материала. Материал сырой, на обработку времени нет. Так что прошу прощения за стилистические и возможные грамматические ошибки. (Я постарался их исправить как мог — прим. оцифровщика.)
Ничего особо выдающегося в тот учебный год больше не было. Хватку директор ослабил, но от своей идеи не отказался. Поскольку идея сама по себе была неосуществимая, то все продолжали просто имитировать то, что он хотел видеть. Все это несколько мешало работать, но в целом жизнь продолжалась.
В марте–апреле того же года перед началом TAKS-тестов была проведена усиленная подготовка студентов. Сильнее всех это опять-таки затронуло учителей химии и биологии. Во-первых, нас заставили оторваться от учебной программы и заниматься проработкой вопросов из прошлогодних тестов в своих классах. Во-вторых, нас поменяли местами: учителей химии отправили в класс к изучающим биологию, а учителей биологии к изучающим химию. Таким образом, я был на несколько дней отлучен от своих благополучных студентов и помещен в обычный класс. Это было как погружение в совершенно другой мир, о существовании которого я уже начал забывать, что в очередной раз напомнило мне о суровой действительности американской школы.
В тот год такая массированная подготовка к тестам дала некий результат. Показатели тестов улучшились на несколько процентов, а нам даже выдали небольшую премию.
Следующий учебный год (2007–08) также прошел без особых эксцессов, если не считать того, что «маразм крепчал». Стали требовать множество отчетных форм, многие из которых нужно было выполнять в электронном виде в специально разработанных для этого программах, что совершенно не оставляло времени на собственно учительскую работу — подготовку к урокам и проверку работ. Похоже, наш директор искренне верил, что это все дает результат. На самом деле результат был отрицательный. Во-первых, ученики, давно смекнувшие, что новая система оценки сулит им легкую жизнь, стали меньше заниматься. Все учителя одновременно начали замечать, что общий уровень подготовки студентов в школе стал значительно ниже, чем год тому назад.
Во-вторых, и это самое смешное, директор так и не добился, на мой взгляд, главного — синхронного преподавания учителями предмета, по крайней мере среди преподавателей химии. Хотя он и требовал от нас, чтобы в классе ученики выполняли одни и те же задания, чтобы были одни и те же контрольные работы и одни и те же экзамены.
IB классы я вел один, и потому мне не нужно было ни под кого подстраиваться, а вот PreIB классы вели одновременно три преподавателя, включая меня и небезызвестную читателю мисс Гримм. По идее, мы должны были вместе писать учебные планы, готовить вопросы к контрольным работам и к семестровым экзаменам. На деле этого не получалось. У меня на это просто не было времени, так как я вел дополнительно два других дипломных курса для IB студентов. О кооперативных же способностях бабушки Гримм я уже писал ранее. В результате на собрания для совместной работы мы приходили, а вот работать вместе не получалось. Мисс Гримм и ей подобные попросту саботировали это мероприятие, превращая его в полную бессмыслицу. Экзаменационные же билеты по этому курсу пришлось готовить нашей третьей коллеге.
Билеты получились очень простые и не совсем по теме. Несмотря на это, я был вынужден предложить их своим студентам на экзамене. Все что угодно — лишь бы начальство было довольно и от греха подальше. Единственное, что я сделал, так это добавил в билеты собственные вопросы, и оценивал ответы во многом именно по ним. Но формально я был чист — использовал общешкольный экзаменационный билет, как того требовал директор.
Какого же было мое удивление, когда я узнал, что мисс Гримм в своих классах полностью проигнорировала эти билеты и провела экзамен по своим собственным билетам двадцатилетней давности… По другому и быть не могло, она и не пыталась преподавать тот материал, который значился в новой школьной программе. Её студенты этот тест просто бы завалили.
Вы чувствуете разницу? Я тоже не очень-то следовал этой программе, но мои студенты были подготовлены так, что они с легкостью ответили бы на все вопросы билетов, подготовленных другим преподавателем. Мне даже пришлось искусственно усложнять билеты, чтобы мои детки не получили незаслуженно высоких оценок. А бабушка Гримм прекрасно понимала, что её студенты на эти вопросы не ответят. Пишу об этом не из самолюбования, а чтобы читателю была более понятна ситуация.
Таким образом, все эти затеи нашего директора результата не дали. Заставить работать бездельников не удалось. Те, кто раньше ничего не делали, так и продолжали ничего не делать. Тем же, кто пытался действительно учить студентов предмету (как ваш покорный слуга), все эти реформы только усложнили жизнь. Мне пришлось больше и больше подстраиваться под других учителей химии, менять последовательность преподавания различных тем, от чего, разумеется, страдало мое преподавание. Я уже не говорю о нервозной обстановке со всеми её вытекающими последствиями.
Все эти годы с начала директорской реформы у нас отмечалась неимоверная текучесть кадров, особенно среди заместителей директора. По своей должности они должны были служить проводниками директорских идей в жизнь. Видимо, они их все-таки не очень-то разделяли и спешили перейти на другое место буквально через год после работы в нашей школе. Это очень показательно, поскольку обычно завучи, получив такое сладкое место, не уходят с этой работы вплоть до пенсии. Кроме как на повышение или в связи со сменой места жительства.
Ушел на повышение и наш Виктор Уиллис, подтвердив тем самым циркулирующие ранее слухи. Надо отдать ему должное, что он изо всех сил старался. Ему ведь нужно было отличиться, чтобы записать как можно больше очков в свой зачет. Поэтому он два года очень активно носился с идеями старушки Килго, стараясь претворить их в жизнь. Будучи же очень далеким от реального преподавания, он не мог понять, что это в принципе невозможно претворить, а многие исходные позиции в её построениях просто ложны. Я, кстати, как-то высказал это в слух на одном из собраний. При этом Виктор посмотрел на меня с этаким сожалением. Мол, ты, конечно умный, парень, но зачем же ты так? Куда же ты лезешь? Кто ты и кто Килго? Тот факт, что я кандидат наук по химии, имею огромный опыт преподавания и пользуюсь уважением студентов и их родителей, не сыграл никакой роли не сыграл абсолютно никакой роли в определении истины. Очевидно, потому, что эта истина уже была заранее определена.
Так вот, Виктор ушел, и на его место пришел новый завуч — мистер Морроу. Несмотря на свою относительную молодость, держался он очень уверенно, играя роль такого тертого крепкого орешка, не допускающего никаких возражений. Один из его любимых приемов в общении с учителями заключался в том, чтобы подцепить на крючок за какую-нибудь формальную мелочь, а потом благосклонно простить, сделав тебя таким образом своим должником.
С его непосредственным участием произошла интересная история, в которой я помимо своего желания оказался центральной действующей фигурой. Шел март 2008–09 учебного года, подходила пора государственных тестов, а значит, и подготовки к ним. Морроу спустил нам расписание этих мероприятий, и я обнаружил, что меня снова ошибочно в него включили. Это происходило и два предыдущих года при Викторе. После моих обращений эту ошибку Виктор исправлял.
Здесь я должен объяснить суть вопроса, так как вокруг этого все и закручено. TAKS-тест сдается в два этапа. Первый — как бы подготовительный, в десятом классе. Второй — зачетный, или, как они его называют, Exit Level, — в одиннадцатом классе. Тот, кто успешно сдал тест в одиннадцатом классе, далее к нему уже не возвращается. Тот же, кто завалил, имеет шанс попробовать свои силы ещё раз в двенадцатом классе. Большинство учеников Lamar High School благополучно сдают его, как и положено, в одиннадцатом классе.
Это в первую очередь касается моих умненьких студентов из IB-классов. В моем Higher Level IB-классе все двенадцатиклассники. Это у них уже третий год изучения химии в школе. Как правило, это сливки школы, так как немногие отваживаются взять этот курс. Их всего пара десятков на 3000 учеников.
Standard Level IB-класс состоит из двенадцатиклассников и одиннадцатиклассников примерно 50 на 50. Те, что в 11-м классе, должны сдавать TAKS тест, как все смертные. Все дело лишь в том, что, будучи очень умненькими студентами, они сдают этот тест безо всяких проблем. Понятно, что ни в какой подготовке к тесту эти студенты не нуждаются. Что им на самом деле нужно, так это сдать выпускной IB тест с как можно более высоким баллом. Поэтому в предыдущие годы Виктор, не владея ситуацией, включал меня и моих студентов в график подготовки к тестам, а потом после моего обращения исправлял эту ошибку.
Поэтому я думал, что так будет и на это раз. Как полагается, послал Морроу по электронке сообщение, где все изложил. В ответ — тишина. Через две недели посылаю ещё одно письмо — та же реакция. Пошел к нему в кабинет на личную встречу, думаю может замотался человек, просто забыл про мой вопрос, не вник и пр. Начинаю излагать ему суть вопроса и вижу, что он меня просто не слушает. Точнее слушает из приличия, но совершенно не пытается вникнуть в то, что я говорю. Когда я закончил, он с видом человека как минимум уровня министра, обремененного государственными проблемами, благосклонно произнес: «Я все понимаю, постараюсь сделать все что возможно, но ничего не обещаю…»
Ну, думаю, ладно, не буду метать бисер перед свиньями, мне, что ли, больше всех надо? Все равно, когда придет время, поменяешь расписание, никуда не денешься, против здравого смысла же не попрешь. Напомню, что по графику (rotation schedule) я должен идти в биологический класс повторять с ними химию. В это время в мой класс должен прийти тот самый учитель биологии — повторять с моими учениками биологию. Весь парадокс ситуации в том, что моим студентам никакая биология не нужна. Они, будучи двенадцатиклассниками, и теста уже никакого не сдают! А их включили в расписание подготовки к тестам! Что им на самом деле нужно, так это сидеть в классе и внимательно слушать каждое мое слово, так как через месяц с небольшим им сдавать IB тест.
Так вот время подготовки к тестам подошло, ничего не изменилось, и я решил для очистки совести все-таки написать ещё одно письмо — на этот раз директору. Привожу оригинал письма.
From: Dimiev, Airat M
Sent: Tuesday, April 07, 2009 1:28 PM
To: To: McSwain, James A.
Cc: Morrow Jr, Quitman R.; Mallam, Jon P
Subject: TAKS Review rotation schedule
Dear Dr. McSwain,
This is the expression of my deepest concern about my DP students. I am writing in my last attempt to bring the common sense in to our TAKS review rotation schedule. I have previously addressed the question to Mr. Morrow, but he insists that we are doing everything right and nothing is going to be changed. I fully understand how important the TAKS test results are, but at the same time I believe that we can achieve high TAKS result without unnecessary sacrificing of success and future lives of our DP students. My strong believe as the chemistry teacher is that the way I am personally involved in rotation schedule doesn’t reflect my students’ needs. I still strongly believe that my diploma classes shouldn’t be involved in review procedures. Since nobody from the school administration ever asked my opinion about this matter, let me provide my reasoning here one more time. I will do it for HL and SL classes separately.
1. SL class. Half of the SL class students are seniors and they do not need any TAKS reviewing. The second half which are juniors are the best students at Lamar, because the best students only can take SL Chemistry on a junior year. I checked their TAKS scores for 2008, and they all performed on commended level. They will definitely pass it this year on commended level again. Today is the second day I am doing reviewing with them. They already know everything, and the reviewing is nothing more for them rather than boring procedure. What a waste of time! However not everything is so good with their IB DP studies. For many reasons the general level of preparedness for IB final exam among SL students is very far from being good. I am already behind the pacing guide, and taking out additionally 11% of annual instructional time for TAKS will not leave any chance for most of them to get decent scores on their IB final exams. Because of this matter, I have just changed my previously predicted grades by bringing them one point down. Now the most of the grades are «2» and «3», and this is the real fact. There is another formal issue. They going to miss two labs which were scheduled for April, and now they do not meet the 40 hours labs requirement. Formally they are not allowed to take the final, and I must notify them and Mr. Mallam about this matter. What should I do with this matter? Please advice. There is one more question. Why Dr. Balaco’s SL Environmental class students are not involved in reviewing, but mine are? They are in the same situation. Where is the logic?
2. HL class. Can anybody explain me why my HL class (100% seniors) is involved in reviewing? I am still in rotation schedule and the next week I will have to go to biology class, so my HL students will not have me for four lessons! What is the reason of doing this? I tried to find the logic in taking me out of my students, and the only reason for this decision is to use me to teach chemistry in another class. To teach very basics of chemistry, which any IPC teacher can easily do. Is this the most effective way to use the person with PhD degree? With the same effectiveness you can use me to coach the school’s soccer team.
I will definitely do whatever you want me to do, but if we really care about our students, there are always the ways we can do things better.
Sincerely,
Dr. Dimiev
Для тех, кто не силен в английском, краткое пояснение. Я пишу о том, что, во-первых, мои студенты не сдают никакого теста, а во-вторых, что если у них изъять преподавателя на три с половиной недели, то им будет очень проблематично сдать IB-тест. Я просто физически не успевал дать весь предусмотренный программой материал. Мы и так потеряли в начале года две недели из-за урагана Ike, который заметно потрепал Хьюстон. Если забрать у студентов ещё три с половиной недели, то шансов на нормальную оценку у них вообще никаких.
Ответ директора меня просто потряс.
From: McSwain, James A.
Sent: Tuesday, April 07, 2009 4:04 PM
To: Dimiev, Airat M
Cc: Morrow Jr, Quitman R.; Mallam, Jon P
Subject: RE: TAKS Review rotation schedule
Dr. Dimiev,
It is a little late to be bringing up this matter. You have known for some time this was coming. I do not believe that your class is 100% seniors. All students taking TAKS must participate. Our diploma students have not scored the commended level on TAKS. This is primarily because they lack skills in subjects tested on TAKS that are not part of the grade level science class. You can come by and see me tomorrow afternoon, but if you want to do anything differently, I will expect to see a suggestion with regard to how you will meet your obligations in the review process. And, all students taking TAKS must be reviewed. Furthermore, please have all your discussions with administration only.
Sincerely,
James McSwain
Директор мне пишет, что я поздновато поднял этот вопрос, и объясняет, как важно то, что мы делаем (подготовка к тестам). Среди прочего он пишет, что не верит, что 100% учеников в моем классе двенадцатиклассники. Я отвечаю:
Dr. McSwain,
The entire point of my previous message was to inform you about the problem. As a teacher I felt self obliged to inform the school principal about what is going wrong. Otherwise I would share responsibility for the wrong decision. Now I have done what I must, so I fulfilled my obligations. Just few more statements concerning your respond:
1. I do not want to do anything differently. I do and I will follow all of the administration instructions in very single details.
2. I have not known that this is coming, because we never involved DP classes in reviewing procedures in the past, and I strongly believed that we wouldn’t.
3. I do not know why do you think I am lying, but all the students in HL class are seniors believe you or not. This is the matter of the fact. And this is very difficult to understand why this very class is involved in reviewing.
4. You did not answer my previous questions. I do not know what to do with IB DP internal assessment procedures. I would like somebody to give me clear directions to follow.
5. It is still not late to fix the problem. Intension to do it is the only thing one needs.
Thank you,
Dr. Dimiev
Вкратце я пишу, что все без исключения студенты в моем HL классе двенадцатиклассники, неважно, верит он мне или нет, и что теперь я выполнил свой долг и больше не разделяю ответственность за его ошибочные решения. Ещё я напомнил, что он не ответил на мой предыдущий вопрос, как в сложившейся ситуации выполнить требования IB программы по набору 40 часов лабораторных работ.
Ответа на мое последнее послание не последовало. Все оставалось по-прежнему. Видимо, директор пошел не принцип и решил показать кто в доме хозяин. Но самое грустное, что пытаясь игнорировать меня, он игнорировал здравый смысл. Он клал на алтарь своих амбиций выпускные отметки учеников школы. Я никогда не думал, что он когда-либо сможет такое проделать с IB классами — визитной карточкой школы, которая по сути и дает школе её сегодняшний статус, позволяя набирать умных студентов со всего города. Я очень переживал за своих студентов, а ещё мне было больно взирать на этот беспредел. Надо отметить, что к тому времени мои студенты уже начали по-одному и по-двое заходить на прием к Морроу и директору и возмущаться тем что происходит.
Тогда я вспомнил ещё об одной козырной карте в своей колоде, которую я до этого за восемь лет работы ни разу не разыгрывал. Эта карта — родители. Родители очень мощный фактор в американской школе. Как я писал в непубликуемой на этом сайте главе 11, при грамотной жалобе родителей не только учитель, но и директор не усидит на своем месте. Я проинформировал своих студентов что если что-то и изменит ситуацию, так это вмешательство родителей…
…Студенты своими тревогами с родителями поделились. Тут такое началось! Удивительно, но директор выдержал и это. Ему все же пришлось убрать HL класс из этого rotation schedule, но при этом он оставил SL классы, ссылаясь на то, что 50% там одиннадцатиклассники.
Спустя несколько дней мистер Морроу при встрече честно признался, что главной задачей вовлечения меня в это мероприятие было не повторение биологии с мои студентами, а то, чтобы такой учитель как я занимался химией в другом классе с другими студентами. Вот это было похоже на правду — мои способности им хорошо известны. Почему бы не воспользоваться человеком? Классы мне дали такие, что «мама не горюй». Удивляет лишь то, с какой легкостью и цинизмом директор принес на алтарь TAKS тестов успех студентов-дипломников в IB программе.
Кстати, TAKS тесты в этом году школа провалила. Результаты оказались не лучше, а даже немного хуже, чем год назад! И это несмотря на усиленную подготовку и всяческие жертвы. Дело в том, что тест сдавало поколение студентов уже два или три года учившихся (точнее не учившихся) после начала действия директорской реформы.
А результаты IB тестов в SL классе оказались очень удручающими…
Глава 16