Тема: «Психология детей с интеллектуальными нарушениями»
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
Курс ФМиИ, ФФ
Преподаватель: Кузнецова Е.В.,
Кандидат психологических наук, доцент
Семинар № 1
Тема: «Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»
1. Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики с другими науками.
2. Становление и развитие специальной психологии и коррекционной педагогики в России и за Рубежом.
3. Основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики.
4. Определение понятия коррекционно-педагогической деятельности, специальные принципы коррекционно-педагогической деятельности (знать общепедагогические принципы).
5. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической реабилитационной работы (нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в образовательном учреждении, работа психолого-медико-педагогической консультации, её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка).
6. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности в работе с детьми с нарушением в развитии и поведении, основные шаги.
Литература:
1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А.
Сластенина.
3. Специальная психология. / Под ред. Лубовского В.И. М., 2003
4. Специальная психология. / Под ред. Шипицыной. Л.М. СПб., 2003
5. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб.., 2003
6. Основы специальной психологии. /Под ред. Кузнецовой Л.В. М., 2003
7. Специальная педагогика. /Под ред. Назаровой Н.М. М., 2002.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
коррекционной работы психолога. - М., 2000.
Семинар № 2.
Тема: «Феномен отклоняющегося развития»
1. Понятие «нормы» и «патологии» на современном этапе развития специальной психологии и коррекционной педагогики.
2. Вклад культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского в понимании в понимании сущности феномена нарушенного развития.
3. Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения различных психологических школ.
4. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.
5. Механизмы формирования системных отклонений. Первичные и вторичные нарушения.
6. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений.
7. Причины возникновения отклонений в развитии.
8. Типы нарушений развития (классификации). Теоретические и эмпирические классификации.
9. Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.
Дополнительные вопросы.
1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии?
2. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»?
3. Какие факторы опосредуют влияние патогенного воздействия?
4. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития?
5. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии?
6. Что представляет собой классифицирование как метод научного познания?
7. Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?
Литература.
1. Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 2008.
2. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.
3. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003
4. Специальная психология/Под ред. Сорокина В.М., Кокоренко В.Л. - СПб.,2003
5. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том 2 (стр.248). - М.,2002
6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. - М„ 1999.
Семинар №3.
Тема: «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями»
1. Понятие особых образовательных потребностей и содержание специального образования.
2. Принципы специального образования.
3. Основы психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации) (Лит. №7, с.152)
4. Технологии и методы специального образования.
5. Формы и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
Литература:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,
2001.
2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А.
Сластенина. -М„ 1999.
3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.
4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000.
5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.
6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003.
7. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова и др. – Ростов–на-Дону, 2007.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001.
9. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003.
Семинар №4.
Тема: «Психология детей с интеллектуальными нарушениями»
1. Олигофренопсихология, предмет и задачи. Причины возникновения умственной отсталости. Умственная отсталость, олигофрения, деменция. В чем заключаются основные отличия олигофрении от деменции.
2. Основные классификации детей с умственной отсталостью.
3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью (памяти, внимания, мышления, личностные особенности).
4. Специальное образование детей с умственной отсталостью. Специфика содержания, методы.
5. Психология детей с задержкой психического развития. Причины возникновения. Основные формы задержки психического развития.
6. Психологические особенности детей с ЗПР. Определите особенности психического развития в зависимости от формы ЗПР.
7. Специальное образование детей с ЗПР. Обучение в специальных классах в общеобразовательной школе (Интегрированное обучение детей с ЗПР. В чем заключается специфика работы классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) (нормативно-правовая база, правила набора детей в КРО, организация учебного процесса учителями в КРО. В чем отличие классов КРО и ККО (класс компенсирующего обучения), Определите проблемы интегрированного обучения на современном этапе развития коррекционной педагогики).
Дополнительные вопросы.
1. Назовите отличия детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР.
2. Специфика адаптации умственно отсталых детей.
3. Специфика адаптации детей с ЗПР.
Литература:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,
2001.
2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А.
Сластенина. -М„ 1999.
3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.
4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000.
5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.
6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001.
8. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003.
9. Обучение детей с нарушениями интеллектуально развития: (Олигофренопедагогика)/Под ред. Б.П. Пузанова – М., 2000.
Семинар №5-6