Тема: «Психология детей с интеллектуальными нарушениями»

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

Курс ФМиИ, ФФ

Преподаватель: Кузнецова Е.В.,

Кандидат психологических наук, доцент

Семинар № 1

Тема: «Специальная педагогика и психология в системе наук о человеке»

1. Объект, предмет и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики с другими науками.

2. Становление и развитие специальной психологии и коррекционной педагогики в России и за Рубежом.

3. Основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики.

4. Определение понятия коррекционно-педагогической деятельности, специальные принципы коррекционно-педагогической деятельности (знать общепедагогические принципы).

5. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической реабилитационной работы (нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в образовательном учреждении, работа психолого-медико-педагогической консультации, её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка).

6. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности в работе с детьми с нарушением в развитии и поведении, основные шаги.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А.
Сластенина.

3. Специальная психология. / Под ред. Лубовского В.И. М., 2003

4. Специальная психология. / Под ред. Шипицыной. Л.М. СПб., 2003

5. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб.., 2003

6. Основы специальной психологии. /Под ред. Кузнецовой Л.В. М., 2003

7. Специальная педагогика. /Под ред. Назаровой Н.М. М., 2002.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и
коррекционной работы психолога. - М., 2000.

Семинар № 2.

Тема: «Феномен отклоняющегося развития»

1. Понятие «нормы» и «патологии» на современном этапе развития специальной психологии и коррекционной педагогики.

2. Вклад культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского в понимании в понимании сущности феномена нарушенного развития.

3. Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения различных психологических школ.

4. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.

5. Механизмы формирования системных отклонений. Первичные и вторичные нарушения.

6. Депривация и ее роль в формировании системных отклонений.

7. Причины возникновения отклонений в развитии.

8. Типы нарушений развития (классификации). Теоретические и эмпирические классификации.

9. Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

Дополнительные вопросы.

1. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии?

2. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»?

3. Какие факторы опосредуют влияние патогенного воздействия?

4. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития?

5. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии?

6. Что представляет собой классифицирование как метод научного познания?

7. Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?

Литература.

1. Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 2008.

2. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.

3. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003

4. Специальная психология/Под ред. Сорокина В.М., Кокоренко В.Л. - СПб.,2003

5. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том 2 (стр.248). - М.,2002

6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А. Сластенина. - М„ 1999.

Семинар №3.

Тема: «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями»

1. Понятие особых образовательных потребностей и содержание специального образования.

2. Принципы специального образования.

3. Основы психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации) (Лит. №7, с.152)

4. Технологии и методы специального образования.

5. Формы и средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Литература:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,
2001.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А.
Сластенина. -М„ 1999.

3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000.

5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.

6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003.

7. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова и др. – Ростов–на-Дону, 2007.

8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001.

9. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003.

Семинар №4.

Тема: «Психология детей с интеллектуальными нарушениями»

1. Олигофренопсихология, предмет и задачи. Причины возникновения умственной отсталости. Умственная отсталость, олигофрения, деменция. В чем заключаются основные отличия олигофрении от деменции.

2. Основные классификации детей с умственной отсталостью.

3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью (памяти, внимания, мышления, личностные особенности).

4. Специальное образование детей с умственной отсталостью. Специфика содержания, методы.

5. Психология детей с задержкой психического развития. Причины возникновения. Основные формы задержки психического развития.

6. Психологические особенности детей с ЗПР. Определите особенности психического развития в зависимости от формы ЗПР.

7. Специальное образование детей с ЗПР. Обучение в специальных классах в общеобразовательной школе (Интегрированное обучение детей с ЗПР. В чем заключается специфика работы классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) (нормативно-правовая база, правила набора детей в КРО, организация учебного процесса учителями в КРО. В чем отличие классов КРО и ККО (класс компенсирующего обучения), Определите проблемы интегрированного обучения на современном этапе развития коррекционной педагогики).

Дополнительные вопросы.

1. Назовите отличия детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР.

2. Специфика адаптации умственно отсталых детей.

3. Специфика адаптации детей с ЗПР.

Литература:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.,
2001.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / Под ред. В.А.
Сластенина. -М„ 1999.

3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.

4. Усанова О.Н. Специальная психология.М., 2000.

5. Специальная педагогика / Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2000.

6. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. - М.,2003.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М., 2001.

8. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.,2003.

9. Обучение детей с нарушениями интеллектуально развития: (Олигофренопедагогика)/Под ред. Б.П. Пузанова – М., 2000.

Семинар №5-6

Наши рекомендации