Структура образовательного пространства
...Я человек; как бог, я обречен
познать тоску всех стран и всех времен.
И.А. Бунин
Образовательное пространство — одна из недостаточно разработанных категорий педагогической науки, которая находится в стадии накопления представлений. Количество субъективных представлений определяет качество объективности определений, помогает сформировать истинные понятия. Понятия являются истинными, если правильно выбрана отправная точка и не нарушена логика продвижения. В качестве отправной точки возьмем отношения внутреннего и внешнего мира субъекта, отношения идеального и реального, которые описываются формулой: «Я в нем, он во мне». Нас окружает внешний мир, реальность, существующая объективно, независимо от нас. Мы его впускаем в себя, в свое сознание, осознаем. Та часть окружающего мира, которая через органы чувств соприкасается с нашим сознанием, воспринимается, запоминается, осмысливается (т.е. проникает в наш внутренний мир) в зависимости от того, насколько наш внутренний мир охватывает внешний, и есть образовательное пространство. Это пространство осознаваемого, меняющее наш внутренний образ.
Контакт с окружающим нас трехсферным миром «био — социо — дух» происходит через «движение — слово — мысль» в их целостности и единстве и проявляется как действие. Действие внутренне непротиворечиво, если мысль — слово — движение находятся в соответствии или несоответствии, не достигающем конфликта. Такое действие является осмысленным, осознанным. Оно меняет внутренний образ и по сути своей — есть образовательный процесс.
В разные исторические периоды выделялась особая значимость в образовательном пространстве одной из сфер. Так, Я.А. Коменский подчеркивал значимость природы: «... природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе..., природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным»[32].
В более поздний период особо отмечалась значимость социальной сферы. «Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» (Б.Г. Ананьев). «Это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих данному обществу, оказывается поведение их современников»[33].
Влияние социальной среды проявляется больше всего через слово, язык. «Можно сказать, что перенесение из той социальной среды, где он был создан, в другую, связано с двоякого рода трудностями. Первая состоит в том, что испытуемые, принадлежащие к другой культуре, по-своему воспринимают текст, переосмысливают на свой лад его задания, поскольку они оперируют своей системой значений и семантических отношений между ними... Вторая трудность состоит в языковой трансплантации текста»[34].
Целостность образовательного пространства, его трехсферность была замечена еще в глубокой древности: «... ведь не всякое положение, не всякий сан, не всякий авторитет, не всякий возраст и подавно не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений» (Цицерон). Достаточно четко причастность субъекта к целостному образовательному пространству сформулирована Б.Г. Ананьевым: «... сочетание в человеке свойств субъекта труда, общения и познания определяет организацию человека в целом как субъекта деятельности и личности»[35].
Образовательное пространство — пространство, в котором совершаются образовательные процессы, т.е. осуществляется и осознается взаимодействие с окружающим миром. В педагогических процессах оно специально сужается, ограничивается, направлено в определенное русло во временных (современность и история) и событийных (в зависимости от изучаемого содержания) аспектах. Количественные и качественные характеристики образовательного пространства в педагогическом процессе в значительной степени зависят от преподавателя, его внутренней культуры, кругозора, мировоззрения. И потому профессиональная подготовка преподавателя направлена не только на овладение определенным содержанием, но и на формирование общей культуры, духовности, экологической культуры.
Признание равной значимости внутреннего и внешнего образовательного пространства сегодня представляется одной из актуальных проблем образования. Так уж повелось, человек старается узнать как можно больше об окружающем мире, чтобы себя обезопасить, не прослыть невеждой. В этом стремлении он так увлекся, что не заметил насколько отстали его познания о самом себе, о своем внутреннем мире и обусловленной им избирательности интереса к окружающему миру, которая в современном информационном поле совершенно необходима. Именно эта избирательность и определяет собственное образовательное пространство. Будучи безмерным, внешний мир как источник информации, требует упорядоченного отношения к нему. Его содержание становится внутренним содержанием, в чем и состоит сущность образовательных процессов, если ведется работа с ключевыми словами относительно информации, обозначающей содержание: для чего? что? как?
Понятие содержания образовательного пространства легко усваивается, если подойти к нему семантически. Производное от слова «содержать», а еще точнее «держать», «задержать» указывает на генезис содержания, которое складывается путем удержания во внутреннем доли безграничного внешнего содержания. В свою очередь, внешнее содержание, содержание окружающего мира является интеграцией множества внутренних содержаний. Представляется ситуация обмена между субъектами имеющимися у них содержаниями. Более глубокое понимание обмена содержаниями требует более глубокого представления о содержании как о наполнении информацией каждого сознания (представлено моделью).
Н. Винер пишет: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств»[36]. В нашей модели: «М» — материализованная информация, усвоенная субъектом репродуктивно памятью. Это те готовые знания, которые поддаются контролю, оценке. «И» и «Э» — интеллектуальное и эмоциональное — более «тонкая материя», духовное, произведенное самим субъектом знание, продуктивное содержание.
Интеллектуальное предполагает производство собственных мыслей в поисках связей в усвоенном знании, переход от репродуктивного к продуктивному, т.е. это процесс, результат которого — интеллектуальный продукт, новое знание, а значит, это труд, который требует напряжения, воли и является творчеством, созданием нового, субъективным открытием, пониманием ранее непонятного.
Эмоциональное — составная часть процесса мышления. Эмоциональный фон создает ту среду, атмосферу, которая влияет на процесс мышления, стимулируя его (или наоборот), активизируя его (или наоборот). Эмоциональная часть внутреннего содержания обусловлена степенью удовлетворения потребностей и подвержена влиянию интеллектуального. Критерием их взаимодействия выступает разум, разумность действий. Что занимает мысли каждого из нас? Безусловно, то, что ценно, важно, интересно, то, что волнует. Эмоции и интеллект участвуют в осознании окружающего мира. Эмоции подпитывают интеллектуальную активность, интеллект способен погасить («уговорить») эмоции или усилить их вескими аргументами. Ценность того или иного объекта концентрирует на нем внимание, восприятие, память; в процессе мышления устанавливаются связи. Образовательное пространство сужается или расширяется, в зависимости от размещенных в нем субъективных ценностей для удовлетворения потребности. Образовательное пространство — это особая часть окружающего мира, с которой в данный момент происходит взаимодействие в самом широком смысле: индивид взаимодействует с природой, личность — с обществом, человек разумный — с Вселенским Разумом в духовном пространстве, в их взаимосвязи, единстве и целостности.
Чтобы разобраться в многообразии внутренних ценностей, их 'можно классифицировать, выделив приоритеты и распределив их как соответствующие позиции «индивид», «личность», «человек».
Причастность индивида к «био» | Позиция — индивид | Ценности — индивидуальность |
Организм (род, пол, темперамент…) Родители Родина Земля | Часть природы Сын, дочь Сын Отечества Человек | Здоровье Любовь к отчему дому Любовь к Родине Общечеловеческие (жизнь, любовь к природе, братство...) |
Причастность личности к «социо» | Позиция — личность | Ценности — личностные |
Семья Коллектив Региональная общность Национальная общность Профессиональная общность Общество Мировое сообщество | Член семьи (отец, мать, ...) Должность Москвич, бакинец, ... Поляк, русский, казах... Профессионал (педагог, геолог, экономист ...) Гражданин Человек | Традиции семьи Профессионализм Любовь к родному краю Национальная культура Квалификация Патриотизм Общечеловеческие (совесть, уважение, достоинство, равенство...) |
Причастность человека к «духу» | Позиция — человек | Ценности — общечеловеческие |
Свобода Творчество Любовь Духовность | Свободный Творец добра и красоты Любящий Разумный | Демократия (свобода) Духовность Гуманизм Вера, надежда, любовь |