Образование как компонент
Жизнедеятельности
Образование - самое великое благо человека
Н.Г. Чернышевский
Жизнь и деятельность обусловлены единством взаимодействия биологического начала и социальных факторов, которые взаимосвязаны как целостность разумом, пониманием, осознанием, накоплением знания жизни для деятельности и получением знания от деятельности для жизни. Это постоянное изменение внутреннего образа в процессе осознания образует целостность естественного (Е), деятельностного (Д) и образовательного (О) начал в жизнедеятельности. Они находятся во взаимопроникновении (↔):
Образование как процесс | Психологический аспект | Педагогический аспект | Деятелъностный аспект |
Воспитание | Управление собственными потребностями | Специально организованный процесс выращивания потребностей в цели | Самоопределение в деятельности, принятие решений в конкретной ситуации |
Обучение | Усвоение новой информации об окружающем мире и себе самом | Специально организованный процесс усвоения новой информации (знание) | Овладение критериями, нормами, правилами деятельности |
Развитие | Выращивание собственных способностей путем совершения действий | Специально организованный процесс выращивания способностей | Выращивание способностей через способы деятельности |
Используя модель жизнедеятельности, можно четко обосновать функции современного образования, его ориентирующую роль в отношениях с окружающим миром как причастность к пространству «био — социо — дух». Единство и целостность, взаимопроникновение компонентов: «природа», «общество», «человек», предполагает рассмотрение функций образования также в их единстве и целостности. Их условное разделение предназначено для анализа.
Итак, используя модель, выделяем функции образования:
Связь образования и культуры самая непосредственная: образование как процесс есть изменение внутреннего образа в соответствии с культурой, множества субкультур; как результат — это культурный уровень личности, включающий культуру профессиональную, коммуникативную, мыслетехническую, рефлексивную; культуру нравственную, правовую, политическую, эстетическую и т.д.; культуру экологическую и экономическую. Существует стереотип деления в профессиональной подготовке специального и общекультурного компонентов. Вряд ли один может существовать без другого, они взаимообусловлены как в сущности, так и в проявлениях, ибо профессиональная деятельность включает умение самоопределяться и владеть не только знанием, правилами, но и способами деятельности. Образование как приобщение к культуре предполагает использование ее в деятельности, во всех ее компонентах: самоопределении, критериях, способах деятельности. За несколько последних лет мы наблюдаем появление в нашей действительности новых дефиниций: «корпоративная культура» и вслед за ней механизм ее обеспечения — «корпоративное образование»; «субкультура» и неформальное образование в ней.
Образовательные процессы, формальные и неформальные, происходят на связи внутреннего с внешним, осуществляют их взаимопроникновение: внутреннего во внешнее — осознание, внешнего во внутреннее — отражение, в результате чего происходит изменение внутреннего образа. Внутренний образ, его состояние и изменение проявляется в действиях, поведении, деятельности.
Связь (О) « (Д) отражает функцию образования — подготовка деятельности и влияние деятельности на внутренний образ. Деятельность в свою очередь упражняет в способах действия и развивает определенные способности, научает культурным нормам, правилам, формирует естественное.
Связь (О) « (Е) отражает проявление духовности в социальной жизни. Это функция нравственности, совести. Социальная функция включает приобщение к социальным ценностям: культура, профессионализм, гражданственность, патриотизм и т.п.