Педагогическое взаимодействие
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ
Категория целей в педагогическом процессе. Выращивание целей путем актуализации содержания. Цели воспитания, обучения, развития. Категория содержания в педагогическом процессе. Понятие внутреннего и внешнего содержания; содержание воспитания, обучения, развития. Категория метолов в педагогическом процессе. Метолы воспитания, обучения, развития. Внутренние связи в целях, содержании, метлах как их внутренняя структура. Внешние связи целей, содержания метолов как требования к ним. Критерии целей, содержания, метолов педагогического процесса. Модели педагогического взаимодействия: авторитарные, демократические, сотрудничество, сотворчество и т.л. Гармония отношений в педагогическом взаимодействии.
Ключевые слова: педагогический процесс, цели, содержание, метод
• Формирование субъектной позиции в образовании
• Образовательный процесс
• Структура образовательного пространства
• Уели в образовательных процессах
• Методы в образовательных, процессах
• Конфликты педагогического взаимодействия
Формирование субъектной позиции в
Образовании
Знание только тогда знание,
когда оно обретено усилиями
своей мысли, а не памятью
A.M. Толстой
В основе специфики педагогических процессов в профессиональном образовании лежит особенность обучающихся (студентов) как субъектов образования, состоящая в том, что период их пребывания в учебном заведении сопровождается завершением процесса взросления не только в физиологическом, юридическом смыслах, но и в психологическом. Если учесть, что взрослость — это степень осознанности действий, то предназначение педагогических процессов заключается в том, чтобы студенты до автоматизма овладели технологией осознанного действия, которая состоит из ответов на вопросы во взаимодействиях: «для чего?» (цель), «что?» (содержание), «как?» (метод) в их единстве и целостности. Гармонизация состояния сознания обеспечивается пониманием равной значимости компонентов процесса осознания. Ее реализация в конкретных педагогических процессах позволит разрешить проблемы современного высшего образования — гуманизации и экологической культуры. Их недостаточность в процессе и результате образования общепризнанна и проявляется в каждодневных делах современного специалиста. Нарушенная чрезмерной социализацией внутренняя гармония в структуре субъекта образования как единства и целостности позиций: индивид («био») — личность («социо») — человек («дух») продолжает закрепляться моделями и технологиями деятельности преподавателя в высшем образовании.
Именно представление о субъекте образования обусловливает педагогическую позицию преподавателя, цели, содержание, методы, результаты образовательных процессов, педагогические модели и технологии. Наибольшее затруднение в практической образовательной деятельности представляет духовная, человеческая составляющая субъекта. В педагогической теории и практике утвердилось представление о субъекте образования, ограниченное биосоциальными детерминациями (индивид — личность). Закрепленное материалистическим мировоззрением, оно воплощается в массовых образовательных процессах.
Сопоставление подобного представления о субъекте образования с целостным представлением об окружающем мире показывает его усеченность, ущербность, отсутствие еще одной составляющей — духовной, связывающей его (субъекта) с духовным пространством окружающего мира, в котором разум, свобода, вера, надежда, любовь, мысль — все то, что поднимает его над материальным (бытием, обыденным), проявляется как «свобода, творчество, любовь» (НА. Бердяев), что позволяет «быть духовным — творить добро и красоту» (из Устава Курской духовной семинарии), иметь «дух — стержень сознания» (Л.Н. Толстой), что позволяет не «оскотиниться», быть человеком.
Гуманизация образования в числе проблем образования занимает одно из первых мест, подтверждая тем самым некоторое1 несоответствие существующего представления о субъекте образования с целостным представлением об окружающем мире (природа, социум, дух); недостаточность в представлении о субъекте образования духовной составляющей, привнесение которой в структуру субъекта образования делает его целостным: индивид — личность — человек («био» — «социо» — «дух»).
Очеловечивание образовательных процессов и есть гуманизация образования. Широта, массовость проблемы, ее значимость для практики ставит перед педагогической наукой задачу разработать и описать такие модели и технологии педагогического действия, которые позволили бы массовой педагогической практике разрешить проблему гуманизации — освоить новые нормы и способы педагогической деятельности в высшей школе.
Вопрос о структуре субъекта образования — основополагающий в педагогической науке. Отвечая на вопрос как организовать образование, разрабатывая модели и технологии образовательных процессов, педагогическая наука опирается на представления о субъекте образования. Истинность научных обоснований в педагогике обусловлена пониманием структуры субъекта образования как части окружающего мира, гармонично с ним сосуществующего.
В данном контексте представление о структуре окружающего мира лежит в основе представлений о структуре субъекта образования, единичного или коллективного. Окружающий нас мир, безусловно, — Природа. Системное представление его возможно по разным основаниям. В контексте педагогических подходов целесообразно представить его подсистемы как биосферу, социум и духовное пространство. Их равнозначность и рядоположенность — особенность образовательной ситуации конца XX в. Взаимосвязь «био» — «социо» исторически претерпевала изменения от господства первого над вторым, до господства второго над первым. Переход из крайности в крайность, свойственный современности, — не лучшая траектория, не лучшее состояние. Подтверждение тому — уровень конфликтности во всех сферах жизнедеятельности. Устойчивость, равновесное состояние систем требует прежде всего тенденции перехода от крайностей к середине, истине. Это утверждение бесспорно, но требует ответа на вопрос: «как?». Здесь-то и возникает понимание значимости подсистемы «духовное пространство». Воспринимаемая как средство, человеческая разумность зачастую отбрасывается, подменяется другими средствами: прагматизм, выживаемость и т.п. Признание за духовной сферой функции «подсистема окружающего мира» утверждает ее равнозначность с двумя другими подсистемами: «био» и «социо», их взаимозависимость, взаимодействие, взаимообусловленность и другие взаимосвязи и отношения.
Возможное возражение, основанное на формальной логике, о том, что «социо» и «дух» части целого — Природы, безусловно, справедливо, если не учитывать те изменения, которые претерпели эти части и их отношения с целым. Если же учесть их историческое развитие и реальное состояние на пороге XXI в., то становится очевидным, что устойчивость системы «окружающий мир», восстановление утраченного гармоничного состояния возможно через саморегуляцию, соответствие подсистем, сфер: «био» — «социо» — «дух». Признание этого тезиса позволяет представить субъект жизнедеятельности, субъект образования как структуру: индивид («био») — личность («социо») — человек («дух») в их взаимосвязи, единстве и целостности. Внутреннее состояние данной структуры устойчиво, если ни одна из подсистем не гипертрофирована, если устойчива тенденция к их соответствию. Нарушение этого соответствия в процессе социализации в пользу личностности нарушило и продолжает нарушать внутреннюю гармонию, создает состояние внутреннего конфликта, ведет к столкновениям и катастрофам. В пользу равнозначности говорит и степень их динамичности. Каждый может обрести и потерять разумность — человечность, значимость для социума — личностность, и даже свою природную индивидуальность, либо собственными действиями, усилиями, либо внешними обстоятельствами. В немалой степени способствуют этому образовательные процессы, специально организованные в учебных заведениях разного уровня.
В высшем профессиональном образовании образовательные процессы организуются для субъекта — взрослого по медицинским показателям, по юридическим. В педагогических подходах важно обеспечить уровень взрослости сознания, соответствующий взрослости тела. Процесс взросления предполагает постепенные изменения, направленные на управление телом и сознанием, на обеспечение их координации. Овладение процессом координации, саморегуляции, проявляемой в осознанности действий, и является показателем взрослости. Взрослый — это осознающий свои действия, способный их проектировать, разумно преодолевать затруднения, самостоятельно решать свои проблемы. Он преодолел психологические состояния аномии, гетерономии (дефиниции, введенные С.И. Гессеном)[19]. Обретение автономии для взрослого — критериальное условие. Именно об этом говорит И.С. Кон: «Современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых»[20].
Период взросления Л.С. Выготский характеризует следующим образом: «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период»[21].
Принятие субъект-субъектных отношений в собственной деятельности — одна из профессиональных проблем преподавательского корпуса профессиональной школы. Не сформирована эта позиция и у студента его предыдущим образованием в средней школе, о чем постоянно говорится в концептуальных документах. Так, в концепции ВНИИК (1988 г.) отмечается: «... подход к ученику как к «объекту» обучения и воспитания привел в конечном счете к его отчуждению от учения, превратил его из цели в средство работы школы. В результате обучение потеряло смысл для ученика, знания оказались внешними по отношению к его реальной жизни. Таким же отчужденным от образовательного процесса оказался и учитель, лишенный возможностей самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы своей деятельности. Он утерял человеческий ориентир своей профессиональной позиции — личность ученика»[22]. Именно позиция определяет характер моделей педагогического взаимодействия, отношение к технологиям педагогического процесса.
Утвердившееся сегодня в педагогической теории и практике представление о субъекте образования, ограниченное биосоциальными детерминациями (индивид — личность), закреплено крайностями материалистического мировоззрения. Его сопоставление с целостным представлением об окружающем мире подтверждает необходимость еще одной составляющей — духовной, связывающей субъекта с духовным пространством окружающего мира. Именно там — разум, свобода, вера, надежда, любовь, мысль — все то, что поднимает его над материальным. Нарушение целостности в представлении о субъекте образования утвердилось в связи с отождествлением духовности с религией. Попытка исключить религию из общественного сознания породила социальный заказ системе образования на специалиста-материалиста. Педагогическая наука, исполняющая социальный заказ, изощряясь в своих изысканиях, старалась подменять понятия «дух», «духовность», объективно существующие в окружающем мире, в русской национальной культуре, его проявлениями: творчество, значительно меньше любовь и еще меньше свобода. Из языка не успели уйти выражения (хотя и значительно выхолощены), обороты речи: «сильный дух», «пал духом», «духа не хватило» и т.п. Возрождаемая целостность субъекта образования возвращает нас к целостности каналов взаимодействия с окружающим миром: мысль («дух»), слово («социо»), движение («био»).
Позиция индивид предполагает принадлежность природе; это всего лишь ее вид, однако особенный. Как вид индивид вобрал в себя все от своего рода, родителей. Его сознание — продукт истории и географии своих предков. В нем что-то засело крепко и проявляется, что-то в любой момент готово проснуться и проявиться — будь на то побуждающий фактор. Влияние природы на сознание сравнимо с влиянием на тело, оно различимо по полу (либо мужское, либо женское), по возрасту (ребенок, взрослый, зрелый), по движению (либо медлительное, либо быстрое). И все это в каждом присутствует, только либо в большей, либо в меньшей степени. Заложенные природой в сознании психологические состояния «ребенок», «взрослый», «родитель» учитываются, регулируются, проявляются в коммуникациях в зависимости от ситуации и состояния. Психологическое состояние индивида находится под влиянием и другого природного воздействия — полового признака, положенного в основу психоанализа 3. Фрейдом и его последователями. Трехкомпонентная структура сознания, выраженная как проявления «эго», сочетает «Я», «Оно» и «Сверх-Я», которые либо подчинены разуму — либо побеждают его как неодолимая животная сила. Основные положения психоанализа, сформулированные в конце прошлого века, наделали немало переполоха в общественном сознании. Они повлияли на искусство, мораль и через них сформировали новую реальность. Преувеличение значимости «био» перед «социо» и «дух» состояло в том, что атрибуты индивида были переложены на личность, на социальную субстанцию, претендовали на первопричину социальных процессов и явлений. Их взаимосвязь и даже единство и целостность бесспорны, но уж если расчленять (чем и занимается психоанализ), то не смешивать и, тем более, одному элементу не затмевать, не подменять другой.
Если индивид в каждом из нас — главное (Природа! Куда ж от нее?!), то в современном состоянии общества конца XX в. нельзя не признать, что личностное затмило в нас индивидуальное. Это перетягивание каната между индивидуальным и общественным — один из главных факторов общественной жизни с множеством примеров того, как несоответствие между ними, гипертрофирование одной из составляющих приводят к конфликтам и катастрофам. Погружение их в пространство разумного и обеспечит их гармонию как разумное сочетание.
В качестве субъекта образования, может рассматриваться семья, группа, коллектив, общность (национальная, территориальная, профессиональная), общество, сообщество в аспекте их взаимодействия с окружающим миром, в аспекте овладения культурой. Сегодня в результате глубокого реформирования общества социосистемы становятся субъектами, т.е. более самостоятельными. Но, не владея технологиями демократического общения, закрываются, отгораживаются, отделяются — целое рассыпается на части. Это главное противоречие общественных преобразований между провозглашенной свободой и неумением ею воспользоваться является проблемой сознания семьи, групп, коллективов, общностей, общества, мирового сообщества. И нет другого пути ее разрешения, кроме как глубинные образовательные процессы, гармонизирующие сознание. Технологии и модели демократического взаимодействия, усвоенные широкомасштабно руководителями (хорошо бы и самыми высокими), в образовательных процессах позволят распространить их на взаимодействие субъектов: организации, регионы, государства и т.д.