Педагогическая функция менеджмента

Дело стоит рядом со стоящим,

идет за идущим, творит с творящим.

Оно следует за нами подобно тени

Индийская мудрость

Педагогический процесс как модель деятельности. По сложившемуся алгоритму начнем со структурирования содержания, выстроив логику по модульному принципу.

Не так уж и сложно делить системообразующую на элементы. Куда труднее выбрать основание для этого деления, которое определяется запросами обучающихся, актуальностью, востребованностью содержания. Проделаем эту процедуру.

Студенты (слушатели) в педагогическом процессе — менеджеры, включенные в процесс, которым управляет менеджер более высокой квалификации — преподаватель. Его технология управления процессом является социокультурной нормой и должна быть усвоена как технология управления любым процессом, как методология деятельности.

Норма деятельности состоит из следующих составных частей: самоопределяться по ситуации — сопоставить внутреннее (субъективное) с внешним (объективным), стремиться привести их в соответствие; вырастить новые нормы, правила, критерии профессиональной деятельности путем целостного представления всей сферы деятельности в виде системы с ее элементами и связями, внутренними и внешними; овладеть новым уровнем способов деятельности, новым уровнем рефлексии, коммуникации, мыслетехники. Усвоение педагогических технологий происходит в модулях, которые создаются преподавателем как модели взаимодействия.

Предлагаемая логика не является единственным подходом к структурированию содержания, но именно она актуальна в профессиональном образовании. Сегодня он не «командир производства», а в большей степени — консультант (и должен уметь понимать и быть понятым), менеджер (и должен уметь принимать решение и ответственность за его исполнение), управленец (и должен уметь адаптироваться к переменам, убеждать и обеспечивать саморегуляцию управляемой системы). Груз полученных им когда-то знаний слишком велик и вместе с тем не содержит информации на все случаи жизни, на все ситуации, в которые он попадает. Приобретенная привычка запоминать «про запас», на всякий случай сегодня оказывается не самой лучшей и требует замены другой — в нужный момент отыскать новую информацию, новую норму своей профессиональной деятельности и уметь использовать ее для решения проблемы. Такой подход требует нового качества педагогического процесса, в котором новые требования к специалисту обеспечивались бы посредством новых технологий.

Рассмотрим деятельность менеджера системно, состоящей из составных частей: самоопределение, критерии и способы деятельности, каждая из которых в равной степени влияет на ее результативность. Как же усваивается их технологичность в учебном процессе?

Технология самоопределения. Диапазон результата находится в промежутке от нуля до технологичного уровня использования в педагогических действиях преподавателя технологии самоопределения. Опишем три состояния.

1. Каждая доза содержания актуализируется преподавателем, показывается ее значимость в конкретных действиях обучающегося «здесь и теперь».

2. Предлагаемое содержание интересно как прецедент, как пример из истории вопроса, как концепция на будущее.

3. Излагаемое содержание не связано с реальной профессиональной ситуацией, обучающийся не находит ответ на внутренний вопрос «для чего это мне?», не формируется интерес к предлагаемому содержанию.

Первая педагогическая ситуация вводит студента (слушателя) в состояние активности, он тут же пытается осмыслить: как новая информация позволит ему решить свои проблемы. Вторая педагогическая ситуация создает большой диапазон психологических состояний от раздражения до благодушия в зависимости от остроты проблемы, ради которой обучающийся посещает курсы. Третья педагогическая ситуация разрушает уважение к технологичности, вводит студентов (слушателей) в состояние равнодушия и к учебному процессу, и к своему делу, ради которого они здесь. Активные и деятельные покидают курсы, остаются те, кому все равно на что потратить время. В этой ситуации более актуально вести разговор не о полезности, а о вреде подобной педагогической деятельности.

Критерии деятельности. Объем содержания высшего образования чрезвычайно велик и значительно превышает реальные объемы памяти, он перегружает сознание заготовками, не оставляя места для производства нового содержания, новых мыслей, связывающих реальную ситуацию с идеальной, для осознания их адекватности, для проектирования в идеальном реального действия, для рефлексии (осознания реальных затруднений).

Преобладание в педагогических технологиях репродуктивного мышления над продуктивным порождает неспособность к сочетанию заготовок и новых решений, необходимого в неповторяющихся ситуациях, без которого невозможна адаптация. Ситуативное поведение требует быстрой реакции, способности выбора и принятия решений с учетом сложившихся условий. Профессиональное сознание должно в этом упражняться. Практика, безусловно, неплохой тренажер, однако тренировки под руководством тренера дают более высокий результат. И когда преподаватель включает студентов и слушателей в логику своего содержания, выстроенного системно, создает условия для осмысления связей в ней — идет интенсивный процесс производства собственных мыслей — продуктивное мышление.

Здесь, как и в технологии самоопределения, существует технологический диапазон от нуля до максимального соблюдения технологии модульного структурирования, в котором можно выделить несколько состояний.

• Содержание выстроено строго по модульному принципу, каждый обучающийся увидел собственную траекторию продвижения по содержанию, позволяющую ему решить свои проблемы.

• Выделены отдельные дозы содержания как новая информация, сделана попытка связать ее с реальной практикой.

• Логика изложения не развернута на актуальные проблемы аудитории, содержание представлено аморфной массой, не нацелено на актуальность и практическое использование.

Состояние студентов (слушателей) очень похоже на описанное выше в трех предыдущих педагогических ситуациях.

Способы деятельности. Следующая составная часть деятельности менеджера, формируемая в педагогическом процессе, — способы деятельности. Остановимся на их актуальности в современном менеджменте, на изменении парадигмы управления в современных условиях. Попытки усвоить демократический стиль социального общения встречают мощные преграды в виде сложившихся ранее стереотипов, основанных на долженствовании. На модели взаимодействия еще раз покажем их разницу.

Педагогическая функция менеджмента - student2.ru

Такая модель взаимодействия предполагает умения: понять себя, понять другого, пойти на уступки, договориться о взаимной выгоде, о сотрудничестве, не давить, не приказывать, находить взаимный интерес — в отличие от авторитарной, в которой во взаимодействии гипертрофированы: «должен», нормы (Н1 « Н2) и не задействованы другие компоненты: потребности (П1 « П2) и способности (Сп1 « Сп2).

Таким образом, значимость педагогических технологий в образовании взрослых повысилась не случайно, а обусловлена ситуацией профессиональных изменений в обществе.

Именно в учебном заведении профессионального образования необходимо отрабатывать в режиме тренингов, из совокупности которых складываются педагогические технологии, столь необходимые сегодня процедуры деятельности менеджера: самоопределяться, структурировать системно сферу собственной деятельности, обмениваться (в чем и состоит суть рыночных отношений) содержанием (материальным, интеллектуальным, эмоциональным), осознавать свои действия, предвидеть ответные, понимать происходящее в окружающем мире и себя в нем, адаптироваться, т.е. по-новому самоопределяться. в сложившихся объективных условиях.

Педагогическая функция менеджмента - student2.ru Вопросы для обсуждения

1. Насколько педагог — менеджер, насколько менеджер — педагог.

2. Педагогический процесс как модель управленческого действия.

3. Мотивация в педагогической деятельности, ее связь с педагогической категорией целеполагания.

4. Понятие содержания деятельности, его связь с понятием содержания образования.

5. Развитие способностей в деятельности.

6. Технология разрешения проблем как «единица» деятельности менеджера.

Педагогическая функция менеджмента - student2.ru Контрольные вопросы

1. Формирование собственной управленческой позиции как педагогической, направленной на повышение образовательного уровня сотрудников.

2. Управленческая деятельность как совокупность педагогических действий.

3. Мотивация деятельности как целеполагание, самоопределение.

4. Содержание деятельности как педагогическая категория.

5. Деятельность менеджера как процесс развития его способностей.

6. Технология разрешения проблем.

Педагогическая функция менеджмента - student2.ru Упражнения

1. Педагогический процесс является тренировочной площадкой, на которой отрабатываются процедуры управления всяким процессом, усваивается технология целей, содержания, методов. Менеджер управляет неким процессом, в котором изменяется, преобразуется «материал». Перенесите категории педагогического процесса: цели (для чего?), содержание (что?), метод (как?) на свой процесс деятельности, которым Вы управляете, неся ответственность за результат.

2. Существует убеждение, что нельзя подготовить балерину к профессиональной деятельности только в процессе лекций. Насколько это мнение распространяется на менеджеров?

3. Насколько значимы, на Ваш взгляд, в подготовке менеджеров педагогические технологии?

4. Насколько в Ваших педагогических взаимодействиях осуществляется целеполагание и самоопределение на деятельность?

5. Осуществляется ли в овладении новым содержанием продуктивная работа на базе систематизации содержания?

6. Насколько Ваши методы соответствуют способам профессиональной деятельности слушателей и тренируют в культуре коммуникации, рефлексии, мыслетехники?

7. Попытайтесь сопоставить собственную методику проведения переговоров с предложенными в нижеприведенных таблицах , ‚.



Компоненты Согласование
Полное Частичное Ее достигнуто
Уточнение позиций Понимание позиций Непонимание позиций (собственной или другой стороны) Непринятие позиций другой стороны
Выявление интересов Дополнение Пересечение Столкновение
Содержание (аргументы, факты, заверения, убеждения) Убедительные аргументы, понимание взаимовыгоды, доброжелательность Недостаточность аргументов, неубедительность равнозначности обмена Обмен не предстал равнозначным, неприязнь
Метод Диалог Дискуссия Продавливание, «диалог глухих»
Результат Консенсус Компромисс Конфликт

Этапы Компоненты Подготовка Проведение Завершение
Уточнение позиций      
Выявление интересов      
Содержание      
Метод      
Результат      

Глава 17

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

Наши рекомендации