Классификация по структуре субъекта жизнедеятельности

Состояние сознания «Дух» «Социо» «Био»
Потребности      
Нормы      
Способности      

Таблица 2.2

Классификация по структуре жизнедеятельности

Состояние сознания Естественное Е Образовательное Деятельностное Д
Потребности      
Нормы      
Способности      

Таблица 2.3

Классификация по структуре действия

Состояние сознания Мысль Слово Движение
Потребности      
Нормы      
Способности      

Таблица 2.4

Классификация по структуре социума

Состояние сознания Личность Семья Группа Коллектив Общность Общество Мировое сообщество
профессиональная территориальная национальная
Потребности                  
Нормы                  
Способности                  

Т а б л и ц а 2.5

Классификация по структуре психологических состояний

Состояние сознания «Я — дитя» «Я — взрослый» «Я — родитель»
Потребности      
Нормы      
Способности      

Таблица 2.6

Классификация по формам общественного сознания

Состояние сознания Наука Политика Право Религия Искусство Мораль
Потребности (интерес)            
Нормы (усвоенные)            
Способности (владение способами)            

Используя каждую из данных классификаций, можно составить классификацию типов сознания по разным основаниям.

Динамика несоответствий между

Элементами сознания

Нет покровителей надежнее,

чем наши собственные способности

Вовенарг

Системный подход к структурированию сознания предполагает рассмотрение связей и отношений между элементами сознания. Это очень емкий вопрос. Многообразие связей и их классификация по разным основаниям — поле для продуктивной мыследеятельности, для производства собственных мыслей, открытий, творчества. Классификация связей возможна по: формам движения материи, формам детерминизма, силе, характеру результата, направлению действия, типу процессов, содержанию предмета и т.д.

Наиболее существенные связи влияют на характер отношений между элементами системы, на их продолжительность и устойчивость. Отношения между элементами системы «сознания» определяют его состояние в зависимости от степени соответствия элементов. Соответствие между элементами характеризует состояние, называемое гармонией, комфортом, покоем. К такому состоянию стремится каждый, и если достигает — старается удержать. Но вряд ли оно продолжительно и устойчиво. Больше всего человеческому сознанию свойственно несоответствие между нашими «хочу», «могу», «должен», которое сопровождается попыткой договориться самому с собой, происходит противо-говорение, противоречие. Это состояние нормально и естественно, оно будит мысль, стимулирует процесс осознания, способствует развитию способностей к пониманию себя и окружающего мира. Состояние противоречия предшествует появлению проблемы, т.е. внутреннего беспокойства, вызванного несоответствием потребностей, норм, способностей. Невнимание к собственному внутреннему противоречию и неумение его преодолеть порождают отрицательные эмоции, которые, достигнув значительной степени, обусловливают внутренний конфликт. Внутренний конфликт — не что иное, как не устраненные своевременно несоответствия между собственными потребностями, нормами, способностями; не разрешенное своевременно внутреннее противоречие; неразрешенная собственная проблема. Состояние внутреннего конфликта сопровождается появлением отрицательных эмоций, либо проявляемых, либо не проявляемых, но имеющих место (гнев, страх, негодование, ненависть и т.п.).

Динамика конфликта предполагает движение либо в сторону гармонии (в случае его разрешения), либо к катастрофе. Состояние сознания, когда что-то в человеческой жизни находится на грани, на краю, над пропастью, называется маргинальным. Здесь гибнет надежда, вера, любовь, чувства, открытия, достижения, и в этой ситуации очень важно выстоять, не сломаться, воспрять духом.

1. Если формулировать определения проблемы по источнику возникновения, то:

Проблема — психологическое состояние беспокойства, порожденное несоответствием между потребностями, нормами и способностями. В этом состоянии сознание большинства людей пребывает большую часть суток. Умение преодолевать его — показатель психологической культуры, называемый саморегуляцией. Регулирование, координация, управление собственным сознанием — критерии взрослости, так же, как и регуляция, координация, управление частями своего тела. Однако в последнем человечество продвинулось дальше. Внешний имидж сегодня более значим, чем внутренний. Эта проблема из ряда отношений и предпочтений духовного и материального. Утвердившиеся приоритеты ценностей материальных порождают множество других проблем.

I. Психология субъекта жизнедеятельности

2. Если за источник возникновения проблемы взять события реального мира — внешнее, то проблема есть реальное затруднение, которое не преодолевается имеющимися средствами (интеллектуальными, эмоциональными, материальными). Проблема — это затруднение в деятельности, которое должно осознаваться как недостаточность:

• либо норм и правил, которыми руководствуются в деятельности, и тогда преодоление недостаточности — поиск новых норм и правил, соответствующих новым потребностям, целям, самоопределениям;

• либо собственных способностей, которые определяют способы деятельности, и тогда преодоление недостаточности состоит в развитии своих способностей, в овладении новыми методами, в использовании новых способов, соответствующих новым целям, новым нормам.

Если эти подходы не позволяют разрешить проблему, приходится менять свои потребности, цели, самоопределение, приводя их в соответствие реальным нормам, доступным способам деятельности.

Это тот тип проблем, который требует правильного самоопределения, ответа на вопрос: что менять — внешнее (если могу) или внутреннее (если хочу).

3. Состояние затруднения порождает ранее описанное беспокойство и указывает на взаимосвязь первого и второго определений, позволяющую на основе принципа дополнительности идеального и реального, внутреннего и внешнего сформулировать третье.

Проблема — внутреннее состояние беспокойства, вызванное реальным затруднением, непреодолимым наличными средствами, требующим переосмысления ситуации и себя в ней. Известное правило «не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней» — это правило самоопределения, осознания собственных действий, их проектирования с учетом своего внутреннего (своих потребностей, норм, способностей) и внешнего (внешних потребностей, норм, способностей). Умение соотнести внутреннее и внешнее, привести их в соответствие означает разрешить противоречие, разрешить проблему, предотвратить конфликт.

Существуют ли первый, второй, третий типы проблем независимо друг от друга? В хорошо организованном сознании — нет. Проблемы первого типа, не имеющие реальной почвы, — это вымысел, паника, фантазии, выдумки. Проблемы второго типа — неожиданно возникшее затруднение — существуют отдельно от первого пока не осознанны. И потому все проблемы — при психологически грамотном к ним отношении — это проблемы третьего типа, соединяющего первый и второй. Однако в психологической литературе повсеместно присутствуют два аспекта рассмотрения проблем: их осознание и их разрешение. Осознание предполагает проектирование собственных действий, а также рефлексивное состояние осознания совершенных действий. Синергетический принцип дополнительности (в отличие от «борьбы» противоположностей) предполагает их взаимопроникновение на всех этапах: осознание проникает в реальные действия, реальные действия отражаются в осознании — это целостность и единство.

Наши рекомендации