Понятие образовательного пространства
Каждый день, в который
вы не пополнила своего образования
хотя бы маленьким, но новым
для вас куском знания... считайте
бесплодно и невозвратно для себя погибшим
К.С. Станиславский
Попытаемся определить его смысл, продвигаясь от семантики. Образовательное связано с изменением внутреннего образа в процессе осознания. Пространство, в самом простом смысле, предполагает трехмерность, некоторую сферичность неправильной формы, в которой радиус — вектор, постоянно меняет свое направление и длину. В зависимости от того, в каком направлении и насколько далеко осознается субъектом окружающий мир, зависит форма образовательного пространства. Может быть — это комната, может — небосвод. Системно организованное мышление предрасположено увидеть систему в целом, ее планетарную модель, и в ней осознавать элементы и связи, используя репродуктивное (ранее известное) знание и порождая продуктивное, новое (ранее неизвестное) знание. Их целостность, взаимопроникновение есть содержание образовательного пространства, в котором необходимо выделить следующие взаимопроникающие составные части:
• воспитательное пространство — все то, чем субъект заинтересовался, что на него влияет, действует; все то, что он впитывает как «огурец в рассоле», только осознанно, отметая то, что для него неценно, неинтересно, что он не желает впитать. Осознанность возвышает, как возвышает разум. Различается тем самым воспитание от впитывания, также как восхождение отличается от хождения, воспевание от пения и т.п.;
• информационное пространство, в котором усваивается информация, т.е. происходит процесс обучения — усвоения новой информации, приобретение знаний. Современное информационное пространство отличает высокая плотность информации, ее многообразие, сложная внутренняя структура и многоязычие. Чтобы в этом пространстве не заблудиться, свободно передвигаться, необходимо знание языка каждого содержания (физики, химии, экономики и т.д.), его внутренней структуры, логики продвижения от общего к частному, от простого к сложному. Содержание должно быть модульно структурировано, т.е. преобразовано системно, где системообразующая — коэффициент преобразования содержания окружающего мира. И тогда, владея языком учебной дисциплины и пониманием ее внутренней структуры, можно свободно перемещаться в сложном информационном пространстве;
• развивающее пространство сопряжено с деятельностью, с ее главными видами: мыследеятельность, коммуникативная деятельность и труд, работа, связанная с преодолением и с сопротивлением «материалов», с физической усталостью, с преобразованием материального продукта.
Каждому из этих компонентов образовательного пространства посвящено немало исследований, множество публикаций, где рассматривается их отличие, особенности. Сегодня важно рассмотреть их в единстве и целостности, во взаимопроникновении по принципу дополнительности. Всякая рутинная работа, не механизированная процедура отупляет, но не настолько, чтобы человек, ее исполняющий, не думал о том, как выполнить ее более оптимально. Рано или поздно он находит решение, проявив творчество. Процесс понимания, обеспечивающий проход в духовное пространство, базируется на собственных субъективных открытиях, на востребованности новой объективной информации, дозированной на небольшие объемы содержания. Обратимся к модели:
Представления — имеющаяся в наличии усвоенная информация, которая базируется на способностях. Одна и та же программа (объективное знание) укладывается в конкретном сознании на некоторую основу, на усвоенные ранее знания. Успех этого процесса зависит от трех внутренних условий: что может сопряженно соединиться с имеющимся ранее; способен ли субъект пополнить свое содержание; была ли потребность в новой информации изначально или она сформировалась в процессе. Возможны варианты:
• объективная информация проникает в открытое сознание, ворохом ложится на некоторую основу, не соединяясь сопряженно с имеющимися представлениями;
• более закрытое сознание, охраняя внутреннюю упорядоченность, может воспрепятствовать проходу новой информации в собственный внутренний мир;
• между внутренним и внешним существует барьер, заслон — взаимодействия и понимания не происходит;
• процесс понимания обеспечен сопряжением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего). Представления подтягиваются до понимания объективной информации, происходит проникновение. В процессе мышления исходным материалом является внешняя информация, она преобразуется, адаптируется к имеющимся представлениям, становится своей, усваивается.
Поток внешней информации образует внутренние потоки сознания, которые должны быть непрерывными. Возникающий разрыв — напряжение в сознании, помеха, вызывающая раздражение, которое либо будирует интерес, либо останавливает процесс. Чтобы разрыв устранить, восстановить непрерывность, требуется некоторая «заплата», кусочек содержания, который закроет прореху, восстановит целостность и обеспечит дальнейшее продвижение информации. Понимая размеры необходимой дозы содержания, можно сформулировать вопрос, не понимая — вопрос задать трудно. Вопрос — мостик, перекинутый между внутренним (моим) и внешним (чужим), который крепится и к внутреннему и к внешнему. Если крепление состоялось, вопрос будет понят, получен ответ, движение восстановлено, продвижение продолжается.
Вопросы-мостики направлены на:
• обеспечение понимания (понятно о чем и что);
• проверку понимания (правильно ли понял);
• допонимание (востребована доза нового содержания, чтобы понимание состоялось);
• уточнение понимания содержания;
• критику, выявляющую противоречия, предъявляющую собственное продуктивное знание, собственное мнение;
• «засыпку» — зная ответ, задается вопрос, проверяющий выступающего. В культурной коммуникации такие вопросы не поощряются. В задавании вопросов «на засыпку» всегда усматривается попытка принизить другого, создается дискомфорт в общении.
Мировоззрение
Как бы ни была богата
и роскошна внутренняя жизнь человека,
...она не полна, если не усвоит в свое
содержание интересов внешнего ей мира,
общества и человечества
В. Зелинский
Будучи процессом и результатом взаимодействия с окружающим миром мировоззрение можно рассматривать как систему взглядов на мир, свойственную данному субъекту (единичному, коллективному). Если говорить о мировоззрении группы, коллектива, общности (профессиональной, территориальной, национальной и т.д.), общества, мирового сообщества, то предполагается господствующая система взглядов, общая для всех, воспринимаемая как объективная идея (иногда подавляющая инакомыслие). Господствующее в обществе мировоззрение порождает идеологию как инструмент продвижения, закрепления заданного мировоззрения. Проникая в социальные системы, идея воспринимается где-то однозначно, где-то творчески, где-то критически. Происходит трансформация мировоззрения единичного субъекта, но структура его остается и может быть смоделирована на основе семантики слова «мировоззрение»: мир и мое воззрение — таким я вижу мир своим «зрением», возвышенным до понимания — миропонимание.
Представление в семантическом смысле означает «таким предстал предо мной мир» благодаря моим ощущениям (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), которые порождают за счет особенностей каждого ощущения в отдельности и всех вместе субъективный взгляд на мир, на конкретную ситуацию. Представление — не только психологическая категория, но и философская.
Понятие содержит соединенные воедино субъективные представления и объективные определения. Представления содержат некоторую готовую информацию, преломленную через собственную индивидуальность. Они субъективны, создают образы, будоражат воображение, которое «доставляет образ понятию» (Кант). Гегель называл понятие «душой содержания». Объективное определение как информационная база для интеллекта перерабатывается в процессе осмысления, поднимается до уровня собственного понимания, складываясь в понятие.
Соединение представления (чувственного) и определения (интеллектуального) может состояться и не состояться. Оно требует усилий, работы духа. «Понятие достигается лишь духом» (Гегель). Как же обнаруживается, проявляется результат? Состояние озарения, собственного открытия, инсайта — состояние творца («Я сотворил»), божественного, абсолюта, которое необходимо зафиксировать, оформить мысль, сформулировать понятие, прочистить его, пропустить через законы логики, соединить новое сознание и бытие, дух и материю, не допустить их разрыва и ухода идеи в никуда — материализовать идею.
В деятельности сформировавшееся понятие, в котором вера, убежденность в истинности, становится правилом, согласованным с культурой.
• Понятие выступает как основание, правило для действий в будущем (Фихте).
• Понятие дает возможность умерять свое действие, направлять его, руководствуясь правилом (Фихте).
• Благодаря понятию организуется подвижность материи, и тело становится орудием действия на телесный мир (Фихте).
• Рефлексия не имеет дело с предметами и не получает понятий о них, так как это состояние души, в котором мы приспосабливаемся к нахождению субъективных условий образования понятий, это осознание отношений представлений с нашими способностями, и только при ее помощи отношение их друг к другу могут быть правильно определены (Кант).
Отношение между компонентами: представления, определения, понятие, волновали умы многих философов. «Объединение представлений требует единства сознания как условие познания, и это одновременно участвует в процессе подведения под понятие» (Кант). Их взаимосвязь очевидна. Современные философские воззрения характеризуют эти отношения как взаимопроникновение, континуум, в котором наилучшие отношения — гармония, соответствие, равная значимость. Преодоление гипертрофированной социализации проектируется на данную модель как преодоление гипертрофированности объективных определений, ущемляющих понятие, абсолют, мышление, дух, ущемляющих индивидуальность в представлениях субъективных образов.
Вопросы для обсуждения
1. Осознание самого себя (в мыслях, идеях).
2. Осознание окружающего мира (реальности).
3. Образовательные процессы как осознание связи себя и окружающего мира, внутреннего и внешнего.
4. Технология осознанных действий, проектирование, рефлексия.
Контрольные вопросы
1. Ваше понимание субъективного и объективного.
2. Переход из идеального в реальное как осознание до совершения действий.
3. Переход из реального в идеальное как осознание действий после их свершения.
4. Образовательное пространство как пространство между идеальным и реальным, как пространство осознанных действий.
5. Осознание ситуации, способность к адаптации.
6. Осознание действий, взаимодействий. Рефлексия.
7. Мировоззрение как совокупность представлений, определений, понятий.
Упражнения
1. Рассмотрите два события: одно произошло независимо от Вас к другое, в котором Вы — непосредственный участник. Сопоставьте степень Вашего интереса. Обсудите второе с другими участниками события, сопоставьте разные восприятия. Выделите в них общее (объективное); сопоставьте со своим собственным (субъективное). Насколько объективное влияет на Ваше субъективное? Допускаете ли Вы изменение собственных представлений в результате иного понимания событий.
2. Изучив технологию осознания действий, соотнесите с ней рефлексивные процессы, используя следующую модель:
Опорные конспекты
1. Взаимодействие внутреннего (идеального) с внешним (реальным).
Внутреннее Внешнее
2. Мировоззрение как система.
Глава 4
СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ В