Транспсихология (с.гоф)
На личность влияют пренатальные факторы.
4 матрицы:
1) Наивность (зачатие до первых схваток). Если ребенок желаем то качества- доверчивость,
безобидность, мягкость; если нет,-то комплекс ненужности
2) Жертва(первые схватки до раскрытия матки).Страх, душ. боль, уныние, внутриутробная
жизнь закончилась, новая еще не началасьДети при кесареве назвали «отмороженным», потому что когда приходило время решения какой-то жизненной задачи, они пасовали, не хотели прикладывать усилия.Отсутствие желания что-либо делать, потеря интереса ко всему на свете и неспособность радоваться жизни — это склонности человека, который испытал трудности при этом периоде
3) Борьба (раскрытие матки до прохождения родовых путей). Сильный активный смелый
4) Свобода.Легкость, эфория, восторг.Если все хорошо, то отпечаток такого рождения звучит
так: «я есть радость, я есть праздник, я любим.
Человек справляется с трудностями так, как прошло его рождение.
Педагогика как наука.
Педагогика исследует следующие проблемы:
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
• определение целей воспитания;
• разработка содержания воспитания;
• исследование и разработка методов воспитания.
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Педагогика - это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.
Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта - теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства.
Методы педагогики
1. Словесная группа (источником знания является устное или печатное слово):
· беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного,
· лекция - это монологический способ изложения объемного материала,
· работа с книгой,
· объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.,
· дискуссия основывается на обмене взглядами по определенной проблеме,
· рассказ - это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме..
2. Наглядная группа (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия):
· рисунки,
· таблицы,
· схемы,
· муляжи,
· научные фильмы.
3. Практическая группа (знания и умения формируются в процессе выполнения практических
действий):
· упражнения - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества,
· задания -это педагогическая форма, нацеленная на усвоение учащимися требуемого фрагмента подготовленности.,
· конспекты - краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного,
· тесты -это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
4. Объяснительная группа:
· итоговые р-ты,
· самостоятельные р-ты,
· контрольные р-ты,
· проверочные р-ты,
· опрос,
· экзамены.
5. Деловые игры - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
6. Методы кейсов - метод анализа ситуаций.
7. Квест -это приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю с главным
героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
8. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся с
преподавателем и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
9. Метод математической статистики. С его помощью выявляется обоснованность заключений
педагогических исследований.
10. Анализ деятельностидаёт объективную оценку положительных и отрицательных явлений в
педагогическом процессе.
Категории педагогики.
1. Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
2. Воспитание- это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1)
определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Воспитание является объектом изучения ряда наук:
· Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания.
· Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития.
· Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития.
· Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей.
· Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
3. Обучение -процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.Включает две части:
· преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности,
· учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
- Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить
· физическое (изменения роста, веса, силы),
· физиологическое (изменение функций организма),
· психическое(усложнение процессов отражения человеком действительности),
· социальное (состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения),
· духовное (осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями).
- Усвоение -основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми.
- Научение - факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности. Виды:
· по механизму импринтинга;
· условнорефлекторное;
· оперантное – методом проб и ошибок;
· викарный ;
· вербальное научение – приобретение человеком нового знания через язык.
Механизмы:
· формирования ассоциаций;
· подражания;
· различения и обобщения;
· инсайта (догадки, озарения);
· творчество.
7. Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Характеризуется целостностью, системностью и непрерывностью.
8. Педагогическая деятельность - один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. Основные виды – обучение и воспитание.
9. Педагогические технологии - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Важнейшие черты:
· разработанность диагностично поставленных целей обучения;
· ориентированность всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;
· наличие оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов, которые обязательно разъясняются каждому ученику;
· воспроизводимость обучающих процедур.
10. Педагогическая задача рассматривается как некая ситуация, соотнесенная с целью
педагогической деятельности и условиями ее реализации. Типы задач:
I тип - содержательные педагогические задачи, направленные на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое.
II тип - функциональные - являются частными по отношению к первому типу и связаны с отдельным педагогическим актом.
Типы педагогов.
Врач обучает:
1) Пациента
2) Родственников пациента (как ухаживать за больным)
3) Коллеги врача
4) Младший персонал
5) Студенты
6) Интерны
7) СМИ
Типы педагогов
1) Авторитарный (легкий но не эффективный):
· Главное-сила, власть.
· Требует и контролирует, но не учитывает мнение окружающих.
· Мотив обучения - страх.
· Метод - требование, принуждение, приказы в строгой или мягкой форме.
2) Попустительский:
· Безразличие, равнодушие, нет порядка
· Нет определенности в учебном процессе,хаос
· Удобно, но не эффективно
· Равнодушие со стороны педагога
· Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым
действиям ребенка, как и удовлетворять его любые желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку
3) Демократический:
· Уважение учеников.
· Основа работы-законы и правила, работают две стороны, учатся потому что хотят, стыдно не знать.
· любовь и уважение к педагогу, все ясно и прозрачно.