Словарь по педагогике 4 25 страница
Субъект(от лат. subjectum — подлежащее) — носитель активности, осуществляющий
изменение в др. людях и в себе самом как др. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. С. есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо.
Субъект управления — орган или подструктура управления в данной системе:
министерство, департамент и т. п.
Субъект управленческой деятельности — человек, непосредственно
реализующий эту деятельность.
Субъективность —1. специфическое отражение психикой человека объективного
мира; 2. оценка, мнение, неадекватное объективному содержанию; 3. способность человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии.
Субъектность— качество личности, обозначающее способность человека отдавать
отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия.
Суггестия(от лат. suggestio — внушение, намек) — см. Внушение.
Суггеренд— личность, являющаяся объектом суггестии, внушения.
Суггестор — субъект, осуществляющий суггестию.
Суггестивные способности учителя — эмоционально-волевое влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия.
Суждение— форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями;
утверждение или отрицание чего-л. М. б. истинным и ложным.
Суицид(от англ. suicide — самоубийство) — акт самоубийства, совершаемый человеком
в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых пси-хотравмирующих ситуаций, при к-рых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Причины С. многообразны и коренятся не только в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его, но и в соц.-экономической и нравственной организации общества. В нашей стране и за рубежом созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия», центры кризисной психотерапии. Подростковый С. нередко бывает следствием конфликтных отношений с родителями, учителями, сверстниками.
Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) — советский педагог.
Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сердце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором» и др. Отдавал приоритет человеку в процессе его воспитания: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда-бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека». В перечне нравственных качеств, к-рые надо воспитывать, особый акцент делал на человечности, доброте, чуткости, отзывчивости, сострадательности, любви к матери и др. членам семьи. Основополагающие личностные качества: патриотизм и гражданственность. Стержневая идея всей пед. системы С. — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. Одной из самых трудных групп детей считал так называемых «незаметных детей». Был сторонником коллективного воспитания, но с большим акцентом на внимание к отдельному ребенку. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Будучи директором школы, не обошел вниманием вопросы управления школой, дав полезные советы молодому директору.
Схоластика— господствующее направление в средневековой философии,
представители к-рого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, С, при всем своем догматизме и казуистике, побуждала занимающихся ею к скурпулезному анализу текстов, признанных церковью авторов, развивала способность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.
Сциентизм — мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли
науки, научных знаний (прежде всего естественных наук, математики) в системе культуры, в идейной жизни общества; рассматривающая науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения соц. проблем.
т
Такесика— контакт общающихся людей, осуществляемый с помощью прикосновения.
Таксономия— теория классификации и систематизации сложно-организованных
областей действительности, имеющих обычно иерархическое (последовательное расположение) строение.
Таксономия педагогическая — построение четкой системы пед. целей, внутри к-рой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).
Такт педагогический — чувство меры в поведении и действиях учителя,
включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т.п. — одна из форм реализации пед. этики.
Творчество— деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе
реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Т.имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на др. уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Творчество педагогическое — выработка и воплощение педагогом в постоянно
меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса и в общении с детьми оптимальных и нестандартных решений. Признаки Т. п.:наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; умение перевести теоретические и методические положения в пед. действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».
Т-группа (от англ. training groop — группа тренинга), (группа соц.-психол. тренинга) —
специальная группа людей, в к-рой проводится соц.-психол. тренинг, преследующий цель развития у его участников умений и навыков межличностного общения, снятия имеющихся у них психол. барьеров, препятствующих эффективному межличностному, личному и деловому общению. Основаны К. Левиным.
Тезаурус— словарь, стремящийся дать описание лексики данного языка во всем ее
объеме; словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта.
Тезисы— любое утверждение в споре или изложении нек-рой теории; положения,
кратко излагающие к.-л. идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В Т. лаконично раскрывается содержание вопроса, темы. Составление тезисов — одна из форм самостоятельной работы над литературой, при подготовке к докладам, лекциям и др. выступлениям. Умению составить тезисы надо учить учащихся со средних классов школы.
Текстовый редактор — программа для ввода, организации и проверки текстовой
информации в компьютер.
Телекоммуникации — передача произвольной информации на расстояние с помощью
технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. п.). Виды Т.: Интернет, почта электронная, телеконференции, телекоммуникационный проект, дистанционное (дистантное) обучение и др. Т. компьютерные начинают внедряться в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. В системе школьного образования — для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом. Т. технология может предоставить неограниченные возможности для решения проблем дистанционного обучения.
Темперамент(от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей,
соразмерность) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.
Меланхолик(от греч. melas — черный, chole — желчь) — человек, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, нек-рой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т. д. «Меланхолический темперамент — явно тормозной тип нервной системы. Для М. каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» (И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 3, кн. 2, с. 86). Однако ряд качеств М. важен для многих сфер деятельности: высокая психическая реактивность позволяет выполнять тонкую работу, требующую повышенного внимания (напр., работу радиста, наблюдателя, гидроакустика и т. д.); высокая эмоциональная чувствительность, необходимая для эмпатии, позволяет улавливать тончайшие эмоциональные сопереживания с окружающими, особенно с тонкими личностями и т. д.
Сангвиник(от лат. sanquis — кровь) — человек, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым ...» (Павлов И. П. Поли. Собр. соч., т. 3. кн. 2, с. 68).
Флегматик(от греч. flegma — слизь) — человек, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно большой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. «Флегматик — всегда спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженник жизни» (И. П. Павлов. Поли. собр. соч., М-Л., 1951, т. 3, кн. 2, с. 86).
Холерик(от греч. chole — желчь) — человек, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроения, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Тенденция— направление, в к-ром совершается развитие к.-л. явления.
Теории возникновения воспитания — теории, объясняющие причины
возникновения воспитания как социально осознаваемого явления. Теория фр. этнографа Ш. Летурно (1831 — 1904) — эволюционная, социолого-антропологическая, считавшего, что человечество является результатом слепого и бессвязного воспитания, данного ему природой и соц. бытом и отождествлявшего инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей. Теория нем. политологов К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) - социолого-трудовая, основную причину появления воспитания видели в появлении первых орудий труда и труда как сознательной деятельности. Теория амер. профессора педагогики П. Монро (1869—1947) — социолого-психол., основана на признании решающего значения в возникновении воспитания соц. окружения и заложенной в природе человека способности к подражанию. Теория нем. педагога К. Шмидта (1819—1864) — духовно-культурологическая, построенная на том, что воспитание возникло тогда, когда человек стал замечать и понимать необходимость в знаниях и умениях. По его мнению, именно в культуре воплотилась идея духовности, выступающая как ведущий и всеобъемлющий фактор развития воспитания как составной части прогресса человечества.
Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности,
движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.
Теория педагогическая — научное единство знаний в области воспитания обучения
и образования, в к-ром пед. факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими.
Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков) — теория
развивающего обучения, выстроенная на принципах:обучение на высоком теоретическом уровне трудности; быстрый темп обучения; непрерывное повторение в новых условиях (сопутствующее повторение и закрепление); воспитание положительной мотивации учения и познавательных интересов; гуманизация взаимоотношений в учебном процессе; с начальной школы линейное построение учебных программ.
Теория развития личности А. Маслоу (1908—1970) и К. Роджерса
(1902—1987) — психогенетический подход к развитию личности. А. Маслоу и К. Роджерс отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. Психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития — спонтанный, его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. В центре концепции Маслоу — самоактуализирующаяся личность (это не обычный человек, к-рому что-то добавили, а обычный человек, у к-рого ничего не отняли). Признаки самоактуализирующейся личности:1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней; 2) принятие себя, др., природы как они есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) нек-рая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оценок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопричастности, эмпатии, единения с др.; 10) более глубокие межличностные отношения: 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и цели, добра и зла; 13) философское, неврожденное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творчество: 15) сопротивление раскультуриванию. В подходе А. Маслоу особое место занимает понимание им структуры потребностей человека. Фундаментальными потребностями,согласно данной теории, являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется более высокая, в силу этого неудовольствия, жалобам не может быть конца (К. Маркс в свое время сформулировал это как закон возвышающихся потребностей). Сильные потребности пронизывают мышление, восприятие так, что человек все сознает и воспринимает через эти потребности. Согласно К. Роджерсу, личность и ее поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, направленной на те аспекты среды, к-рые обещают конструктивное движение личности к актуализации, ее завершенности и целостности.
Теория развития личности Ж. Пиаже (1896—1980)—когнитивная теория
развития личности. В ней непротиворечиво объединены представления о внутренней природе интеллекта и его внешних проявлениях. В центре концепции — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Установить равновесие можно путем совершения действий либо по приспособлению к среде, либо по приспособлению среды. Производя действия, субъект находит способы или схемы этих действий, Схема действия, по Пиаже,сенсомоторный эквивалент понятия, познавательногоумения. Познавательное развитиепроисходит по мере постепенного превращения предметных действий В умственные операции за счет интериоризации предметных действий. Основные механизмы приспособления — ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция — процесс приспособления новой информации к существующим схемам действий, не изменяя их в принципе. Это способствует уточнению, совершенствованию имеющихся схем действия. Аккомодация — пластичное изменение личности, в ходе к-рого перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые. Это приводит к перестройке, модификации имеющихся схем (понятий) и выработке новых, усвоенных понятий. Характер взаимоотношений между этими механизмами обуславливает качественное содержание умственной деятельности человека. На ранних стадиях развития любая умственная операция — компромисс между этими механизмами. Собственно логическое мышление — как высшая форма познавательного развития — результат гармонического синтеза между ними. Понятиями этого подхода также являются: представление о сохранении, трансдукция, эгоцентризм мышления, обратимость/необратимость мышления.
Теория развития личности 3. Фрейда — система взглядов наличность 3. Фрейда
(1856—1939), основателя целого направления в науке — фрейдизма. По мнению Фрейда, в психической жизни нет перерывов и непоследовательности: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Хотя Фрейд занимался и механизмами мышления, большее внимание он уделил подсознанию, бессознательному, к-рые и предопределяют связь прошлого и настоящего. Большая часть психики бессознательна. В ней находятся основные детерминанты развития личности, источники психической энергии, побуждения, инстинкты. Предсознание — часть бессознательного, к-рая может осознаться. Инстинкты — «исходная причина всякой деятельности». Особую роль среди них играют сексуальный инстинкт и инстинкт агрессии. Эти два фундаментальных инстинкта (поддерживающий жизнь и зовущий к смерти) предопределяют основные противоречия в развитии личности, разнообразие поведения человека. Инстинкты — это каналы, по к-рым протекает энергия — либидо. Эта энергия подвижна, количественно измеряема. Катексис — процесс распределения активности, энергии по различным сферам деятельности. Обнаружение психической энергии, определение основных направлений ее трансформации — основная проблема в понимании личности. Структура личности — Ид (Оно), Эго, Суперэго. Ид содержит все унаследованное, все врожденные инстинкты. Др. элементы структуры личности развиваются из Ид. Но само Ид бесформенно, хаотично, его функционирование не подчиняется логическим законам. Эго — психика, к-рая контактирует с внешней реальностью. Главная задача Эго — самосохранение. Эго стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия. Эго контролирует импульсы Ид, так что индивидуум м. б. менее непосредственным, но более адаптированным к окружающей среде, более реалистичным. Ид реагирует на потребности, Эго — на возможности. Суперэго — хранилище моральных норм, запретов, разрешений; это внутренний цензор деятельности личности — ее совесть, самонаблюдение, идеалы. Суперэго родителей как бы воплощается в Суперэго ребенка; оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций, ценностей от поколения к поколению. Эго и Суперэго в значительной степени остаются для личности неосознанными. Личность в своем развитии проходит оральную (ребенок от рождения до появления зубов), анальную (ребенок до осознания табу), фаллическую (повышенное внимание к своим гениталиям, сексуальным вопросам), гениталъную (с наступлением половой зрелости) стадию. На каждой из этих стадий по-своему проявляется либидо. Так, у мальчиков развивается Эдипов комплекс — стремление к обладанию матерью; у девочек — к обладанию отцом, к-рые подавляются Суперэго. Бессознательное человека проявляется во снах (нередко в них — истинные желания), оговорках, спонтанных реакциях (прорыв Ид через Эго и Суперэго). Сексуальная, агрессивная энергия могут трансформироваться в различные формы активности. Этот процесс назван сублимацией. Высшие достижения в творческой деятельности человека связаны с такими трансформациями. Для подавления чувства тревожности, дискомфорта личность использует защитный механизм. Определяющим для развития личности являются отношения в семье, в ближайшем окружении ребенка. В понимании Фрейда личность не рациональна, а влекома могущественными эмоциональными, бессознательными силами. При этом интеллект — одно из орудий, доступных Эго. Рассогласование между Ид, Эго и Суперэго, по Фрейду, — источник неврозов, психических отклонений в развитии личности. В дальнейшем Фрейд возвел свои положения в ранг общепсихол. теории, приобретя большое влияние во всем мире, но чрезмерное внимание Фрейда к проблеме сексуальности в жизни человека служило поводом для критики. Для Фрейда характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.
Теория развития личности Э. Эриксона (1902—1994) — одно из наиболее
ярких направлений социогенетического подхода. В концепции Э. Эриксона каждая стадия развития личности определяется той кризисной ситуацией, к-рая д. б. разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. Развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. Первый период — от рождения до года — стадия доверия-недоверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Вторая стадия — от 1 года до 3 лет — стадия, на к-рой у ребенка развивается чувство самостоятельности, автономии—зависимости. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Неодобрение, запреты, негативное отношение к ребенку подрывают возможности ребенка сделать что-л. самостоятельно. Третья стадия — от 3 до 6 лет — стадия развертывания конфликта между инициативой и чувством вины, активностью—пассивностью. Характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок очень любознателен. Необходима поддержка родителями и др. взрослыми исследовательского поведения ребенка, чтобы у него не формировалось чувство вины за совершенные им действия. Четвертая стадия — от 6 до 12 лет. Конфликт: трудолюбие — чувство неполноценности. Ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате к-рой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если постоянно что-то не получается в этот период, это порождает чувство неполноценности. Пятая стадия — от 13 до 18 лет. Основная трудность — конфликт между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Основные проблемы, решаемые подростком в этот период, — «кто я?» и «каков мой дальнейший путь?». Опасность, к-рую необходимо преодолеть — размывание чувства «Я». Шестая стадия — стадия ранней взрослости. Основной конфликт — между близостью и изоляцией. Седьмая стадия — взрослость. Конфликт: генеративность (целеустремленность, продуктивность)—стагнация (обеднение личной жизни, регрессия). Развитие у себя целеустремленности, делающей жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Неудачи при их разрешении могут приводить к излишней поглощенности самим собой, что может вести к регрессу в развитии личности. Восьмая стадия — зрелость. Конфликт: цельность — отчаяние. Ретроспективная оценка жизни и появление либо чувства завершенности жизненного пути, либо отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.
Теория развития личности К. Юнга (1875—1961)— система взглядов на
личность швейц. психолога К. Юнга психоаналитической ориентации, для к-рого предметом особого анализа стали высшие человеческие достижения, устремления. Одно из центральных понятий Т. р. л. Ю. — «индивидуализация» — процесс развития человека, включающий установление связей между эго — центром сознания и самостью — центром души. Основными психическими функциями личности по данной теории являются ощущение, мышление, чувствование, интуиция, к-рые у каждого конкретного человека развиты неравномерно. Содержание каждой личности определено коллективным бессознательным — архетипами. Главными структурными компонентами личности являются эго, персона (каким личность представляет себя миру), тень (центр бессознательного, вытесненного из сознания), анима (сексуальные влечения у мужчин) или анимус (сексуальные влечения у женщин), самость (целостное единство сознательного и бессознательного). Личность человека обладает способностью к саморазвитию. Познание личности возможно посредством анализа ее снов, символик и т. д.
Теория ролей — соц.-психол. теория личности и межличностных отношений
человека, опирающаяся на понятие соц. роли Т. р., представляет личность и межличностные отношения в терминах ролевого поведения человека (Дж. Мид и др.).
Теория самоактуализации — гуманистическая теория психологии личности,
утверждающая, что человеку, развивающемуся как личность, свойственно стремление к самоактуализации, к-рая одновременно является и высшим уровнем личностного самосовершенствования (А. Маслоу и др.) (см. Теория развития личности А. Маслоу и К. Роджерса, Самоактуализация).
Теория содержательного обобщения и формирования учебной
деятельности — теория развития теоретического мышления младших школьников и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Авторы (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) выступали против концентрического построения программы в начальной школе, отрицали универсальность использования конкретной наглядности. Ход обучения:знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей, ориентировка в ней; образец преобразования материала; фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели; выявление свойств выделенного отношения, благодаря к-рым выводятся условия и способы решения исходной задачи, определяются общие подходы к решению; наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретными примерами. Обучение, организованное на основе этой теории обеспечивает высокий уровень развития детей в процессе обучения.
Терминология педагогическая — система лексических средств и наименований,
применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования. Знание Т. избавляет от необходимости при употреблении понятия повторять весь набор его признаков, создает условия для экономичности и оперативности мышления. Без знания Т. п. трудно осмыслить и воспринять педагогику.
Терпимость — принятие идеи др. человека или к.-л. вещи как данности, объективной
реальности. Предполагает умение найти позитивное в человеке, его мыслях и взглядах.
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованный метод психол.
исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психол. особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с нек-рыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.