Тема 6. Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности
Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции. Гомеровское общество и Спарта. Аксиология идеала «доблести». Понятия «пайдагогия» и «пайдейя». Проблемы целеполагания в культуре «пайдейи»: деятельный и созерцательный образы жизни. Аксиология идеала «калокагатии»). Исключительная роль риторического образования в классической Античности. Афинская система образования. Софистическое просвещение и полисная демократия. Сократовская идея воспитания как «самопознания» и рождение философской теории «пайдейи». Философские теории «пайдейи». Политический и метафизический аспекты теории воспитания Платона и Аристотеля. Значение «досуга» в образовании свободнорожденного человека. Идеологические основания идеи «свободных наук. Воспитание и образование в эллинистическую и римскую эпохи. Формирование программы «циклического образования» и ее влияние на генезис средневекового корпуса семи «свободных искусств» (artes liberales). «Свободные» и «механические» (artes mechanicae) искусства. Культурно-образовательная эллинизация Римской республики. Цицероновский проект синтеза философского и риторического образования. Понятие о римском «гуманизме»: humanitas как «образованность».
Тема 7. Теоцентристская направленность средневековой образовательной парадигмы. Рождение университета.
Рождение университета Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции. «Педагогическое» мироощущение христианина. Понятие священного текста. Чтение как основа средневековой педагогики. Философские аспекты образования в эпоху патристики. Основные функции и задачи раннехристианского образования: апология, миссия, познание Бога. Эволюция отношения Церкви к античной («языческой») образованности. Средневековые культурно-образовательные возрождения (renovatio). Их отличие от итальянского Ренессанса. Философские аспекты образования в эпоху Высокого Средневековья. Схоластика как метод исследования текста и метод обучения. Средневековый университет: генезис, структура, организация учебного процесса, методы обучения (lectio, комментарий, диспут). Преподаватель университета как ремесленник: размывание границы между «свободными» науками и «механическими искусствами» (artes mechanicae). Роль Церкви в становлении университета. Десакрализация книги в средневековом университете.
Тема 8. Образовательная парадигма в контексте механицизма.
Становление идеологии активизма. Ренессансные гуманистические академии и ученые общества как новые типы научно-образовательных учреждений. Значение герметизма, «естественной магии» (magia naturalis) и идеологии «природного достоинства» (virtù) для становления ренессансного идеала «виртуозного» человека. Реформация и Контрреформация. Мартин Лютер и реформирование христианской школы. Язык как культурообразующий фактор и проблемы национального образования. Достоинства и недостатки педагогической системы иезуитов. Значение механической картины мира для технологизации образования. Элиминация античной оппозиции «естества» (φύσις) и «искусства» (τέχνη) в новоевропейской физике и редукция социальных и биологических процессов к механическим. Роль социокультурной и духовной реабилитации «механических искусств» в развитии профессионального образования. Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона и идеология «знания-силы». Метафизические и физические основания взглядов Р. Декарта на воспитание «благородного человека» (honeste homme). «Аналитический» метод обучения, его конкретизация в «Логике Пор-Рояля» (А. Арно, П. Николь). Философско-методологические основания педагогической системы Я.А. Коменского. Идея технологизации образования в «Великой дидактике». Принцип природосообразности в контексте механицизма. Отношение Я.А. Коменского к проблеме языка науки и образования. Утопическое и возможное в гуманистическо-образовательном проекте «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Секулярные тенденции в образовании в контексте перехода от «царства» к «империи».
Тема 9. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами
Характерные черты эпохи Просвещения. Секуляризация ценностей, идеология прогресса и натуралистический подход к объяснению человека и общества. Аксиология идеала Просвещения. Проблемы институциональной организации образования. Понятия «природа» и «общество» в педагогике Ж.-Ж. Руссо. Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо. Достоинства и недостатки теории воспитания в романе «Эмиль».
Принципы и задачи реорганизации образования в проекте «энциклопедии наук» Г.В. Лейбница. Проблема государственного контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта. Генезис натуралистического подхода к проблеме образования. «Мысли о воспитании» Дж. Локка как развитие идей, высказанных в «Опыте о человеческом разумении». Влияние естественно-правовой концепции Джона Локка на педагогику эпохи Просвещения