Словарь по педагогике 4 15 страница

Модели образования— образы организации образования, складывющиеся на

основе государственных и общественных подхо­дов к их функционированию. 1. М. о. как государственно-ведом­ственной организации — система образования организуется и контролируется государством; 2.Неинституциональная М. о. ориентирована на организацию образования вне социальных институтов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и т. п.

Модель— искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п., к-рый, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изуче­ние к-рого связано с к.-л. трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегча­ет процесс получения информации об интересующем предмете.

Мониторинг в образовании— отслеживание результатов; посто­янное наблюдение

за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первона­чальным предположениям; диагностически обоснованная сис­тема непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирую­щих и корректирующих деятельность школы. Методы: наблю­дение, оценка и прогноз состояния развития к.-л. системы; си­стема отслеживания результатов. Свойства М.: полнота, релеван­тность (уместность), адекватность, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структуированность и специфичность для каждого уровня М. Следующие виды М. в школе: по масштабу целей образования (стратегичес­кий, тактический, оперативный); по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый); по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий); по частоте процедур (разовый, периодический, систематический); по охва­ту объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной); по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); по формам объект-субъектных отношений (вне­шний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ); по ис­пользуемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.).

Монография— научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и

всестороннее исследование одной про­блемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

Монтень Мишель(1533-1592) — фр. философ-гуманист эпохи Возрождения.

Основные труды: «Опыты», «Дневник путеше­ствий». Целью образования М. считал «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выра­ботку собственных убеждений. Ратовал за науку, к-рая «изуча­ет не книги, а вещи», за полезное в жизни образование. Резко критиковал схоластическую систему обучения. Считал, что об­разование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспи­тывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критичес­кому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и жи­вотные — дети одной матери Природы. Необходимо прививать детям бережное отношение ко всему живому. Познание осуще­ствляется через чувства, важна роль опыта. Главная задача обра­зования и воспитания — обретение моральных качеств. Огром­ное значение придавал воспитанию гражданских чувств. Преж­де всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества. Главный враг человека — узость кру­гозора. Надо «общаться с миром», встречаться с др. людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края. Програм­ма теоретического образования включает физику, геометрию, историю. В последней надо научиться судить о явлениях и да­тах. Большое внимание надо уделять физическому воспитанию и играм. М. выступает против жестокости средневековой шко­лы: «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Считал, что образо­вание «повредит естественным прелестям женщины».

Монтессори Мария(1870-1952) — итальянский педагог, сторон­ник свободного

воспитания. Основные пед. работы: «Дом ребен­ка», «Метод научной педагогики». М., выступая против управле­ния становлением личности, считала необходимым представить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения». Вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материала­ми. Форма занятий — индивидуальный урок. Разработала инте­ресный дидактический материал для занятий детей. Воспитатель выступает лишь в роли наблюдателя за процессом раскрытия «внутренней жизненной силы» ребенка. Основа обучения дош­кольника и младшего школьника, по мнению М., сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружа­ющей среды и занятий с дидактическим материалом. Органич­но использовала игру в процессе обучения. Умственное воспи­тание фактически сводила к развитию органов чувств.

Мор Томас(1478-1535) — англ. мыслитель, гуманист, родоначаль­ник утопического

социализма. Основная работа: «Золотая кни­га, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Выступал за отмену ча­стной собственности и создания общества равных возможнос­тей. На осторове Утопия всем детям без различия пола и соц. положения дается равное образование. Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, есте­ствознание, теоретическое земледелие. М. придерживался афинской системы физического воспитания, направленной на развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и воен­ных упражнений. Для всех утопийцев обязательны постоянные занятия земледелием, самостоятельное изучение к.-л. ремесла. Физический труд обязателен для всех, умственные занятия счи­таются величайшим наслаждением, к-рым, освобожденные от физического труда, занимается небольшая часть населения — ученые, но до тех пор, пока оправдывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. В свободное время утопийцы в библиотеках и му­зеях занимаются самообразованием для повышения уровня сво­их знаний.

Мораль— совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к

обществу и др. людям; древнейшая форма об­щественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, к-рыми руко­водствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают фор­му безличностного ко всему, ни от кого не исходящего поведе­ния, при чем выполнение их — внутренняя потребность чело­века, контролируемая общественным мнением. Слагается из трех основных сторон: 1. нравственная деятельность — поведе­ние людей, особым образом мотивированные поступки; 2. мо­ральные отношения людей: характерный для нравственности способ регулирования поведения, проявляющийся в различных формах должествования, требований к человеку; 3. моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в виде со­ответствующих представлений. М. выступает как основа содер­жания нравственного воспитания личности.

Моральная дефективность— термин, к-рым в 10-20-е гг. XX в. в зарубежной и

отечественной психол.-пед. науке обознача­лись практически все дети с девиантным и делинквентным поведением: от детей с нарушениями характера, эмоциональ­но-волевой сферы до агрессивных детей, пед. запущенных, беспризорных и т. п. В.Н. Сорока-Росинский (Викниксор в «Республике Шкид» Л. Пантелеева и Г. Белых) был директо­ром школы для таких морально-дефективных детей. В сере­дине 20-х гг. использование данного термина было признано нецелесообразным.

Моритерапия— см. Психотерапия.

Мотив(от лат. movere — приводить в движение, толкать) — внут­реннее побуждение

личности к тому или иному виду активно­сти, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека; психическое явление, не­посредственно побуждающее человека к выбору того или ино­го способа действия и его осуществлению. В качестве М. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определен­ный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззре­ния и др. От М. следует отличать мотивировку. Основная часть М. формируется в процессе социализации личности, ее станов­ления и воспитания.

Мотив власти — стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению др. людей, в основе лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

Мотив достижения — потребность личности всеми доступ­ными средствами достичь желаемого результата. Основ­ные типы М.д. складываются от 3 до 13 лет и формируют­ся под влиянием родителей, особенно матери, и др. окружа­ющих ребенка людей. Такой М. часто определяет поведение хорошо успевающих школьников, особенно в случаях воз­никающих затруднений.

Мотив избегания неудачи— стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, осо­бенно там, где результаты его деятельности воспринима­ются и оцениваются др. людьми. М. и. н. — установка личности, противоположная мотивации достижения. Для личности с преобладанием М.и.н. главное — не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой значительного изменения первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Этот М. во многом определя­ет и объясняет поведение слабоуспевающих детей, нахо­дящих многочисленные причины при объяснении невы­полнения или плохого выполнения заданий.

Мотивы атарактические— горе, ссора, уход от проблемы.

Мотивы гедонистические— чувство удовольствия.

Мотивы просоциальные — мотивы поведения человека, со­держащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро. М.п. формируются в процессе воспи­тания и под влиянием окружающей среды.

Мотивы сублиссивные— влияние компании, возможность выделиться, почувствовать себя взрослым.

Мотивационная среда— совокупность условий, определя­ющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей совместной деятельности. В зави­симости от характера М.с. у участников вырабатываются такие линии поведения: инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятель­ности детей. Так, добровольный характер деятельности улучшает М.с, принудительный — ухудшает.

Мотивационная установка— латентное (скрытое) состоя­ние готовности к удовлетворению потребности; заплани­рованное, но отсроченное задание для себя или намере­ние, к-рое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

Мотивация— совокупность стойких мотивов, побуждений, опре­деляющих

содержание, направленность и характер деятельно­сти личности, ее поведения.

Мотивировка— сознательное вербальное объяснение человеком причин своих

действий. М. может не совпадать с истинным мо­тивом, особенно тогда, когда, совершив неблаговидный посту­пок, человек не хочет потерять уважение окружающих.

Мудрость — высшая ступень знания, опирающаяся на жизнен­ный опыт, позволяющая

человеку выносить взвешенные сужде­ния и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Мультимедиа— технология, обеспечивающая работу с неподвиж­ным изображением,

видеоизображением, анимацией, текстом и звуком. К компьютеру подключаются внешние источники ин­формации, как правило, цифровые (цифровые фотоаппараты, сканеры), но некоторые из них могут быть и аналоговыми (ви­деокамеры, музыкальные синтезаторы, микрофоны и т.п). Вся информация после соответствующей обработки и, возможно, с добавлением текста, анимации и спецэффектов записывается в мультимедийный файл. М. создает взаимодействие визуальных и аудиоэффектов.

Мульткультурное образование— идея, процесс и инновацион­ное движение в

образовании. М.о стремится дать равные воз­можности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и соц. групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отража­ла разнообразные культуры и группы, существующие в обще­стве и в национальной структуре учебного класса.

Мутизм (от лат. mutus — немой) — отказ от речевого общения при отсутствии

органических повреждений речевого аппарата. М. может быть результатом воздействия на психику неожиданно­го раздражителя (испуг, обида, конфликт, непосильное требова­ние). Нередко причиной является неправильное взаимодей­ствие с ребенком, когда игнорируется его личностная самобыт­ность и индивидуальность. М. возникает чаще у застенчивых, робких, физически ослабленных людей. Если не связано с пси­хическими заболеваниями, устраняется психотерапевтическими способами. Длительный М. может привести к ЗПР (задержка психического развития).

Мышление— познавательная деятельность личности, характери­зующаяся

обобщенным и опосредованным отражением дей­ствительности. Выделяют М. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и на­глядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д. Мож­но понимать как интеллект в действии.

Мышление дивергентное— особый вид мышления, к-рый предполагает, что на один и тот же вопрос м.б. множе­ство одинаково правильных и равноправных ответов. Считается, что М.д. является одним из компонентов творчества.

Мышление дискурсивное — мышление рассудочное, обосно­ванное суждениями и опосредованное прошлым опытом. М. д. развивается у человека на основе овладения речью, знаниями и основными логическими операциями.

Мышление конвергентное— вид мышления, к-рый предпо­лагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В нек-рых случаях используется как синоним консервативного или ригидного мышления.

Мышление критическое— способность анализировать ин­формацию с позиций логики, различных научно-обосно­ванных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандар­тным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование М. к. — одна из актуальнейших задач современного обучения.

Мышление педагогическое — определенное видение и пони­мание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения за­дач в пед. взаимодействии.

Мышление интуитивное — один из видов мышления. Ха­рактеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Мышление наглядно-действенное— один из видов мышле­ния, характеризующийся тем, что решение задачи осуще­ствляется с помощью реального, физического преобразо­вания ситуации, опробования свойств объектов в услови­ях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. У ребен­ка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное— мышление, в ходе к-рого ситуация в процессе решения задачи воплощается в обра­зе. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета без выполнения реальных практических дей­ствий с ними. В образе может быть зафиксировано одно­временно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве М. н.-о. практически не­различимо с воображением.

Мышление практическое— вид мышления, связанный с постановкой целей, выработкой планов, проектов в не­посредственной практической деятельности и часто раз­вертывающийся в условиях дефицита времени.

Мышление практическое педагогическое— анализ конк­ретных пед. ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития пед. взаимодействия и при­нятие на основе этого реального пед. решения, к-рое в дальнейшем воплощается.

Мышление синкретическое(от греч. synkretismos — соеди­нение) — детское и примитивное мышление, в к-ром разнородные представления недифференцированно связыва­ются друг с др. До 7—8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка. Это выражается в стремлении нахо­дить связи между самыми разнородными явлениями, созда­вать невероятные гипотезы о причинах событий и т. д. Напр., ребенок 6 лет может заявить: «Солнце не падает, по­тому что жарко». Со становлением группировок умственных операций происходит овладение этими связями, и синкре­тизм исчезает из области непосредственных суждений о внешнем мире. Однако до формирования формальных опе­раций в 11—12 лет синкретизм сохраняется в области вер­бальной мысли, оторванной от непосредственного наблюде­ния. Две основные формы вербального синкретизма —синкре­тизм рассуждения, проявляющийся во взаимном искажении высказываний, рассматриваемых вместе, и синкретизм пони­мания, к-рый заключается в том, что понимание текста или фразы начинается не с анализа деталей, а с создания схемы целого, дающей смысл отдельным словам.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышле­ния, характеризующийся использованием понятий, логи­ческих конструкций. М.с.-л. функционирует на базе язы­ковых средств.

Мышление теоретическое— вид мышления человека, оперирующего с понятиями, содержащими в себе теоре­тические знания и позволяющими человеку познавать закономерности явлений, делать различные виды обоб­щений.

Мышление учителя диагностическое— анализ отдельных черт ребенка, его действий, поступков и их мотивации и связывание их воедино с учетом прогнозирования разви­тия личности.

н

Наблюдательность— качество личности, заключающееся в высо­ком уровне

развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.

Навык— действие, доведенное до автоматизма; действие, сфор­мированное путем

многократного повторения, характеризую­щееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. В процессе обучения необ­ходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, меж­предметного значения: письменной и устной речи, решения за­дач, счета, измерений и т. п.

Надежность— характеристика исследовательской методики, от­ражающая точность

измерений, а также устойчивость результа­тов к действию посторонних случайных факторов.

Надежность эксперимента— устойчивость результатов экспери­мента при его

многократном проведении.

Надсознательное— не поддающийся сознательно-волевому кон­тролю и формально-

логическому осмыслению уровень психи­ческой активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психичес­кую активность называл сверхсознанием, подразумевая высший этап творческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бессознательного. В дальнейшем П. В. Симонов интер­претировал сверхсознание как механизм творческой интуиции. Таким образом, бессознательное — это неосознавание того, что уже отражено в психике, а надсознательное — неподдающийся осознанию творческий, неалгоритмизируемый процесс созда­ния нового знания.

Намерение— стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять

определенное действие или деятельность. При под­креплении волей становится стремлением.

Направленность личности— сложное личностное образование, определяющее

особенности тенденций поведения и действий человека, его отношение к др. людям, к себе, к своему будуще­му. Проявляется в особенностях интересов личности, пристра­стиях и потребностях, в установках и целях. В основе — возни­кающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво до­минирующая система мотивов, ориентирующая деятельность личности и относительно независимая от ситуаций. В Н. л. обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политичес­кую), профессиональную, бытовую направленность.

Направленность педагогическая— система эмоционально-цен­ностных

отношений, задающая иерархическую структуру доми­нирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении; мотивация к профессии учителя, главное в к-рой действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая Н. п. — стремление стать, быть и оставать­ся учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и труд­ности в своей работе. Н. п. проявляется во всей профессиональ­ной жизнедеятельности учителя и в отдельных пед. ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик че­ловека. Развитию Н. п. способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психол. сферу, интерес к личности учащихся.

Напряженность психическая— психическое состояние повы­шенной активности,

неадаптивности, вызванное экстремальны­ми для данной личности факторами и предвосхищением связан­ных с ними неблагоприятных для нее ситуаций, сопровождаю­щееся ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика порождает как раз такую атмосферу, в к-рой напряженность испытывают все участники пед. процесса.

Наследственность— преемственная связь живых организмов, обеспечивающая

повторяемость в ряду поколений сходных ти­пов обмена веществ и индивидуального развития. Человеческая Н. определяет анатомо-физиологическуто структуру человечес­кого организма, присущие ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, некото­рые индивидуально-психические особенности и др. Н. обеспе­чивается самовоспроизведением материальных единиц Н. — генов, локализованных в специфических структурах ядра клет­ки — хромосомах. От того, как понимается Н. и ее влияние на развитие личности, складываются разные теории развития лич­ности и пед. концепции ее формирования.

Настойчивость — волевое качество личности, проявляющееся в решительности,

целеустремленности при осуществлении дея­тельности по достижению намеченной цели, в преодолении трудностей и препятствий. Нецелесообразная, бессмысленная Н. превращается в упрямство.

Настроение— устойчивое, относительно длительное психическое состояние личности

или группы людей, создающее общий от­рицательный или положительный эмоциональный фон проте­кания всех психических процессов и осуществляемой деятель­ности, в частности усвоение учебного материала. Умение кон­тролировать свое Н. является профессионально значимой способностью учителя и выступает в качестве одной из задач воспитания и самовоспитания.

Научение(применительно к человеку) — процесс приобретения любых знаний,

навыков, умений и опыта, как правило, без за­ранее поставленной познавательной цели, и неосознанного уяс­нения материала и его закрепления. Иногда Н. понимается как результат учения, однако отличается от учения тем, что в обу­чении осуществляется приобретение знаний и опыта в целенап­равленной деятельности, направляемой познавательными моти­вами. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э. Л. Торндайка и др.

Научение социальное — термин, введенный бихевиористами (см. Бихевиоризм) и обозначающий приобретение орга­низмом новых форм реакций путем подражания поведе­нию др. живых существ или наблюдения за ними. Н. с. объяснялось при этом исходя из основных понятий бихе­виоризма (стимул, реакция, подкрепление) и экспери­ментально изучалось на животных.

Научная организация труда (НОТ) — система организации тру­довых процессов на

основе широкого использования достиже­ний науки и передового опыта с целью повышения эффектив­ности деятельности трудового коллектива.

Неврастения— невроз, проявляющийся в повышенной раздра­жительности,

утомляемости, утрате способности к длительно­му умственному и физическому напряжению.

Негативизм(от лат. negatio — отрицание) — качество личности, проявляющееся в

намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирова­ние Н. связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Возникает чаще у детей в ответ на игнориро­вание их потребностей. Может стать одной из сторон патологи­ческого формирования характера при постоянном закреплении. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исклю­чением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защи­те своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов др. лю­дей. Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Они находят свое выражение в демонстративном по­ведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения. Н. может выступать непосредственной при­чиной конфликтов с учителями, окружающими, нарушения дисциплины.

Нейротизм — эмоционально психологическая неустойчивость, подверженность

психотравмам.

Ненасилие— философско-этическая концепция, исключаю­щая насилие и умышленное

причинение вреда ради достиже­ния соц. или личных целей. По мнению М. Ганди, включает в себя положительную силу в виде истины, справедливости, любви. Достигается посредством свободного и ответственно­го выбора, умения совершать ненасильственное действие как инициативное, так и в ситуации противодействия принужде­нию (ненасильственное сопротивление). В основе ненасиль­ственного действия лежит способность человека предостав­лять свободу др. и самому себе. Свободный выбор — это та­кая деятельность, за результаты к-рой человек принимает ответственность на себя.

НИТ— новые информационные технологии, совокупность алгоритмических,

программных и технических средств и мето­дов обработки и передачи информации на базе электронно-вы­числительной техники.

НЛП(нейролингвистическое программирование) — наука, разраба­тывающая способы

моделирования человеческого совершенства; использование моделей, фреймов (буквально - рамок), методов и техник НЛП для существенного совершенствования психики и личности человека. Может использоваться для коррекции не­успеваемости учащихся, повышения их гибкости и приспособ­ляемости к школе и учебному материалу.

Нововведение(инновация) в образовательной системе — см. Ин­новация

педагогическая.

Новообразование возраста психологическое центральное— та

способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществле­ния ведущей деятельности.

НОУ-ХАУ(«знаю как») — научно-технические, методические, организационные,

коммерческие знания, технологии производ­ства, состоящие в значительной части из известных приемов, навыков, методик и т. д.

Нравственная структура личности— знания, чувства и отноше­ния, поведение,

воплощающиеся в нравственный идеал, этичес­кие ценности и нормы, моральную мотивацию и этические оценки. Нравственным является тот человек, для к-рого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Наши рекомендации