Словарь по педагогике 4 11 страница

Классификация У. Шелдона (1898) — Шелдон в собственных исследованиях

пришел к выводу о существовании 3-х «соматотипов», т. е. основных моделей строения человеческо­го тела, максимально непохожих друг на друга. Отличие классификации Шелдона в том, что она производилась только на здоровых людях, а в основу классификации было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы и эктодермы. Первый тип («эндоморфный», преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жиров. Для второго («мезоморфного», пре­имущественное развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируются скелет, мускулы) типа характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощ­ная голова. Третий тип («эктоморфный», преимуществен­ное развитие внешнего зародышевого слоя, из которого формируются нервная система и мозг, а внутренний и средний зародышевый слои развивались по минимуму, поэтому по минимуму развиты кости, мускулы, жировые прослойки) олицетворяет худой человек с вытянутым ли­цом, тонкими длинными руками и ногами, слабой муску­латурой и хорошо развитой нервной системой. Степень адекватности облика конкретного человека каждой из этих моделей телосложения оценивается по семибалльной системе, и каждое конкретное телосложение описывает­ся набором из трех цифр. При этом допускается суще­ствование любой формы телосложения — от невыражен­ности каждого слоя (1—I —1) через промежуточные ста­дии (2—6—2, 3—4—3 и т. д.) до абсолютной выраженности слоев (7—7—7). Интерполируя методику Шелдона на ти­пологию Кречмера, можно вывести формулы 7—1 — 1 — пикник (или эндоморф, по Шелдону), 1—7—1 — атлет (или мезоморф), 1 — 1—7 — данного индивида можно уве­ренно назвать эктоморфным астеником. Трем основным соматотипам соответствуют, по У. Шелдону, три вариан­та психической конституции человека. Эндоморфному типу телосложения соответствует висцератонический тем­перамент (лат. viscera — внутренности, т. е. функциональное преобладание органов пищеварения); мезоморфному — со-матотоник (греч. soma — тело); люди с таким темпера­ментом — экстраверты, для них характерны уверенность в себе, горделивая осанка и движения, способность легко переносить физические нагрузки, любовь к приключениям, энергичность, жажда власти, склонность к риску, храб­рость в бою, агрессивность в соревновании, эмоциональ­ная черствость, отсутствие жалости, такта, громкий голос и др., эктоморфный соматотип предполагает церебротонический темперамент (от лат. cerebrum — мозг).

Конституция половая— совокупность биологических свойств, складывающихся под

влиянием наследственных факторов и ус­ловий развития во внутриутробном периоде и раннем онтогене­зе, определяющих уровни половой активности, половой потреб­ности, а также устойчивость в отношении вредных факторов, воздействующих на половую сферу.

Конструирование(в пед.) — создание новых дидактических мате­риалов, новых форм

и методов организации пед. процесса.

Консультация психологическая— одна из форм функциониро­вания психол.

службы, заключающаяся в специальной органи­зации профессиональной деятельности психолога, направлен­ной на оказание помощи лицам, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний, психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.

Контекст(в психолингвистике) (от лат. contextus — тесная связь, соединение) —

обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений или отрывков текста). Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, К. явля­ются др. (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение «понять по К.».

Контент-анализ(от англ. contents — содержание) — метод иссле­дования,

используемый в педагогике, заключающийся в выяв­лении и оценке специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы, детских работ, школь­ной документации и т. д.), в к-ром, в соответствии с целями ис­следования, выделяются определенные смысловые единицы со­держания и формы информации.

Контркультура-субкультура— культура, отличающаяся от доми­нирующей

культуры и противостоящая ей, находящаяся в кон­фронтации с господствующими ценностями: субкультура терро­ристов, хиппи и пр.

Контроль педагогический— система научно-обоснованной про­верки результатов

образования, обучения и воспитания.

Конференция электронная(телеконференция) — разновидность электронной

доски объявлений, на к-рой все заинтересовавши­еся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные др. пользователям, или отвечать на них. Каждая К.э. обычно имеет несколько «сюжетных линий», объединен­ных одной темой. К.э. бывают открытыми — доступными для любого пользователя сети; закрытыми, доступ к к-рым осуще­ствляется под строгим контролем ведущего конференции (мо­дератора) и лишь для избранного количества участников, приглашенных им. К.э. используются для того, чтобы: задавать вопросы, отвечать на вопросы др., участвовать в дискуссии, чи­тать пришедшие на К. сообщения, рассылать информационные сообщения, сразу же попадающие в поле зрения всех заинтере­сованных пользователей. К. э. используют: для учебных целей (самообразования и обучения); для целей «паблик рилейшнз» (общественных связей), когда, принимая активное участие в ра­боте К., можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях, от­крытиях. Возможно использование люмофонов и web-камер — специальных устройств для передачи на расстояние статичных изображений самого партнера, фотографий, рисунков, графи­ков и т. п. На основе материалов конференции м.б. опублико­вана статья, с сылкой на участников К. э.

Конфессиональный(от лат. confessionalis — вероисповедный, цер­ковный) —

относящийся к определенной вере, религии, церкви.

Конфиденциальность(от лат. confidentia — доверительность, сек­ретность) —

сохранение в тайне полученной доверительной ин­формации. Конфиденциальная информация, полученная учи­телем от воспитанника, ни в коем случае (если нет угрозы чьей-то жизни) не подлежит разглашению.

Конфирмация— так называемое таинство миропомазания в като­лицизме,

совершающееся над детьми 7—12 лет; у протестантов — обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14— 16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.

Конфликт (от лат. confliktus — столкновение) — столкновение раз­нонаправленных

целей, интересов, позиций, мнений или взгля­дов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме; процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, име­ющей личностную значимость для каждого из его участников. В зависимости от конфликтной ситуации выделяются:бытовые, деловые, профессиональные, психологические, идеологичес­кие, К. смещенного основания как неразрешимый К. Формы К.:недовольство, разногласие, противодействие, противостояние, противоборство, разъединение. Способы разрешения:проявле­ние эмпатии, шутка, компромисс, «третейский суд», двусторон­ний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление. Развитие К.обычно идет в следующей последовательности:а) по­степенное усиление участников К. за счет введения более ак­тивных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; б) уве­личение количества проблемных ситуаций и углубление пер­вичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера К. в сторону его ужесточения, вовлечения в К. новых лиц; г) нарастание эмоци­ональной напряженности, сопровождающей конфликтные вза­имодействия, к-рая может оказать как мобилизующее, так и де­зорганизующее влияние на поведение участников К.; д) изме­нение отношения к проблемной ситуации и К. в целом.

Конфликт внутренний — психическое явление, заключаю­щееся в столкновении противоположных действий, мне­ний, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внутреннее противоречие, связанное с ост­рыми эмоциональными переживаниями. К.в. — м. б. конструктивным, если, напр. учитель в результате созна­ния своего внутреннего разлада находит новые грани в своей профессии, снижает свою тревожность, повыша­ет самооценку, нащупывает новые способы профессио­нального поведения.

Конфликт деструктивный — конфликт, тормозящий раз­витие, вызванный ошибочным восприятием ситуации, а также надуманными причинами.

Конфликт продуктивный(конструктивный) — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результа­тивность соц.-психол. процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности. Ис­следования Л. Козера, М. Дойча и др. показали, что при определенных условиях межгрупповой К. может выпол­нять интегративную функцию, сплачивать членов группы, стимулировать эффективный выход из проблемной ситу­ации. В научных коллективах К., обусловленные предмет­но-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, к-рая сопутствует столкновению различных представлений и стратегий исследовательского поведения, что способству­ет поиску продуктивных решений проблем. Конструктив­ным К. может быть лишь тогда, когда оппоненты не выхо­дят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные линии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют:соперничество (противобор­ство), сопровождающееся открытой борьбой за свои инте­ресы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки; из­бегание, заключающееся в стремлении выйти из конф­ликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление — тенденция сгла­живать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения харак­теризуется как корпоративность и напористость. К. п. в школе сигнализирует о назревших противоречиях, стиму­лирует поиски (когда, напр., по-новому работающий учи­тель будоражит мысль коллег, хотя и встречает их насто­роженное неприятие). К. между новатором и инертными учителями директор школы может конструктивно ис­пользовать для оздоровления пед. коллектива, его твор­ческого роста.

Конформизм(конформные реакции) (от лат. conformis — подоб­ный, сообразный) —

подверженность личности групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценно­стей, принятии первоначально не разделявшейся им позиции большинства. На бессознательном, эмоциональном уровне К. проявляется в виде таких свойств, как внушаемость, способ­ность и потребность в подражании и т. д. К. зависит от личнос­тных качеств человека, его самооценки, самоуважения, тревож­ности, интеллекта, ролевых ожиданий одобрения окружающих и т. д. У детей К. развит в большей степени, чем у взрослых, у женщин — больше, чем у мужчин. К. личности может усили­ваться в стрессовых ситуациях, в момент зарождения и проте­кания паники. Для конформных личностей характерна чрезмер­ная «пластичность»: принятие чуждых мнений, позиций, недо­статочная критичность и др. Два вида:внутренняя личная конформность и внешняя: демонстративное согласие с группой по разным причинам. Противоположным понятием является самостоятельность, независимость человека от мнения др. Осо­бой разновидностью той же зависимости от группы является не­гативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни ста­ло поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Конфронтация— противопоставление, противоборство, столкно­вение.

Конфуций(Кун-Фу-Цзы — почтенный учитель Кун) (551—480 гг. до н.э.) —

древнекитайский мыслитель, основавший первую ча­стную школу в мире «по воспитанию человеческих характе­ров». В начале н. э. он стал почитаться наряду с предками и природой. Основные взгляды К. изложены в работе «Лунь» («Беседы и суждения»), изданной учениками после его кон­чины. Конфуцианская мораль требует постоянного самосо­вершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Ритуал и канон — основа воспитания. Цель воспитания по К.: благо­родный муж, нравственно воспитанный, образованный, разви­тый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение. Значение образования: практическая необходимость, нравственная потребность, рас­крытие человеческих способностей, развитие «духовного слуха», радость повседневного существования. В процессе обучения за­дача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика. Способы обучения: самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Принципы пед. системы К.: уважение к ученикам и, принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство уче­ния и жизни; равенство всех людей как учеников и представле­ние всем равных возможностей учиться; отказ от принуждения. Выступал против любой формалистики и «технизма» в обуче­нии. Основой воспитания считал собственный пример учителя. Воспитатель — человек, к-рый успешно совершенствует себя, «повторяя старое, узнает новое».

Концепции образования(от лат. conceptio — понимание, воспри­ятие, система) —

система взглядов на содержание и продолжи­тельность изучения базовых учебных дисциплин в определен­ных типах учебных заведений, определенный способ понима­ния целей, задач, организации образовательных программ.

Концепция— система взглядов, определенный способ понимания, трактовки явлений,

процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематичес­кого освещения; ведущий замысел в структуре теории.

Концепция поэтапного формирования умственных действий—

выдвинутое П.Я. Гальпериным учение о сложных многоплано­вых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделяется шесть этапов, на к-рых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предсто­ящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировоч­ной основы действия (выделяются системы ориентиров и ука­зания, учет к-рых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточня­ется. Третий этап — формирование действий в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы дей­ствия, в частности на схему ориентировочной основы действия). Четвертый этап — «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия сис­тематически правильным решением разнообразных задач отпа­дает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, к-рая выступает опорой для становящегося действия. На пятом этапе (форми­рование действия во «внешней речи про себя») происходит по­степенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — пред­метное содержание действия (см. Интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем посте­пенно сокращается, «свертывается». Эта теория широко исполь­зуется при организации учебного процесса, особенно последо­вательно она реализуется при обучении младших школьников.

Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — см. Интерак­тивное общение.

Копинг(англ. coping) — процесс конструктивного приспособле­ния, в результате к-рого

человек оказывается в состоянии спра­виться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собствен­ных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положитель­ной самооценке. Фактором деструктивного К. являются низкая эффективность функционирования блоков личностных и соц. ресурсов: негативная, слабо сформированная Я-концепция, неразвитость восприятия соц. поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, недостаточность когни­тивной сферы, относительно высокая чувствительность к отвер­жению.

Копирайт— охраняемое законом право на издание художествен­ного или к.-н. др.

произведения. На печатных изданиях обозна­чается значком — ©.

Корпорация(от лат. corporatio — объединение, сообщество) — организованная группа,

характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим соц. общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в К. опосредствуются асоц., а зачастую антисоц. ценностными ориентациями. Для К. характерен групповой эго­изм. Многие асоц. детско-молодежные группы или объедине­ния действуют по принципу К., что делает их противостояние трудно разрушаемым.

Коррекция(от лат. correctio — исправление, поправка) — исправ­ление недостатков.

Корреляция(от лат. correlatio — соотношение) — взаимное соот­ветствие, взаимосвязь

явлений; вероятностная или статистичес­кая зависимость, не имеющая строго функционального харак­тера. В отличие от функциональной, корреляционная зависи­мость возникает тогда, когда один из признаков зависит не только от данного второго, но и от ряда случайных факторов или же от наличия условий, от к-рых зависят и тот и др. призна­ки. К. обычно выражается коэффициентами корреляции Пир­сона, Пирмена, Кэнделла и др.

Корчак Януш(Генрик Гольдшмидт) (1878-1942) — польск. педагог-гуманист, всемирно

известный «Детский доктор». В 1912 г. ста­новится директором Дома сирот в Варшаве, к-рым с неболь­шим перерывом руководит до конца своей жизни. Погибает вместе с воспитанниками в концлагере. Основные произведе­ния: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Пра­во ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». Художественные произведе­ния для детей и о детях: «Король Матиуш 1», «Король Матиуш на безлюдном острове», «Когда я снова стану маленьким» и др. В своей пед. деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Цель воспитания: полное, свободное и гар­моничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в «уважении к добру, к красоте, к свободе»; личности, свободной от конфор­мизма и эгоцентризма. К. считал ребенка полноценным как человека, а детство — самоценным, подлинным, а не предва­рительным этапом жизни. «Детей нет — есть люди, но с ины­ми масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влече­ниями, иной игрой чувств». Отсюда равноценность ребенка и взрослого — право ребенка на уважение, признание за ним права «быть тем, что он есть». К. считал, что необходимо осоз­нать и признать ребенка субъектом воспитания: «Воспитание без участия ребенка в нем не существует». Провозглашал необ­ходимым в работе с детьми точный индивидуальный подход и создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи были положены К. в разработанную им интересную и своеобразную воспитательную сис­тему Дома сирот.

Космополитизм(от греч. kosmopolites — гражданин мира) — иде­ологическое течение,

проповедующее отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя един­ства человеческого рода.

Креативность(от англ. creativity) — уровень творческой одарен­ности, способности к

творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рас­сматривалась как функция интеллекта, и уровень развития ин­теллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выясни­лось, что уровень интеллекта соотносится с К. до определенного предела, и слишком высокий интеллект препятствует К. В на­стоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллек­ту функция целостной личности, зависящая от целого комплек­са ее психол. характеристик.

Креатура— ставленник влиятельного лица, послушный исполни­тель воли своего

покровителя; тот, кто выдвинулся благодаря чьей-л. протекции.

Кретинизм— заболевание, характеризующееся тяжелыми откло­нениями в физическом

и психическом развитии в сочетании с нарушением функции щитовидной железы. Для К. характерна умственная отсталость (в большинстве случаев — идиотия) в сочетании с вялостью, заторможенностью; усвоение знаний и навыков больным крайне затруднено и, как правило, не выхо­дит за рамки овладения простейшими навыками самообслужи­вания и элементарными трудовыми операциями.

Кризисы возрастные(от греч. crisis — поворотный пункт) — ус­ловное

наименование переходных этапов от одного возрастно­го периода к др. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых сложных моментов становления личности. При этом многие исследова­тели (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения разви­вающейся личности с соц. действительностью. Л.С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал воз­растное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — К. в. Психическое разви­тие происходит в результате смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызре­вают психические новообразования, к-рые актуализируются в К.в. Выготский описал следующиеК.в.:кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период от младенческого возра­ста; кризис первого года отделяет младенчество от раннего дет­ства; кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту; кри­зис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей «соц. ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ве­дущей деятельности др. Эти противоречия нередко принима­ют острую форму, порождая сильные эмоциональные пережи­вания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школь­ном возрасте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям. На остроту протекания К. в. оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка. Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис трех лет, ког­да прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправ­ляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожидан­ными формами протеста против реального или мнимого дав­ления со стороны взрослых. Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздей­ствий, учет происходящих с ребенком перемен могут значи­тельно смягчить протекание К.в.

Кризис трехлетнего возраста— этап онтогенеза, сопро­вождающийся резкой и кардинальной перестройкой сло­жившихся личностных новообразований у детей и пере­ходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей «самости», зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.

Кризисы воспитательного воздействия— трудности, проблемы, возникающие

в воспитательном взаимодействии: кризис дея­тельности (процесс развития останавливается: слишком все налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.

Критерий(от греч. kriterion— средство для суждения) — признак, на основании к-рого

производится оценка, определение или классификация чего-л.; мера суждения, оценки к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных явлений в пед. представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагоги­ки сложен и многообразен в своих проявлениях.

Кругозор— объем интересов, знаний человека.

Крупская Надежда Константиновна(1869-1939) — советский полит, деятель,

педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Женщина-ра­ботница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. К. дала анализ мировому пед. наследию с позиций марксистс­кой идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесто­ронне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, орга­низованно действовать. Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и трудового воспита­ния и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше барабанного боя и поболь­ше углубленной работы» — основа деятельности вожатых с пи­онерами. Статьи К. по вопросам преподавания отдельных учеб­ных предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны и в настоящее время. Про­фессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах она особенно мно­го внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

Ксенофобия— неприязненное отношение ко всему чужому, нео­бычному,

незнакомому.

Культура(от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) —

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражен­ный в типах и формах организации жизни и деятельности лю­дей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими мате­риальных и духовных ценностях. Культура в образовании выс­тупает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающим людям, тру­ду, др. людям и общения.

Культура валеологическая — знание человеком своих гене­тических, физиологических и психол. возможностей, ме­тодов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.

Культура воспитания гуманистическая — уровень воспи­тания, выстроенного на равноправии, равноценности уча­стников пед. взаимодействия, уважении и доверии между взрослым и ребенком (подростком).

Культура доминирующая— совокупность ценностей, веро­ваний, традиций и обычаев, к-рыми руководствуется большинство членов общества и к-рые нельзя игнориро­вать в процессе обучения и разработки образовательных программ.

Культура жизненного самоопределения— осознание чело­веком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои дей­ствия и поступки.

Культура интеллектуальная— культура умственного тру­да, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источника­ми и оргтехникой, заниматься самообразованием.

Культура информационная — свод правил поведения чело­века в информационном обществе, способы и нормы об­щения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного ин­теллекта», пользование средствами телематики, глобаль­ными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему сим­волов и знаков, прямых и обратных информационных свя­зей, свободно ориентироваться в информационном обще­стве, адаптироваться к нему. Формирование К. и. осуществ­ляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включением современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс.

Наши рекомендации