Словарь по педагогике 4 19 страница
Педант — человек, к-рому характерны добросовестность, аккуратность, надежность в
делах, но в то же время он способен изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.
Педология(от греч. pais — дитя, logos — учение) — течение в педагогике и
психологии конца XIX — середины XX в. (С. Холл, П. П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психол., анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. П. накопила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление ЦК ВКП (б) от 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»), в результате чего нарушился естественный ход развития пед. и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания. В настоящее время произошла переоценка значения П. в развитии знаний о детстве.
Пенитенциарный (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправительный) —
связанный с наказанием, преимущественно уголовным.
Перевоспитание — целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на
исправление предшествующего результата воспитания человека, корректировку поведения, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения. Процесс сложный, противоречивый и не всегда результативный. Легче воспитать, чем заниматься П.
Перенос— влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым
действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире П.; возможность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся условиях. Учителя часто забывают об этом феномене. В процессе обучения необходимо формировать у учащихся осознанные установки на связь осваиваемых действий с ранее усвоенными, на П. действий, выработанных при изучении одного учебного предмета, в др.
Персонализация— процесс обретения человеком общечеловеческих, общественно
значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих самобытно выполнять определенную соц. роль, творчески общаться, активно влиять на восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности. Термин введен В. А. Петровским.
Персоналия— издание, содержащее материалы, связанные с жизнью и деятельностью отдельных лиц.
Персонифицировать— 1. относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой, представление определенной идеи или нравственного явления в виде образа конкретного человека; 2. наделение животных, растений, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами. Синоним П. — олицетворять.
Персональная ЭВМ (ПЭВМ) (персональный компьютер) — небольшая по размерам и
стоимости ЭВМ, предназначенная для индивидуального пользователя.
Перспективы(в пед.) — цели, способные вовлечь воспитанников в совместную
деятельность. Виды:ближняя, (не требующая от коллектива воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»); средняя (требующая больших усилий и времени) и дальняя (сложная цель, достижение к-рой требует много сил, времени всего коллектива). Понятие в педагогику в таком значении введено А. С. Макаренко.
Перфекционизм— стремление доводить продукт любой своей деятельности до
соответствия самым высоким требованиям, до максимально высокого уровня выполнения работы. Одна из характерных особенностей одаренных детей.
Перцепция социальная— выделение человека как объекта наблюдения.
Пессимизм(от лат pessimus — наихудший) — система представлений о мире,
связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс; психическое состояние разочарованности в настоящем, неверия в будущее, в свои силы для достижения жизненно важных целей. В процессе воспитания целесообразно преодолевать П. воспитанников, формируя у них оптимистическое отношение к жизни.
Песталоцци Иоганн Генрих(1746-1827) — известный швейц. педагог-демократ,
к-рый первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности», «Лебединая песня» и много др. Цель воспитания: раскрывать все природные силы и способности человека, к-рым присуще стремление стать развитой силой. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение. Разработал теорию элементарного образования: воспитание начинается с простых элементов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число-счет, форма-измерение, слово-речь. Содержание воспитания: физическое, трудовое, нравственное, и умственное образование. Основа обучения — наглядность и строгая последовательность. Обучение носит развивающий воспитывающий характер. Центром всего воспитания в системе П. является формирование нравственности человека на основе «деятельной любви к людям» и «естественной религии». П. считал, что «час рождения ребенка есть первый час его обучения», поэтому каждая мать должна быть вооружена правильной методикой воспитания. Для этого педагогике необходимо разработать для матерей простую и ясную систему воспитания ребенка, понятную даже простой крестьянке, что и сделал П. в ряде своих работ о Гертруде. П. разработал методику начального обучения письму, измерению, арифметике, географии.
Пиаже Жан(1896-1980) швейц. психолог, основатель женевского эпистемологического
центра (женевской школы генетической психологии). Считается автором генетической эпистемологии. Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь и мышление ребенка»). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под к-рым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики. Занимался глубоким исследованием интеллекта, результаты к-рого в основном представлены в работе «Психология интеллекта» (1946).
Пиксел(англ. pixel — Picture Element) — минимальный элемент изображения, яркость и
цвет к-рого можно изменять независимо от яркости и цвета других пикселей. Общее количество пикселей определяет разрешение компьютерного изображения.
Пиктограмма(в информатике) — небольшое символическое графическое изображение,
используемое в современных ПЭВМ для обозначения программ, типов файлов и т. п.
Пиктографическое письмо— примитивное рисуночное письмо, в к-ром предметы
и действия изображались при помощи сочетания их рисунков. Используется как прием обучения, в частности на уроках истории.
Пирогов Николай Иванович(1810-1881) — великий русский хирург, крупнейший
ученый, основатель военно-полевой хирургии, видный общественный деятель и педагог. Основные пед. работы: «Вопросы жизни», «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей», «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» и др. Выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, к-рая, по его мнению, тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор. Считал главной идею общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание». Ратовал за воспитание и обучение на родном языке. Презрение к родному языку «позорит национальное чувство». Предложил проект школьной бессословной системы образования, построенной по принципу единой школы. Предлагал уменьшить плату за обучение в высших учебных заведениях для неимущих. Способствовал открытию воскресных школ для взрослых. П. высказал целый ряд интересных дидактических идей. Учителя должны отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся и интерес к сообщаемому материалу, прививать навыки самостоятельной работы. Отрицательно относился к переводным экзаменам, считая, что в них есть элемент случайности и формализма. П. как попечитель учебных округов внес значительные улучшения в работу пед. советов гимназий, поощрял методические поиски учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. Боролся за автономию высшей школы. Советовал привлекать к преподаванию в высшей школе крупных ученых. Был непоследователен в вопросе о применении физических наказаний.
План — документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности,
определяющий ее порядок, временные границы.
План работы школы— координированная система решений, целенаправленная
программа действий школьного коллектива, доведенная до определенной конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам, путям реализации и рассчитанная на обеспечение эффективного функционирования школы в течение определенного времени (неделя, месяц, год и более). Принципы планирования:научность, перспективность и ясность целей; системность (единство и взаимосвязь всех составляющих частей), конкретность дел, ответственность исполнителей и реальность сроков; учет специфических условий данной школы, коллективность в разработке планов, ориентированность на современные достижения в области воспитания и обучения.
Планирование оптимальное— комплекс методов, позволяющих выбрать из
множества альтернативных вариантов плана или программы один, наилучший с точки зрения заданного критерия оптимальности и определенных ограничений.
Планирование урока—конструирование общей умозрительной или письменной
модели взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. Конспект урока содержит:формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект:тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся.
Платон (427—347 до н.э.) — античный греч. философ-идеалист, ученик Сократа.
Разработал систему идеального аристократического государства с четким распределением функций между тремя общественными группами: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Цель государства — высшее благо, достигаемое путем воспитания, к-рое осуществляется в интересах первых двух групп. Воспитание должно находиться в руках государства. Соединяя в своей воспитательной системе черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал начинать общественное воспитание детей с 3 лет. Высшая ступень образования продолжалась до 30 лет и включала: философию, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки. Философское образование будущие правители государства должны были получать до 35 лет. К средствам воспитания относил игры, чтение, живые устные рассказы, для к-рых необходимо очень тщательно отбирать материал. Считал, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать «играючи», а не насильно. П.считают одним из первых основателей теории дошкольного воспитания.
Плоттер— устройство для вывода данных из компьютера в графической форме на
бумажный носитель.
Плюрализм(от лат. pluralis — множественность) — проявление в деятельности и
общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых людьми относительно значимых для них ситуаций.
Поведение— система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий
(физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «П.»употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не П., а деятельность. П.при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющей природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленной, опосредованной языком и др. знаково-смысловыми системами, типичными формами к-рой является познание, труд, игра, общение; определенным образом организованная деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой. Три типа поведения(психол. аспект): инстинктивное, навыки и разумное.
Поведение агрессивное— специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к др. человеку или группе лиц, к-рым субъект стремится причинить ущерб. П. а. может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Авторитарная педагогика провоцирует проявление П. а. как у воспитанников, так и у воспитателей. Гуманистический, личностно-ориентиро-ванный подход сглаживает конфликты во взаимоотношениях, смягчает возникающие стрессовые ситуации, тем самым снижая вероятность проявления П. а.
Поведение аддиктивное (от анг. addiction — пристрастие, зависимость) — определяется как одна из форм деструктивного поведения, к-рая отражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема нек-рых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Фармакологические аддикции —наркомания, алкоголизм, токсикомания. Нефармакологические формы П. а.— азартные игры (гэмблинг), пищевые (переедание и голодание), сексуальные аддикции, работоголизм, сектантство, прослушивание ритмической музыки ит. д., к-рые, хотя и в разной степени, также могут вести к асоциальным деяниям. Любой аддикт не может являться полноценным членом общества в силу своей отрешенности от всего за исключением предмета аддикции, что является причиной личного несчастья и не способствует процветанию общества.
Поведение просоциалъное — позитивное, конструктивное, соц. полезное поведение; противоположность асоциального поведения.
Поведение сексуальное— взаимодействие людей, мотивированное половой потребностью. Важная сфера общественной, семейной и личной жизни. Биологическая составляющая П. с. включает параметры половой конституции, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности нервной системы, генетических детерминант. П. с. человека выполняет три функции:репродуктивную, гедоническую и коммуникативную. Социализация П.с. проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответствующих установок, стремлении к эротической привлекательности.
Поведенческая автономия— обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.
Повторение— воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их
запоминания. П. не должно быть простым воспроизведением материала, к-рый рассматривается в новом порядке, группируется по узловым вопросам, что создает условия для активной самостоятельной работы учащихся. Механическое П. (зубрежка) в процессе запоминания изучаемого мало эффективно. Выполнение специально подобранных в учебном процессе упражнений и П. действий в меняющихся условиях обеспечивают приобретение усваиваемыми знаниями таких качеств, как обобщенность и осознанность. Многократное П. действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма, выработке навыка.
Поддержка педагогическая—1. деятельность профессиональных педагогов и
психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением; 2. система пед. деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении соц., психол., личностных трудностей. Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Этапы П.п.: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный,рефлексивный. (О. С. Газман).
Подкрепление— то, что способно удовлетворить возникшую потребность человека,
снять или уменьшить вызванную ею внутреннюю напряженность. Для поведения П.является подтверждением его правильности (положительное П.)или ошибочности (отрицательное П.). Впед. этому способствует система методов стимулирования, прежде всего поощрение и наказание.
Подражание— вид научения, осознанное или неосознанное следование примеру,
образцу действия, манере поведения, общения и т. д. На П.основано использование примера как способа воспитания и обучения.
Подростковый возраст— переходный возраст от детства к взрослости и
охватывающий период человеческой жизни от 10 —11 до 13—15 лет.
Поза— элементарная единица пространственного поведения человека; положение
человеческого тела, типичное для данной культуры. Умение учителем принять правильную П.в той или иной пед. ситуации является одним из показателей мастерства невербального общения.
Позиция личности— 1. сложная, достаточно устойчивая система отношений,
установок и мотивов личности, к-рыми она руководствуется в своей деятельности, и целей и ценностей, на к-рые направлена эта деятельность; 2. положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.
Позиция педагогическая— система интеллектуальных и эмоционально-оценочных
отношений к ребенку и детству, пед. действительности и пед. деятельности.
Познание— процесс психического отражения и восприятия объективного мира в
сознании, результатом к-рого является новое знание о его сущности; специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. Специально организованное П.составляет сущность учебно-воспитательного процесса.
Показатели эффективности труда учителя— критерии, позволяющие
выделить наиболее существенные аспекты пед. деятельности и дать им оценку. Два вида П.: процессуальные и результативные. Процессуальные показатели раскрывают то, как учитель осуществляет пед. деятельность и общение, как реализует в процессе труда свою личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также, какие процессы деятельности и общения учащихся он организует. Процессуальные П. вскрывают не только внешнюю сторону процесса (действия учителя и учащихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные отношения и предпочтения и др.). Результативные П. раскрывают, каких результатов достигает учитель, а также, какие изменения в психическом развитии учащихся возникают в ходе его труда. При анализе результативности не следует ограничиваться характеристикой знаний учащихся, изолированных психических функций (мышление, память, внимание и др.) и отдельных качеств личности (честность, трудолюбие и т. д.), а стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, субъекта учебной деятельности; учитывать не только достижение программных требований, но и активизацию резервов личности учащихся, учителя, их индивидуальности; принимать во внимание не только достигнутый наличный уровень психического развития учащихся и учителя, но и их перспективу, зону ближайшего развития.
Пол— категория биологического деления людей на мужчин и женщин.
Половая роль— система предписаний, модель поведения, к-рую должен усвоить и
к-рой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной.
Полоролевая идентификация(типизация) — процесс и результат приобретения ребенком психол. черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола.
Половая социализация — активное усвоение личностью стандартов
психосексуальной культуры по мере вхождения в соц. отношения и формирование мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами.
Поликультуризм (в образовании) — построение образования на принципе
культурного плюрализма, на признании равноценности и равноправия всех этнических и соц. групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. П. образование помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию индивида к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диалога до планетарного уровня.
Понимание — процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным;
составление о чем-либо правильного понятия. П. в пед. рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.
Понятие— форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и
отношения предмета, явления; высший уровень обобщения, характерный для вербально-логического мышления; форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженного словом или группой слов. П. бываютобщими и единичными, конкретными и абстрактными. В процессе обучения одной из задач является формирование П. в рамках изучаемых учебных предметов. Сформированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом.
Порт(фр. porte — дверь, дверца) — специальное устройство, которым оснащены
адаптеры, входящее в состав компьютера, и используемое для связи с внешними устройствами, в частности модемами, мышью, принтером. Порты бывают последовательными и параллельными.
Портфолио—1. учебное П. — система оценивания знаний, распространенная в США.
Суть — организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, соответствующих иформационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей, общественности и др.). Проводится всесторонняя количественная и качественная оценка уровня обученности каждого ученика и дальнейшая коррекция процесса обучения. Цель — показать ученику все, на что он способен; 2. П. как способ профессионального развития — систематизация опыта и знаний, накапливаемых специалистом путем сбора самой разнообразной информации и материалов, отражающих его деятельность, позволяющая четче определить направления развития специалиста, облегчить консультирование со стороны более квалифицированных специалистов и администрации, дать объективную оценку его профессионального уровня.
Пособие учебное— средство обучения, содержащее дополнительную информацию и
применяемое для помощи учителю и учащимся.
Поступок— сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного
самоопределения человека, в к-ром он утверждает себя как личность в своем отношении к др. человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.
Потребность— объективно и субъективно испытываемая человеком нужда в чем-то,
являющаяся источником активности, развития личности, общества в целом. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, к-рые существенно влияют на развитие личности и ее поведение. В самом общем виде П. принято делить на биологические и соц. , нередко это деление называют иначе — материальные и духовные П. П. в психологии рассматриваются и как особые психические состояния — состояния напряжения, неудовлетворенности, дискомфорта ит. д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. П. изменчивы, динамичны, биологически и соц. обусловлены. Удовлетворение П. протекает в результате целенаправленной деятельности. Воспитание П. является одной из центральных задач формирования личности.
Потребности витальные — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью.
Потребность в автономии (у детей и подростков) — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.
Потребность в безопасности и защите — основная потребность, к-рая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.
Потребность в позитивном внимании— приобретенная потребность человека получать принятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении.
Потребность в установлении связей— базисная человеческая потребность заботиться о др. и принимать участие в их жизни (по Фромму).
Почта электронная(e-mail) — услуга сети Internet, заключающаяся в том, что
отправитель посылает с помощью специальной программы сообщение на почтовый сервер, к-рый в свою очередь пересылает это сообщение на почтовый сервер получателя, где происходит сортировка и рассылка почты по так называемым электронным почтовым ящикам конечных пользователей. Почтовые серверы постоянно подключены к Сети, и компьютеры участников переписки могут устанавливать соединение с ними по мере необходимости. П. э. противопоставляется электронным конференциям, в к-рых переданные данные предоставляются для доступа неограниченного круга лиц. Получить и отправить почту можно через разные серверы сети Internet.
Правила(в общепед. значении) — прикладные рекомендации по реализации
требований того или иного принципа целостного пед. процесса.
Православно-религиозное направление в русской педагогике конца
XIX в.— понимание целей и содержания православного воспитания в трактовке различных общественно-политических группировок. Включало в себя два течения:ортодоксальное (охранительно-казенное) и оппозиционное (религиозно-философское). Первое направление смыкалось с наиболее консервативными правительственными кругами, опиралось на широкую сеть церковных школ, культивировало религиозно-православный фанатизм, послушание и покорность. Представители оппозиционного течения, опираясь на христианско-православную антропологию, продолжали традицию славянофилов в разработке пед. проблем применительно к идее самобытного пути развития России. Идеологическими ориентирами были софийность, любовь, соборность, общинный дух, целостный человек. Одним из представителей этого направления был В. В. Розанов.