Словарь по педагогике 4 3 страница
Блонский Павел Петрович (1884-1941) — русский и советский педагог и психолог,
написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике: «Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др. Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Б. имеют пед. направленность.
Братские школы — учебные заведения, существовавшие в XVI— XVII вв. при
братствах— национально-религиозных объединениях верующих Украины, Белоруссии и др. народов. Деятельность Б.ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания этих народов. В Б.ш. Украины, Белоруссии, Чехии и др. братских общин впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная система, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А. Коменского.
Бригадно-индивидуальное обучение — система обучения математике в
начальных классах, разработанная в амер. университете, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах. Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в разнородных по составу (девочки и мальчики, хорошо, средне- и слабоуспевающие, разного этнического происхождения и др.) группах по 4— 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные программированные порции, и каждый ученик осваивает программу в собственном темпе. Работая в парах, учащиеся осуществляют взаимопроверку изученного. Такая система использовалась, когда в классах было значительное количество неуспевающих, что тормозило работу остальных.
Бригадно-лабораторный метод — одна из организационных форм обучения,
применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг., сложившаяся под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах исследовательской работы учащихся. Учащиеся класса делились на бригады и работали по определенным заданиям от 2-х недель до 2-х м-цев. В задании указывалась учебная литература, задачи и упражнения, контрольные вопросы. На заключительных занятиях подводились итоги и оценивалась работа в целом.
Броузер, браузер (англ. to browse — просматривать) — программа для просмотра
гипертекстовых документов.
В
Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale — будь здоров) —
воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. Концепция воспитания здорового человека: через нравственное, физическое и половое воспитание формирование индивидуального способа психосаморегуляции и пищевого поведения; через гигиенические, физиологические, экологические и мед. знания — к валеологически обоснованному образу жизни и соматическому здоровью.
Валеология школьная— отрасль науки, ставящая своей целью исследование
системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. Задачи:изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факторов его определяющих; поиск и разработка средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обучение и просвещение в данной сфере; разработка методологических, теоретических и методических проблем валеологического содержания образования; разработка основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.
Валидность— комплексная характеристика метода исследования, включающая
сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.
Вандализм — бессмысленное уничтожение чего-либо, разрушение культурных
ценностей, насилие, не имеющее четкой цели.
Впадение— структурная часть основного текста, представляющая собой начальную
главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление пед. исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т. п. начинается с В., в к-ром раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, описываются методы исследования.
Вдохновение— состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил,
творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.
Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) — русский педагог,теоретик и
пропагандист свободного воспитания. Его сновные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Основой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конкретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми правами. Школы д.б. автономны от государства, что позволяло бы им организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В XX в. стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса».
Вера (в психол.) — особое состояние психики, заключающееся в полном и
безоговорочном принятии человеком к.-л. сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, к-рые могут выступать в дальнейшем основой его Я, определять нек-рые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. В. основывается на авторитете, на интуиции, на уважении к чужому опыту и традиции. В пед. взаимодействии очень многое зависит от степени В. воспитанника в слова и действия педагога.
Вербализация— отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.
Вербализм в обучении— книжное, оторванное от жизни, догматическое
преподавание и усвоение учебного материала.
Вербальное научение— процесс приобретения знаний, опыта через словесные
воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения и т. п., без обращения к конкретным предметным действиям.
Верификация (от позднелат. verificatio — видоизменение, поворот) — точное,
экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории, полученное в результате проведенного исследования. Результатом В. м.б. подтверждение или опровержение гипотезы.
Верование— убежденность, эмоциональная приверженность идее, реальной или
иллюзорной. В. само по себе не отличает миф от знания.
Вес психологический воспитателя — психол. состояние учителя, с к-рым он
воздействует на учеников (тяжелый, легкий, «с достоинством», «отстранения»).
Взаимодействие педагогическое — случайный или преднамеренный, частный
или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В. бывает в виде сотрудничества, когда достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность др. участников совместной деятельности. Гуманистически-ориентированный пед. процесс м. б. только процессом В.п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные (равноправные), в меру своих знаний и возможностей, партнеры совместной деятельности. Основные характеристики В.п.: взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние. Воспитателю необходимо понимать, признавать и принимать ребенка.
Понимание ребенка — способность постичь смысл действий и поступков воспитанника, умение взглянуть на мир глазами ребенка.
Признание ребенка — уважительное отношение к правам ребенка, положительная оценка его уникальности и неповторимости.
Принятие ребенка — безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальным особенностям независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.
Взгляды(мнения, суждения) — знания о каком-либо явлении, предмете, мире в целом в
единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам.
Взрослость — возрастной период, наступающий после юности. Для нее характерны:
хронологический возраст, психофизиологическая и соц. зрелость, гражданско-правовая дееспособность, экономическая самостоятельность, профессиональный труд.
Видеокласс — класс, оборудованный для воспроизведения видеозаписей (наличие
кино-теле-, видеоустановок, экранов).В., оснащенный компьютером, к-рый осуществляет управление подключенным к нему демонстрационным оборудованием, называется мультимедиаклассом или киберклассом.
Видеокнига— комплект носителей информации на лазерных дисках и др. носителях.
Виды воспитания— варианты воспитательной теории и практики,
классифицируемые по характеру воспитательных целей и путей их достижения. По институциональному признакувыделяют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях. По стилю взаимодействия:авторитарное, демократическое и либеральное.
Виды образования— варианты образовательной теории и практики,
классифицируемые по разным основаниям. По виду доминирующего содержания образования — гуманитарное и естественнонаучное, теоретическое и прикладное и др. По характеру освоения культурных ценностей — религиозное, классическое и др. По масштабу освоения культурных ценностей — отечественное, национальное, европейское, международное, глобальное и др. По характеру усваиваемых научных знаний — филологическое, биологическое, экономическое и т. п. По виду человеческой деятельности — техническое, педагогическое, медицинское, музыкальное, художественное и т. п. По характеру образовательной системы — академическое, университетское, гимназическое и т. д. По сословному признаку — массовое, элитное.
Виды организации учебного процесса – варианты организации учебного
процесса на разных исходных концепциях :объяснительно-иллюстративно-репродуктивный; проблемное обучение, программированное обучение.
Виктимизация— процесс и результат превращения конкретного лица или
определенной общности людей в жертву неблагоприятных условий социализации.
Виктимология социально-педагогическая(от лат. victime — жертва и греч.
loqos — слово, понятие, учение) — отрасль знания, составная часть соц. педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. В.с.п. разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие к-рых человек становится жертвой. Термин введен в соц. педагогику А.В. Мудриком.
Виртуальная реальность(ср. лат. virtualis — возможный, не имеющий физического
воплощения). В.р.(иначе виртуальные миры) — миры, существующие только в воображении человека, напр., играющего в компьютерную игру. Компьютер создает иллюзию непосредственного присутствия играющего в этих мирах, что нередко пагубно воздействует на психику. Реализуется с помощью мультимедийных технологий, а также с привлечением спецсредств: виртуального шлема, очков, перчаток (для имитации тактильных ощущений), виртуальной сферы.
Витагенное обучение— обучение, основанное на актуализации (востребованности)
жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
Включение педагога в инновационную деятельность— введение педагога в
систему новых межличностных отношений, возникающих в инновационной деятельности, адаптация к общему инновационному процессу, когда он становится активным созидательным участником инновационной работы. Разрабатывается С.А. Баранниковой.
Власть в педагогической деятельности— право и возможность педагога
осуществлять свою волю через деятельность др. людей, оказывая влияние на их поведение вопреки возможному противодействию. «Власть есть присвоение чужой воли» (Г. Гегель). В последние годы проводятся исследования, к-рые построены на идее, что многие люди идут в пед. деятельность из желания удовлетворить свою потребность во власти, имеющую у большинства из них просоциальную (направленную на принесение пользы др. людям) направленность.
Влияние(в психол.) — процесс и результат изменения одним человеком поведения,
установок, намерений, представлений, оценок и т. п. др. человека в ходе взаимодействия с ним.
Внеклассная воспитательная работа— организация педагогом разных видов
деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеурочная работа— составная часть учебно-воспитательного процесса школы,
одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. во многом совпадают с дополнительным образованием детей. В школе организуются кружки, научные общества учащихся, художественные студии, спортивные секции и т. п.
Внимание— направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах.
В. м.б. непроизвольным и произвольным. В. — обязательное условие продуктивности всякой сознательной деятельности.
Внутренняя готовность— осознанная установка на предстоящую деятельность,
обусловленная высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности или коллектива, к-рый обеспечивает успех предстоящей деятельности.
Внутренняя позиция— система соц. установок человека, тесно связанных с его
актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.
Внутренняя речь— особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма
речи, к-рой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач про себя. В процессе обучения необходимо учить учащихся переводить В.р. во внешнюю. Отсутствие такого умения свидетельствует о том, что получаемые учеником знания усвоены им лишь на уровне представления и узнавания.
Внутренняя среда ребенка— совокупность особенностей высшей нервной
деятельности, свойств характера, жизненного опыта, системы привычного нравственного сознания, комплексов, проявляющаяся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности, что во многом и определяет его индивидуальность, с к-рой необходимо постоянно согласовывать все воспитательные воздействия.
Внутришкольная инновационная обстановка— совокупность значимых
нововведений в школе, оказывающих положительное или отрицательное влияние на перестройку управления в школе, находящаяся под влиянием инновационных процессов, происходящих в стране и в мировой образовательной практике.
Внутришкольного управления система— совокупность элементов,
взаимосвязанных между собой таким образом, что за счет их взаимодействия оказывается возможным осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект.
Внутришкольный контроль— всестороннее изучение и анализ учебно-
воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи. Принципы В. к.:предупредительный характер, планомерность, обоснованность, всесторонность, теоретическая и методическая подготовленность. Объекты В. к.:учебный процесс, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, психологическое состояние детского и пед. коллективов, обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями. Виды В. к.:по признаку исполнителя контроля: коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый; по охвату объектов контроля: классно-обобщающий (анализ работы учителей и учащихся в одном классе), фронтальный (глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям), тематический (глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению), персональный (всесторонний анализ деятельности отдельных учителей), обзорный (анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый. Все виды контроля должны носить предупредительный характер. Методы В. к,:посещение и анализ уроков и воспитательных занятий, анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями; проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу; анкетирование, тестирование, хронометраж и др.
Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции
воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического
развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и соц. изменений.
Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей
развития личности (физических, психических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Воля— способность человека действовать в направлении сознательно поставленной
цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В пед. процессе формирование воли воспитанников занимает большое место, т. к. без сформированности волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности и др.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.
Воображение,фантазия — психический процесс, заключающийся в создании новых
представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В. выражается в мысленном построении средств и результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Учитель осуществляет формирование В. учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости В. самого учителя во многом зависит характер его пед. деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.
Вооруженность— наличие, приобретение или укрепление качеств, умений и навыков,
обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности или адаптацию к меняющимся условиям.
Воспитание(как общественное явление) — сложный и противоречивый соц.-
исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьи, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
Воспитание(как пед. явление) — 1. целенаправленная содержательная
профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;2. как целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и соц.-экономических условиях. (В этом определении— ребенок и объект, и субъект культуры и воспитания.); 4. предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути; 5. процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. (В этом определении ребенок —объект пед. воздействия.); 6. целенаправленное создание условий для освоения человеком опыта культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на его развитие со стороны окружающих его воспитательных институтов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7. процесс целенаправленной, сознательно контролируемой социализации личности. 8. (в самом узком, конкретном значении) — составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное, физическое, эстетическое, гражданское и т. д.
Воспитание валеологическое— процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни как неотъемлемой части жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.
Воспитание гражданское — формирование гражданственности как интегративного качества личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Основная цель В.г. — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребности в деятельности на благо общества, расовой и национальной терпимости.
Воспитание духовное— воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Воспитание нравственное — целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.
Воспитание общечеловеческое(глобальное) — развитие у подрастающего поколения осознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению, понимания единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой терпимости с решением общечеловеческих задач.
Воспитание поликультурное— процесс, в ходе к-рого учитываются культурные и воспитательные интересы разных национальных и этнических меньшинств и решаются задачи адаптации человека к ценностям многонациональных культур, обучения взаимодействию между людьми с разными традициями, ориентации на диалог культур и формирования понимания равноценности культур разных народов и наций.
Воспитание политическое — формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, формирование умения разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципахобъективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.
Воспитание половое— процесс систематического, сознательно планируемого воздействия на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Три модели В.п.: рестриктивная (репрессивная) — общий тон — нет; пермиссивная {либеральная) — общий тон — да; «золотой середины» (демократическая) — общий тон — да, но... (М. Козакевич).
Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в правовом всеобуче, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.
Воспитание семейное — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-пед. поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. ПринципыВ. с:целенаправленность, культуросообразностъ, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и В. с, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требований и воспитательных позиций, включенность ребенка в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи. УсловияВ. с:семейный быт и уклад, традиции, отношения, эмоциональный климат, общение и совместная деятельность, понимание и принятие ребенка, чувство долга и ответственности за воспитание детей, педагогическая культура и авторитет родителей, организация жизненного пространства ребенка.
Воспитание трудовое— целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, пси-хол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В.т.— включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.
Воспитание умственное— процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.
Воспитание физическое— система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Воспитание художественное— процесс формирования способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им, потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Воспитание экологическое— развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное и ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранительной деятельности.
Воспитание экономическое— формирование знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.