Словарь по педагогике 4 3 страница

Блонский Павел Петрович (1884-1941) — русский и советский педагог и психолог,

написал свыше 200 работ по философии, пси­хологии и педагогике: «Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др. Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны зани­мать труд и самообразование. Значительную роль в формирова­нии личности отводил умственному труду, эстетическому, нрав­ственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопро­сы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Б. имеют пед. направленность.

Братские школы — учебные заведения, существовавшие в XVI— XVII вв. при

братствах— национально-религиозных объедине­ниях верующих Украины, Белоруссии и др. народов. Деятель­ность Б.ш. способствовала подъему культурной жизни и сохра­нению национального самосознания этих народов. В Б.ш. Ук­раины, Белоруссии, Чехии и др. братских общин впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная си­стема, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А. Коменского.

Бригадно-индивидуальное обучение — система обучения мате­матике в

начальных классах, разработанная в амер. университе­те, когда индивидуальные занятия сочетаются с организацией работы учащихся в малых группах. Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в разнородных по составу (девочки и мальчики, хорошо, средне- и слабоуспева­ющие, разного этнического происхождения и др.) группах по 4— 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные програм­мированные порции, и каждый ученик осваивает программу в собственном темпе. Работая в парах, учащиеся осуществляют взаимопроверку изученного. Такая система использовалась, когда в классах было значительное количество неуспевающих, что тормозило работу остальных.

Бригадно-лабораторный метод — одна из организационных форм обучения,

применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг., сложившаяся под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах исследовательской работы учащих­ся. Учащиеся класса делились на бригады и работали по опреде­ленным заданиям от 2-х недель до 2-х м-цев. В задании указыва­лась учебная литература, задачи и упражнения, контрольные вопросы. На заключительных занятиях подводились итоги и оценивалась работа в целом.

Броузер, браузер (англ. to browse — просматривать) — программа для просмотра

гипертекстовых документов.

В

Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale — будь здоров) —

воспитание у учащихся потребности в здоровье, фор­мирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. Концепция воспитания здорового человека: через нравственное, физическое и половое воспита­ние формирование индивидуального способа психосаморегуля­ции и пищевого поведения; через гигиенические, физиологи­ческие, экологические и мед. знания — к валеологически обо­снованному образу жизни и соматическому здоровью.

Валеология школьная— отрасль науки, ставящая своей целью исследование

системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. Задачи:изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факто­ров его определяющих; поиск и разработка средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обуче­ние и просвещение в данной сфере; разработка методологичес­ких, теоретических и методических проблем валеологического содержания образования; разработка основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.

Валидность— комплексная характеристика метода исследования, включающая

сведения о том, пригодна ли методика для измере­ния того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

Вандализм — бессмысленное уничтожение чего-либо, разрушение культурных

ценностей, насилие, не имеющее четкой цели.

Впадение— структурная часть основного текста, представляющая собой начальную

главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление пед. исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т. п. начинается с В., в к-ром рас­крываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и за­дачи исследования, формулируется гипотеза, описываются ме­тоды исследования.

Вдохновение— состояние своеобразного напряжения и подъема ду­ховных сил,

творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искус­ства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетво­рение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.

Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) — русский педагог,теоретик и

пропагандист свободного воспитания. Его сновные работы: «Современный момент и свободное воспита­ние», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспита­ния и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственно­го воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовы­ваем». Основой воспитания должен выступать «сам индивиду­альный конкретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми правами. Школы д.б. автономны от государства, что позволяло бы им организовать независимое, самоуправляюще­еся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учрежде­ние, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В XX в. стал сторонником разработки кос­мической педагогики: «основою космического воспитания (вы­ступает) естественное единство воспитываемой личности с жиз­нью всего беспредельного космоса».

Вера (в психол.) — особое состояние психики, заключающееся в полном и

безоговорочном принятии человеком к.-л. сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, к-рые могут выступать в дальнейшем основой его Я, определять нек-рые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. В. основывается на авторитете, на ин­туиции, на уважении к чужому опыту и традиции. В пед. взаи­модействии очень многое зависит от степени В. воспитанника в слова и действия педагога.

Вербализация— отражение опыта в речи, является речевым по­казателем личности.

Вербализм в обучении— книжное, оторванное от жизни, догма­тическое

преподавание и усвоение учебного материала.

Вербальное научение— процесс приобретения знаний, опыта через словесные

воздействия: инструкции, разъяснения и сло­весно представленные образцы поведения и т. п., без обращения к конкретным предметным действиям.

Верификация (от позднелат. verificatio — видоизменение, поворот) — точное,

экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории, полученное в результате проведенного исследования. Результатом В. м.б. под­тверждение или опровержение гипотезы.

Верование— убежденность, эмоциональная приверженность идее, реальной или

иллюзорной. В. само по себе не отличает миф от знания.

Вес психологический воспитателя — психол. состояние учителя, с к-рым он

воздействует на учеников (тяжелый, легкий, «с достоинством», «отстранения»).

Взаимодействие педагогическое — случайный или преднаме­ренный, частный

или публичный, длительный или кратковре­менный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), имеющий следствием взаим­ные изменения их поведения, деятельности, отношений, уста­новок. В. бывает в виде сотрудничества, когда достигается вза­имное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних стимулируют или тормозят более продук­тивную и целенаправленную деятельность др. участников со­вместной деятельности. Гуманистически-ориентированный пед. процесс м. б. только процессом В.п. воспитателя и воспи­танника, где оба участника выступают как паритетные (равно­правные), в меру своих знаний и возможностей, партнеры совме­стной деятельности. Основные характеристики В.п.: взаимопони­мание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние. Воспитателю необходимо понимать, призна­вать и принимать ребенка.

Понимание ребенка — способность постичь смысл действий и поступков воспитанника, умение взглянуть на мир гла­зами ребенка.

Признание ребенка — уважительное отношение к правам ребенка, положительная оценка его уникальности и неповторимости.

Принятие ребенка — безусловное положительное отно­шение к ребенку, его индивидуальным особенностям независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.

Взгляды(мнения, суждения) — знания о каком-либо явлении, предмете, мире в целом в

единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам.

Взрослость — возрастной период, наступающий после юности. Для нее характерны:

хронологический возраст, психофизиоло­гическая и соц. зрелость, гражданско-правовая дееспособность, экономическая самостоятельность, профессиональный труд.

Видеокласс — класс, оборудованный для воспроизведения видео­записей (наличие

кино-теле-, видеоустановок, экранов).В., оснащенный компьютером, к-рый осуществляет управление подключенным к нему демонстрационным оборудованием, на­зывается мультимедиаклассом или киберклассом.

Видеокнига— комплект носителей информации на лазерных дис­ках и др. носителях.

Виды воспитания— варианты воспитательной теории и практи­ки,

классифицируемые по характеру воспитательных целей и путей их достижения. По институциональному признакувыделя­ют: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспита­ние по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях. По стилю взаимодействия:авторитарное, демократическое и либе­ральное.

Виды образования— варианты образовательной теории и прак­тики,

классифицируемые по разным основаниям. По виду доми­нирующего содержания образования — гуманитарное и естествен­нонаучное, теоретическое и прикладное и др. По характеру ос­воения культурных ценностей — религиозное, классическое и др. По масштабу освоения культурных ценностей — отечественное, национальное, европейское, международное, глобальное и др. По характеру усваиваемых научных знаний — филологическое, биологическое, экономическое и т. п. По виду человеческой дея­тельности — техническое, педагогическое, медицинское, музы­кальное, художественное и т. п. По характеру образовательной системы — академическое, университетское, гимназическое и т. д. По сословному признаку — массовое, элитное.

Виды организации учебного процесса – варианты организации учебного

процесса на разных исходных концепциях :объяснительно-иллюстративно-репродуктивный; проблемное обучение, программированное обучение.

Виктимизация— процесс и результат превращения конкретного лица или

определенной общности людей в жертву неблагопри­ятных условий социализации.

Виктимология социально-педагогическая(от лат. victime — жер­тва и греч.

loqos — слово, понятие, учение) — отрасль знания, составная часть соц. педагогики, изучающая реальных или по­тенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. В.с.п. разрабатывает общие и специаль­ные принципы, цели, содержание, формы и методы профилак­тики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоя­тельств, вследствие к-рых человек становится жертвой. Термин введен в соц. педагогику А.В. Мудриком.

Виртуальная реальность(ср. лат. virtualis — возможный, не име­ющий физического

воплощения). В.р.(иначе виртуальные миры) — миры, существующие только в воображении человека, напр., играющего в компьютерную игру. Компьютер создает иллюзию непосредственного присутствия играющего в этих мирах, что нередко пагубно воздействует на психику. Реали­зуется с помощью мультимедийных технологий, а также с при­влечением спецсредств: виртуального шлема, очков, перчаток (для имитации тактильных ощущений), виртуальной сферы.

Витагенное обучение— обучение, основанное на актуализации (востребованности)

жизненного опыта личности, ее интеллекту­ально-психологического потенциала в образовательных целях.

Включение педагога в инновационную деятельность— введе­ние педагога в

систему новых межличностных отношений, воз­никающих в инновационной деятельности, адаптация к общему инновационному процессу, когда он становится активным сози­дательным участником инновационной работы. Разрабатывает­ся С.А. Баранниковой.

Власть в педагогической деятельности— право и возможность педагога

осуществлять свою волю через деятельность др. людей, оказывая влияние на их поведение вопреки возможному проти­водействию. «Власть есть присвоение чужой воли» (Г. Гегель). В последние годы проводятся исследования, к-рые построены на идее, что многие люди идут в пед. деятельность из желания удовлетворить свою потребность во власти, имеющую у боль­шинства из них просоциальную (направленную на принесение пользы др. людям) направленность.

Влияние(в психол.) — процесс и результат изменения одним че­ловеком поведения,

установок, намерений, представлений, оце­нок и т. п. др. человека в ходе взаимодействия с ним.

Внеклассная воспитательная работа— организация педагогом разных видов

деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации лич­ности ребенка.

Внеурочная работа— составная часть учебно-воспитательного процесса школы,

одна из форм организации свободного време­ни учащихся. Направления, формы и методы В.р. во многом совпадают с дополнительным образованием детей. В школе организуются кружки, научные общества учащихся, художе­ственные студии, спортивные секции и т. п.

Внимание— направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах.

В. м.б. непроизвольным и произвольным. В. — обязательное условие продуктивности всякой сознатель­ной деятельности.

Внутренняя готовность— осознанная установка на предстоящую деятельность,

обусловленная высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых про­цессов личности или коллектива, к-рый обеспечивает успех предстоящей деятельности.

Внутренняя позиция— система соц. установок человека, тесно связанных с его

актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.

Внутренняя речь— особая, неосознаваемая, автоматически дей­ствующая форма

речи, к-рой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач про себя. В процессе обучения необходимо учить учащихся переводить В.р. во внешнюю. Отсутствие такого умения свидетельствует о том, что получаемые учеником знания усвоены им лишь на уровне представления и узнавания.

Внутренняя среда ребенка— совокупность особенностей высшей нервной

деятельности, свойств характера, жизненного опыта, системы привычного нравственного сознания, комплексов, про­являющаяся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности, что во многом и определяет его индивидуальность, с к-рой необходимо постоян­но согласовывать все воспитательные воздействия.

Внутришкольная инновационная обстановка— совокупность значимых

нововведений в школе, оказывающих положительное или отрицательное влияние на перестройку управления в шко­ле, находящаяся под влиянием инновационных процессов, про­исходящих в стране и в мировой образовательной практике.

Внутришкольного управления система— совокупность элемен­тов,

взаимосвязанных между собой таким образом, что за счет их взаимодействия оказывается возможным осуществление уп­равленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект.

Внутришкольный контроль— всестороннее изучение и анализ учебно-

воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, предуп­реждения возможных ошибок и оказания необходимой помо­щи. Принципы В. к.:предупредительный характер, планомер­ность, обоснованность, всесторонность, теоретическая и мето­дическая подготовленность. Объекты В. к.:учебный процесс, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экс­периментальная деятельность, психологическое состояние дет­ского и пед. коллективов, обеспеченность учебно-воспитатель­ного процесса необходимыми условиями. Виды В. к.:по призна­ку исполнителя контроля: коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый; по охвату объектов контроля: классно-обобщающий (анализ рабо­ты учителей и учащихся в одном классе), фронтальный (глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям), тематический (глубокое и всестороннее изучение состояния учеб­но-воспитательного процесса по конкретному направлению), персональный (всесторонний анализ деятельности отдельных учителей), обзорный (анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый. Все виды контро­ля должны носить предупредительный характер. Методы В. к,:посещение и анализ уроков и воспитательных занятий, анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями; проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному мате­риалу; анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции

воспитуемых, на организацию их жизни и дея­тельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического

развития индивида и его развития как лич­ности, характеризуемая совокупностью объективно существую­щих физиологических, психологических и соц. изменений.

Возрастной подход в воспитании — учет и использование зако­номерностей

развития личности (физических, психических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воля— способность человека действовать в направлении созна­тельно поставленной

цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В пед. процессе формирование воли воспитанников занимает большое место, т. к. без сформирован­ности волевых качеств (целеустремленности, дисциплиниро­ванности, организованности, настойчивости, выдержки, само­обладания, решительности и др.) воспитаннику трудно реали­зовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

Воображение,фантазия — психический процесс, заключающийся в создании новых

представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. В. выражается в мысленном построении средств и результата предметной деятельности субъекта, в созда­нии программы поведения, когда проблемная ситуация харак­теризуется неопределенностью. Учитель осуществляет форми­рование В. учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельно­сти. От богатства и развитости В. самого учителя во многом зависит характер его пед. деятельности, взаимоотношения с вос­питанниками, родителями, коллегами и др. людьми.

Вооруженность— наличие, приобретение или укрепление ка­честв, умений и навыков,

обеспечивающих успешность выпол­нения той или иной деятельности или адаптацию к меняющим­ся условиям.

Воспитание(как общественное явление) — сложный и противо­речивый соц.-

исторический процесс передачи новым поколе­ниям общественно-исторического опыта, осуществляемый все­ми соц. институтами: общественными организациями, сред­ствами массовой информации и культуры, церковью, семьи, образовательными учреждениями разного уровня и направлен­ности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемствен­ность поколений.

Воспитание(как пед. явление) — 1. целенаправленная содержа­тельная

профессиональная деятельность педагога, содействую­щая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъек­та собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;2. как целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; целенаправленная, управляемая и открытая система воспита­тельного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и са­моразвитие человека в определенных культурных и соц.-эконо­мических условиях. (В этом определении— ребенок и объект, и субъект культуры и воспитания.); 4. предоставление воспитан­нику альтернативных способов поведения в различных ситуаци­ях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути; 5. про­цесс и результат целенаправленного влияния на развитие лич­ности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. (В этом определении ребенок —объект пед. воздействия.); 6. целенаправленное создание усло­вий для освоения человеком опыта культуры, перевода ее в лич­ный опыт через организованное длительное воздействие на его развитие со стороны окружающих его воспитательных институ­тов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных воз­можностей с целью стимулирования его саморазвития и само­стоятельности; 7. процесс целенаправленной, сознательно контролируемой социализации личности. 8. (в самом узком, конкретном значении) — составные части целостного воспита­тельного процесса: умственное, нравственное, физическое, эс­тетическое, гражданское и т. д.

Воспитание валеологическое— процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни как неотъемлемой части жизнен­ных ценностей и общекультурного мировоззрения.

Воспитание гражданское — формирование гражданствен­ности как интегративного качества личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура. Основная цель В.г. — воспитание в че­ловеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, уважения ее законов и подчинения им, потребно­сти в деятельности на благо общества, расовой и нацио­нальной терпимости.

Воспитание духовное— воспитание ценностного отноше­ния к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармони­ческое развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности, и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыс­лям человека.

Воспитание нравственное — целенаправленное формиро­вание системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом об­щественных моральных требований и норм, прочной си­стемы привычного повседневного морального поведения.

Воспитание общечеловеческое(глобальное) — развитие у подрастающего поколения осознания объективного харак­тера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению, понимания единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнаци­ональной и расовой терпимости с решением общечелове­ческих задач.

Воспитание поликультурное— процесс, в ходе к-рого учи­тываются культурные и воспитательные интересы разных национальных и этнических меньшинств и решаются за­дачи адаптации человека к ценностям многонациональ­ных культур, обучения взаимодействию между людьми с разными традициями, ориентации на диалог культур и формирования понимания равноценности культур разных народов и наций.


Воспитание политическое — формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, формирование умения разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осу­ществляется на принципахобъективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловечес­ких ценностей.

Воспитание половое— процесс систематического, созна­тельно планируемого воздействия на формирование поло­вого сознания и поведения детей, подготовка их к семей­ной жизни; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений по­лов. Три модели В.п.: рестриктивная (репрессивная) — об­щий тон — нет; пермиссивная {либеральная) — общий тон — да; «золотой середины» (демократическая) — общий тон — да, но... (М. Козакевич).

Воспитание правовое — процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в пра­вовом всеобуче, преодолении правового нигилизма, фор­мировании законопослушного поведения.

Воспитание семейное — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предпола­гающее их психолого-пед. поддержку, защиту и формиро­вание личности детей с учетом их возможностей и в соот­ветствии с ценностями семьи и общества. ПринципыВ. с:целенаправленность, культуросообразностъ, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и В. с, учет возможнос­тей и особенностей развития личности ребенка, единство требований и воспитательных позиций, включенность ре­бенка в воспитательное взаимодействие и деятельность се­мьи. УсловияВ. с:семейный быт и уклад, традиции, отно­шения, эмоциональный климат, общение и совместная де­ятельность, понимание и принятие ребенка, чувство долга и ответственности за воспитание детей, педагогическая культура и авторитет родителей, организация жизненно­го пространства ребенка.

Воспитание трудовое— целенаправленная совместная де­ятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, пси-хол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В.т.— включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

Воспитание умственное— процесс формирования, на­правленный на развитие интеллектуальной культуры лич­ности, познавательных мотивов, умственных сил, мышле­ния, мировоззрения и интеллектуальной свободы лично­сти.

Воспитание физическое— система физического совершен­ствования человека, направленная на правильное физи­ческое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высо­кой физической работоспособности и выработку потребно­сти в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание художественное— процесс формирования способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им, потребностей в художе­ственно-творческой деятельности и создании эстетичес­ких ценностей.

Воспитание экологическое— развитие у подрастающего по­коления высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное и ответственное отноше­ние к ней как к наивысшей национальной и общечелове­ческой ценности и готовности к природоохранительной деятельности.

Воспитание экономическое— формирование знаний, уме­ний и навыков, потребностей, интересов и стиля мышле­ния, соответствующих природе, принципам и нормам ра­ционального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Наши рекомендации