Место и время проведения преддипломной практики
Цель преддипломной практики
Целью преддипломной практики является углубление и закрепление теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки; обеспечение всестороннего и последовательного овладения студентами основными видами исследовательской и профессионально-педагогической деятельности, формирование личности современного учителя-исследователя, формирование профессиональной готовности к инновационной деятельности в образовательных учреждениях начального общего образования (школах, лицеях, гимназиях).
Задачи преддипломной практики
Задачами преддипломной практики магистров по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» по программе «Педагогическая инноватика в начальном образовании» являются:
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе младшими школьниками, обучающимися в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях;
- изучение организационной структуры начальной школы (лицея, гимназии) и действующей в ней системы управления;
- знакомство с содержанием стандарта, учебного плана начального образования;
-изучение особенностей построения и проведения основных форм организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, методов, приемов и средств обучения и воспитания: уроков, организации самостоятельной работы младших школьников, тестирования, информационно-коммуникационных технологий, мультимедийного оборудования, портфеля достижений ученика, внеурочной деятельности, воспитательной работы, классного руководства;
-выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной работы с младшими школьниками с учетом их индивидуальных особенностей и специфики ступени начального образования;
-приобретение практических навыков составления учебной программы по одному предмету, в соответствии с учебным планом начальной школы, программы внеурочной деятельности по одному из ее направлений в соответствии со стандартом начального общего образования, портфеля достижений одного ученика.
-подготовка и самостоятельное проведение педагогического эксперимента по теме своей магистерской диссертации, формирование умений по составлению отчетной документации, презентации, анализу и интерпретации результатов исследования;
Данные задачи научно-педагогической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- педагогическая
- научно-исследовательская.
и задачами профессиональной деятельности:
- педагогическая деятельность
- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития (эту часть надо перенести в проектную деятельность);
- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
- организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
- научно-исследовательская деятельность:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
Место и время проведения преддипломной практики
Педагогическая практика магистров по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» по программе «Педагогическая инноватика в начальном образовании» проводится при кафедре теории и методики начального образования, часть заданий выполняется по месту работы магистранта: в общеобразовательной начальной школе, лицее или гимназии. Данная практика относится к разделу «Практики». Преддипломной практике отводится 9 зачетных единиц. Практика проводится для всех магистров, обучающихся по программе «Педагогическая инноватика в начальном образовании».
Преддипломная практика проводится в течение 6 недель на 2 курсе в 4 семестре. Группы формируются в составе 1-3 человека на одного руководителя, в соответствии с руководством магистерской диссертацией. Общее руководство осуществляется на всем 2 курсе магистратуры по программе «Педагогическая инноватика в начальном образовании» - 15 человек студентов на одного руководителя.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
Общекультурные компетенции:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-педагогического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
- готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
- cпособность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);
- способность адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-7);
- cпособность демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (ОК-14);
- способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОК-16);
профессиональными (ПК):
в области проектно-педагогической деятельности (ПК ППД):
- способность проектировать учебно-воспитательную работу образовательного учреждения (ПК ППД-3);
- способность проектировать учебные занятия по отдельным дисциплинам, курсам, темам и разделам программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса (ПК ППД-4);
- готовность к проектированию внеучебной деятельности обучающихся (ПК ППД-5);
в области преподавательской деятельности (ПК ПД):
- готовность к использованию современных научно обоснованных педагогических технологий (ПК ПД-2);
в области научно-исследовательской деятельности (ПК НИД):
- готовность к исследовательской деятельности в профессиональной сфере, изучению, систематизации и использованию научной информации, отечественного и зарубежного передового опыта (ПК НИД-1);
в области социально-педагогической деятельности (ПК СПД):
- способность использовать различные формы организации взаимодействия с семьей, оказывать помощь в семейном воспитании (ПК СПД-2);
- способность к организации группового коммуникативного взаимодействия, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе (ПК СПД-4);
- готовность взаимодействовать с различными социальными институтами в целях поддержки и коррекции воспитания и развития личности обучающихся (ПК СПД-5);
в области организационно-управленческой деятельности (ПК ОУД):
- способность использовать различные способы и средства оценки качества образования, готовность к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК ОУД-5).
Специальными (СК):
- способен ориентироваться в педагогических концепциях и подходах (СК-1);
- владеет современными принципами и методами педагогического
исследования (СК-5).
5. Структура и содержание педагогической практики
5.1. Структура и трудоемкостьпрактики
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 9зачетных единиц, или 6 недель, или 324часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Недели | Общая трудоемкость | Формы текущего контроля | |
Кредиты | часы | ||||
1. | Ознакомительный, подготовительный | 1 неделя | Дневник педагогической практики. Выписка из ФГОС начального образования, учебного плана для избранного класса начальной школы. | ||
2. | Основной | 2 – 5 недели | Дневник педагогической практики. Программа одного из предметов в своем классе. Программа внеурочной деятельности по избранному направлению для своего класса. Конспекты уроков и воспитательных мероприятий по плану учебно-воспитательной работы в классе. Портфель достижений одного ученика. Проспект программы педагогического эксперимента по теме своей магистерской диссертации. Конспекты занятий/уроков в соответствии с планом педагогического эксперимента. | ||
3. | Итоговый | 6 неделя | Дневник педагогической практики. Самоанализ проведенного педагогического эксперимента. Отчетные документы по преддипломной практике. | ||
Итого: | 6 недель | 9 кредитов | 324 часа |
5.2. Виды деятельности студентов на преддипломной практике
1 этап:
- посещение установочной конференции по научно-педагогической практике;
- ведение дневника научно-педагогической практики;
- знакомство с содержанием стандарта общего начального образования;
- изучение структуры и содержания учебного плана на ступени начального образования, определение перечня учебных предметов и объема часов в избранном классе;
- изучение содержания учебной программы по учебным предметам в классе, где проходит практика;
- посещение консультаций своего научного руководителя научно-педагогической практики с целью проектирования педагогического эксперимента по теме своей магистерской диссертации;
- выбор направления внеурочной деятельности для организации работы в своем классе.
2 этап:
- ведение дневника научно-педагогической практики;
- составление программы по одному учебному предмету в своем классе;
- написание конспектов уроков;
- создание мультимедиа презентаций и методического обеспечения для проведения своих уроков (раздаточный, наглядный материал, мультимедиа средства, тестовых материалов);
- разработка программы внеурочной деятельности по выбранному направлению для своего класса;
- написание конспектов воспитательных мероприятий;
- составление портфеля достижений младшего школьника;
- реализация педагогического эксперимента по теме своей магистерской диссертации.
3 этап:
- ведение дневника научно-педагогической практики;
- проведение самоанализа своего педагогического эксперимента, оформление рефлексивных записей в дневнике педагогической практики с учетом рекомендаций руководителя практики;
- корректировка программ по предмету и внеурочной деятельности с учетом замечаний и рекомендаций руководителя практики;
- оформление отчетной документации по итогам педагогической практики;
- предоставление отчетной документации руководителю педагогической практики в магистратуре в установленный срок.