Надлежащим порядком, который должно соблюдать везде

5. Похвальный порядок вещей. Ведь если глава семейства, сам
не имея досуга для устройства всего, что ему нужно для хозяй­ства, приглашает различных ремесленников, то почему бы не
быть такому же порядку и здесь? Когда ему нужна мука, он об­ращается к мельнику; когда нужно мясо — к мяснику; когда
напитки — к виноторговцу; когда нужна одежда — к портно­му; когда нужна обувь — к сапожнику; когда нужны здание, плуг, ключ и т.д. — к плотнику, каменщику, кузнецу, слесарю и пр. Мало того, для наставления взрослых в религии мы име­ем храмы; для разбирательства судебных тяжб, для собраний народа и для его осведомления обо всем необходимом у нас есть судебные места и общинные сходы. Почему же не иметь для юношества школ? Ведь даже свиней и коров крестьяне не пасут каждый в отдельности, а держат для этого наемных пастухов, которые и обслуживают одинаково всех, между тем как сами крестьяне получают возможность заняться, не отвлекаясь, остальными своими делами. Это и есть прекраснейшее сбере­жение труда, когда один делает только одно, не отвлекаясь дру­гими делами; именно таким способом каждый служит с пользою многим, а многие — каждому отдельному лицу.

Необходимостью.

6. Во-вторых, необходимость. Так как сами родители очень
редко обладают надлежащей способностью обучать своих детей
и редко имеют для этого достаточно досуга, то отсюда следует,
что должны быть люди, которые бы по своей профессии зани­мались одним этим делом, и чтобы таким образом обслуживались нужды всей общины.

Пользой.

7. Если бы даже и были родители, которые могли бы посвя­тить себя воспитанию своих детей, то все же более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше
получается пользы и удовольствия, когда работа одних слу­жит примером и побуждением для других. Ведь совершенно
естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и
идти туда, куда идут другие, следовать за теми, кто впереди, и
опережать тех, кто следует за ними.

Радостно резвый уносится конь из открытого стойла. Есть и кого обогнать, есть и погнаться за кем.

Особенно детский возраст вообще побуждается и направля­ется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты что-либо предписываешь детям, то это слабо к ним прививает­ся, если же ты показываешь, как делают что-либо другие, то этому они подражают и без всяких приказаний. (...)

Глава X

Образование в школах должно быть универсальным

В мудрости, благоразумии, благочестии.

3. Ведь мудро сказал тот, кто сказал, что школы — мастерские гуманности, если они достигают того, что люди становятся действительно людьми, т.е. (возвращаясь к поставленным выше целям): 1. Созданием разумным. II. Созданием, гос­подствующим над всеми творениями (также и над самим собой). III. Созданием, которое является радостию своего Творца. Это будет происходить в том случае, если школы много потрудятся над тем, чтобы сделать людей мудрыми по уму, благонравными в своих действиях и благочестивы­ми сердцем.

Доказывается, что эти три качества не должны быть разры­ваемы:

4. Эти три качества поэтому нужно внедрять во всех школах
всему юношеству. Это я докажу, взяв за основание:

I. Вещи, которыми мы окружены.

II. Нас самих.

III. Христа — богочеловека — как совершеннейший образец
нашего совершенства.

1. Связью самих вещей.

5. Сами вещи, которые имеют к нам отношение, должны
быть разделены на три группы. Некоторые, как небо и земля и
то, что в них, представляют только предмет исследования, некоторые, как всюду распространенный дивный порядок, — предмет подражания, который постоянно повелевается человеку осуществлять в своих действиях; наконец, некоторые, как милость Божия и многократное его благоволение здесь и во веки, служат для наслаждения. Если ко всему этому человек должен быть подготовлен, то его нужно научить, во-первых, познавать то, что простирается пред ним при созерцании этого удивительного зрелища мира, во-вторых, научить тому, что он обязан делать, и, наконец, научить наслаждаться тем, что, точно в гостеприимном доме, подает ему своей щедрой рукой всеблагой Творец.

2. Строением нашей души.

Если мы взглянем на самих себя (примем ли во внима­ние сущность нашей души, или цель нашего появления и все­ления в мир), то равным образом обнаружим, что одинаково всех достоянием является образование, нравственность и благочестие.

7. Сущность души составлена из трех способностей (кото­рые воспроизводят несотворенную троицу): разума, воли и памяти. Разум направляется на наблюдение различий между вещами (вплоть до малейших мелочей), воля стремится к отбору полезных вещей и к отстранению вредных, а память хранит для будущего использования то, чем когда-либо занимались разум и воля, и напоминает душе о ее зависимости от Бога и об ее обя­занностях, в этом последнем отношении память называется так­же совестью. Чтобы эти способности могли с успехом прояв­лять (выполнять) указанные свойства (свои обязанности), совер­шенно необходимо снабдить их тем, что просвещало бы разум, направляло бы волю, пробуждало бы совесть, благодаря чему разум проницательно познавал бы вещи, воля безошибочно де­лала отбор всего, а совесть четко устремляла бы все к Богу. Сле­довательно, как нельзя отрывать друг от друга эти три способ­ности (разум, волю и совесть), так как они составляют единую душу, так не следует разрывать и три украшения души: образо­ванность, добродетель и благочестие.

Целью нашего ниспослания в мир.

8. Далее, если мы поразмыслим, зачем мы посланы в мир, то
будет ясно, что цель эта вдвойне троякая, а именно: чтобы слу­жить Богу, его творениям и себе и наслаждаться радостью, про­истекающей от Бога, его созданий и от нас самих.

Наши рекомендации