Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых
Лернер И.Я., Скаткин Н.Н.) выделяют следующие методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· метод проблемного изложения;
· эвристический, или частично-поисковый;
· исследовательский.
Форма обучения (от лат. "forma", означает наружный вид, внешнее очертание). Как дидактическая категория форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентированной основы для самостоятельной работы студентов вуза. Различают следующие виды лекций: вводная, лекция-информация, обзорная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция, лекция-консультация.
Самостоятельная работа – это планируема работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Песталоцци, А. Дистервега, К. Ушинского, Л. Выготского, Л. Занкова, В. Давыдова и др.
Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов, воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал, анализа межпредметных и внутрипредметных связей, выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса (по В.И. Сластенину и В.П.Каширину).
Принципы педагогических технологий- целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; фундаментальность, то есть сущностный подход - знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность; культуросообразность; гуманитаризация и гуманизация обучения; обучать, исследуя, исследовать, обучая; непрерывность образования; деятельностный подход. Таковы основные принципы педагогических технологий, исходные положения, реализация которых ведет преподавателя к овладению педагогическим мастерством, а студентов - своей профессиональной деятельностью.
Педагогические инновации (нововведения) - изменения внутри педагогической системы, осуществляемые за счет ее внутренних ресурсов и резервов.
Модуль - это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых. Основой для формирования модулей служит рабочая программа учебных дисциплин.
Дидактическая система представляет собой совокупность элементов, образующих единую цельную структуру, и служащую достижению целей обучения. Выделяют три основные дидактические концепции - традиционную, педоцентрическую и современную систему дидактики. Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (Коменский Я.А., Песталоцци И., Гербарт И.). В педоцентрической концепции главная роль отводится учению и обучению через делание (Дьюи Д.). Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение, педагогическая технология, педагогика сотрудничества.
Оригинальные тексты:
· Миронова Т.С. О создании системы развивающего обучения в медицинском вузе // Ярославский психологический вестник. Вып 11. М. – Я. 2004. С. 72
· Плеухова Л.Ф. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютеризации обучения // Педагогика. 1999. №7. С. 34
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· В чем сущность процесса обучения и триединство его целей?
· Какова структура усвоения учебного материала?
· Дайте характеристику каждого компонента структуры процесса обучения.
· Какие принципы обучения впервые были сформулированы Я.А. Коменским.
· Что Вы понимаете под обучаемостью и каков уровень собственной обучаемости?
· Возможно ли применение принципов развивающего обучения в высшей школе?
· Как соотносятся понятия "метод" и "форма" обучения?
· Когда и в связи с чем в педагогике был применен термин "педагогическая технология"?
· В чем заключаются плюсы и минусы компьютеризации современного процесса обучения?
· В чем суть принципа воспитывающего обучения, разработанного К.Д. Ушинским?
· Прокомментируйте схему "Педагогическая технология", предложенную Н.Е. Шурковой. Каково содержание педагогической технологии?
· Что понимается под инновацией (нововведением) в педагогике?
· В чем сущность синергетического системного подхода в образовании. Какие перспективы он открывает?
· Перечислите основные дидактические концепции.
Проблемная ситуация:
●«Врач без книг, что рабочий без рук… Нет врачей, окончивших свою работу», - считал великий врач и педагог М.Я. Мудров. Какую особенность деятельности врача отметил М.Я. Мудров в своем суждении?
4.Литература:
Обязательная:
· Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. Гл. 3
· Назарова Т.С. Педагогические технологии // Педагогика. 1997. - №3. С. 20.
· Педагогика и психология высшей школы. Р-н-Д: Феникс. 1998. Гл. 3, 5 – 7.
· Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В. 2 кн. М., 1999. Кн. 1, ч. 2.
· Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пособие / Под ред. В.А. Сластенина М.: Издательский центр «Академия». Гл.4, 5.
· Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.:Академа. 2001. Гл. 22-23.
· Ярыгин В.Н., Филичкина М.Н., Ильенко Л.И. Захаров В.Б. Обучение студентов работе на лекциях / Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе. Республиканский сборник научных трудов. М. 2003
Дополнительная:
· Козов С.А. Информирование и развитие в процессе обучения // Педагогика. 1998. №5. С.39.
· Носкова С.В. Обучение иностранных студентов в российских вузах: специфика и прогнозы / Образование для всех: пути интеграции. Сб научных статей. Саратов: СГТУ. 2003.
· Реферат: Методические указания / Сост. А.В. Голенков, А.Н. Казначеев, ЧГУ. Чебоксары, 2001.
Я. А. КОМЕНСКИЙ*
ДИДАКТИКА
Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать
1. В воспитании нуждаются и тупые и даровитые. Вот что следует сказать вообще о том, что образование необходимо всем. Если бы теперь мы обозрели различные качества людей, то мы нашли бы то же самое. Ведь кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным.
Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т.е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижной ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.
2. Богатые и бедные. Чем являются богатые: без мудрости, как не откормленными отрубями свиньями, чем оказываются бедные без разумения вещей, если не ослами, осужденными носить тяжести?Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай или, как сказал кто-то, золотые ножны, в которые вложен свинцовый меч.
3. Начальствующие и подчиненные. Что касается тех, кто когда-либо должен управлять другими, — царей, князей, магистратов, пастырей церкви и ученых, — то им прежде всего необходимо проникнуться мудростью, так же как проводнику нужно иметь глаза, переводчику —
язык, трубе — звук, мечу — острие. Равным образом нужно
просвещать и подчиненных, чтобы они умели разумно повиноваться мудрым правителям не по принуждению, не по ослиной
покорности, а добровольно, из любви к порядку. Ведь разумным творением нужно управлять не с помощью криков, тюрьмы, палок, но опираясь на разум. Если это происходит иначе,
то бесчестие подчиненных падает и на Бога, который одинаково вложил свой образ и в них, и человеческие дела будут полны
насилиями и беспорядками, как это и есть теперь.
Итак, все без исключения. Итак, пусть будет установлено: всем, рожденным людьми, безусловно необходимо воспитание для того, чтобы они были,
людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый настолько превосходит других, насколько он более других
упражнялся. Итак, эту главу мы заключим словами Премудрого: «Презирающий мудрость и наставление — несчастен, суетна надежда его (именно достигнуть своей цели), и труды его бесплодны, и дела его бесполезны» (Притч. 3,12).
Глава VII
Юношество следует формировать совместно, а для этого нужны школы
...Что школы, наконец, нужно открывать везде, это объясняется:
4. Для всякого христианского государства важно, чтобы этот
священный обычай не только удержался, но и распространялся, а именно, чтобы во всяком благоустроенном человеческом
общежитии (будь то город, местечко или деревня) была устроена школа как учреждение для совместного воспитания юношества.Ведь этого требуют: