Тестовые задания по педагогике для самопроверки
1.Что такое педагогика:
а) педагогика изучает закономерности развития ребёнка и определяет
пути его воспитания;
б) педагогика - это наука образования, воспитания, обучения и развития
детей и взрослых;
в) педагогика - это искусство воздействия воспитателя на воспитанника;
г) педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования
подрастающего поколения?
2.Что определило развитие педагогики как науки:
а) прогресс науки и техники;
б) забота родителей о счастье детей;
в) биологический закон о сохранении рода;
г) повышение роли образования и воспитания в общественной жизни?
3. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему
педагогических:
а) дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория
воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика;
б) общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика
методика изучения отдельных предметов, специальные педагогики,
история педагогики, педагогика высшей школы;
в) педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика
профессионально-технического образования;
г) общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология,
дошкольная педагогика, школоведение, история школы.
4.Что Вы понимаете под методологией науки:
а) учение о принципах построения, формах и способах научного познания;
б) учение о знаках и закономерностях развития данной науки;
в) способ построения и обоснования системы научных знаний;
г) все вместе взятые?
5. Выделите главные понятия в педагогике:
а) воспитание, обучение, гуманизм, развитие;
б) воспитание, образование, обучение, развитие личности,
педагогический процесс;
в) методы, образование, обучение, технология;
г) развитие, воспитание, образование, личность.
6. Метод научного исследования в педагогике путём разложения предмета на составные части:
а) синтез;
б) эксперимент;
в) анализ;
г) дедукция.
7.Как называется метод, основанный на умозаключении от общего к частному:
а) анализ;
б) индукция;
в) дедукция;
г) абстракция?
8. Как называется наука о воспитании иобучении человека здоровому образу жизни;
а) педагогическая соционика;
б) педагогическая акмеология;
в) педагогическая синергетика;
г) педагогическая валеология?
9. Как назфвается отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы обучения и образования в их наибольшем виде:
а) риторика;
б) философия;
в) социология;
г) дидактика ?
10. Что означает гиманитаризация образования:
а) человек рассматривается как высшая ценность в образовательной системе;
б) усиление воспитательной человедческой направленности содержания образования, методов и форм общения;
в) 1 и 2 вместе взятые;
г) воспитательная направленность на защиту прав и свобод человека?
11. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования:
а) дежурный врач наблюдает за порядком в столовой;
б) педагог ведёт наблюдение за развитием студентов при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;
в) куратор наблюдает за опрятностью одежды студентов;
г) на семинаре ассистент наблюдает за поведением студентов?
12. Какие из приведённых ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования:
а) беседа доцента с опоздавшими на лекцию студентами;
б) беседа со студентами о правилах поведения в вузе;
в) беседа со студентами, в процессе которой выясняется, как они понимают задачи производственной практики;
г) беседа с доцентом, в процессе которой выявляют эффективные приёмы стимулирования интереса студентов к изучаемому материалу?
13. Развитие – это:
а) накопление количественных изменений в организме человека;
б) уничтожение старого и возникновение нового;
в) становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности;
г) количественные и качественные изменения в организме человека, его психике, происходящие во времени под воздщействием различных факторов?
14. Результат познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества:
а) деятельность;
б) знания;
в) образование;
г) воспитание.
15. Способ применения знаний:
а) технология;
б) практика;
в) навык;
г) умение.
16. Результат оптимального взаимодействия педагога и студента:
а) соперничество;
б) дружба;
в) сотрудничество;
г) антипатия.
17. Кто из ученых занимался педагогической подготовкой врача:
а) Бехтерев В.И.
б) Ушинский К.Д.
в) Пирогов Н.И.
г) Дистервег А.?
18. Какой принцип педагогического процесса иллюстрирует пословица «Можно коня подвести к водопою, но нельзя заставит его напиться»:
а) принцип научности;
б)сознательности и активности;
в) последовательности
г) систематичности.
19. Универсальный критерий, по которому судят, насколько быстро и
качественно протекает педагогический процесс:
а) время;
б) количество знаний;
в) количество навыков;
г) способность к организации.
20. Кто из ученых выделил условия, от которого зависит успешность учебно-воспитательного процесса: свойства самой науки, личность и степень развития самого ученика; личность и степень образования учителя;
способ преподавания предмета:
а) К.Д.Ушинский;
б) Н.И. Пирогов;
в) Я.А. Коменский
г) П.Ф. Каптерев
21. Определите последовательность элементов структуры учебной
деятельности:
а) средства;
б) результат;
в) цель;
г) мотив.
22 Сторонники какой теории образования исходили из философии
эмпиризма:
а) теория формального образования;
б) теория материального образования;
в) теория неопозитивизма;
г) теория прагматизма?
23. Цель современного образования:
а) развитие человека;
б) развитие свойств и качеств личности, которые нужны ей и обществу
для включения в социально ценную деятельность;
в) разносторонне развитие личности;
г) развитие тех свойств и качеств личности, которые нужны ей для деятельности.
24. Задачей международного проекта ЭРАЗМУС в решении проблем
мирового образования является:
а) расширение возможностей профессионального образования;
б) повышение эффективности изучения иностранных языков;
в) обеспечение мобильности студентов Европейского союза;
г) повышение кулисного уровня населения.
25. К современным тенденциям развития образования относятся:
а) демократизация образования;
б) гуманизация и гуманитаризация;
в) психологизация и компьютеризация;
г) все вместе взятые.
26. Расположите этапы усвоения учебного материала в правильном порядке:
а) закрепление;
б) восприятие;
в) применеие на практике;
г) осмысление.
27. Классификация методов обучения включает в себя (исключите неправильный ответ):
а) словесные (вербальные);
б) практические;
в) наглядные;
г) динамические.
28. Кому из известных педагогов принадлежит теоретическое обоснование
принципа наглядности в обучении:
а) Локк Д.;
б) Коменский Я.А.;
в) Дьюи Д.;
г) Дистервег А.
29. Какая система обучения функционирует в вузе:
а) классно-урочная;
б) кабинетная;
в) лекционно-практическая;
г) лабораторно-семинарская?
30. Основные факторы, побуждающие обучающегося к активности:
а) познавательный и профессиональный интерес;
б) творческий характер познавательной деятельности;
в) игровой характер познавательной деятельности, эмоциональность
воздействия;
г) все перечисленное.
31.Приоритетной ценностью субъектов процесса обучения является:
а) асоциальное положение;
б) здоровье;
в) восприятие;
г) наследственность.
32.Запишите, на ваш взгляд, главные принципы обучения, которыми вы руководствуетесь:
а).............................................
б)..............................................
в)..............................................
г)..............................................
33.При каком стиле педагогической деятельности студент рассматривается как коллега в совместном поиске истины:
а) либеральном;
б) демократическом;
в) попустительском;
г) авторитарном?
34. К каким методам обучения относятся:
а) рассказ, объяснение, беседа;
б) иллюстрация, демонстрация, применение мультимедийных средств;
в) упражнения, лабораторная работа;
г) проблемное изложение, решение проблемных вопросов?
35. Какой принцип воспитания выделил Я. А. Коменский в качестве основополагающего:
а) культуросообразность;
б) наглядность;
в) природосообразность;
г) народность?
36. «Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание» - считает:
а) УшинскийК.Д.;
б) Каптерев П.Ф.;
в) Пирогов Н.И.;
г) Песталоцци И.Г.
37.Выделите методы убеждения:
а) лекция, беседа, диспут;
б) поручение, приучение;
в) доклад, поощрение;
г) упражнение.
38. Метод - умение сопереживать, ставить себя в положение другого
человека:
а) перцепция;
б) самоприказ;
в) эмпатия;
г) самообязательство.
39. Какой принцип коллектива иллюстрирует пословица: "Если хочешь
изменить другого человека, изменись сам."
а) воспитание себя;
б) воспитание других согласно своим принципам;
в) перевоспитание членов коллектива;
г) изменение личности в угоду требований коллектива?
40. Какой вид воспитания выражает усвоение человеком понятий и действий
"человек-общество-биосфера":
а) эстетическое воспитание;
б) экологическое воспитание;
в) нравственное воспитание;
г) экономическое воспитание?
41. К какой группе методов воспитания относятся: беседа, лекция, личный
пример?
а) методы контроля и самоконтроля;
б) методы стимулирования деятельности;
в) методы формирования сознания личности;
г) методы опыта общественного поведения?
42. Укажите социальные роли человека, к выполнению которых его должно
готовить воспитание:
а) гуманист, эколог, семьянин;
б) природолюб, гуманист, труженик;
в) воспитанный человек, гражданин;
г) гражданин, патриот, работник, семьянин;
43. Гуманистическая педагогика:
а) стремится изменить воспитанника;
б) исходит из приоритетности знаний педагога;
в) не требует от педагога приоритета;
г) принимает воспитанника таким, каким он есть.
44. К какому типу профессий относится профессия врача:
а) «человек-природа»;
б) «человек-техника»;
в) «человек-знак»;
г) «человек-человек»?
45. Коммуникативная способность:
а) это способность проникать в мир другого;
б) это способность устанавливать правильные взаимоотношения с
людьми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности;
в) способность сплотить коллектив, инициативность.
46. Допишите главные функции семьи:
а) воспитательная;
б)
в)............................
г)............................
47. Перу какого учёного принадлежит книга «Родительская педагогика»:
а) Лесгафт П. Ф.
б) Макаренко А. С.
в) Сухомлинский В. А.
г) Амонашвили Ш.
48. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд
условий:
а) знание родителями своих детей;
б) личный опыт родителей;
в) педагогическая культура;
г) всё вместе взятое.
49. Современное семейное воспитание основывается на принципах
гуманистической педагогики, допишите их:
а) креативность - свободное развитие способностей детей;
б)........................
в)
г)
50. Выделите условие правильного семейного воспитания:
а) потакание детям во всём;
б) задабривание;
в) педагогический такт родителей;
г) наказание родителями детей.
51. Кто из учёных медиков уделял большое внимание физическому развитию
ребёнка в семье:
а) Сеченов И. М.;
б) Пирогов Н. И.;
в) Лесгафт П.Ф;
г) Мудров М. Я.
52. Кто из ученых является основоположником научной педагогики?
а) Дистерверг А.
б) Коменский Я.А.
в) Песталоции И.Г.
г) Лесгафт П.Ф.
Эталоны ответов на тестовые задания
1 – б; 2 – г; 3 – б; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – г; 10 – в; 11 – б; 12 – г; 13 – г; 14 – б; 15 – г; 16 – в; 17 – в; 18 – б; 19 – а; 20 – б; 21 – в, г, а, б; 22 – б; 23 – б; 24 – в; 25 – г; 26 – б, г, а, в; 27 – г; 28 – б; 29 – в; 30 – г; 31 – б; 32 – на выбор; 33 – б; 34 – а – словесные; б – наглядные; в – практические; г – проблемные; 35 – в; 36 – в; 37 – а; 38 – в; 39 – а; 40 – б; 41 – в; 42 – г; 43 – г; 44 – г; 45 – б; 46 – репродуктивная, хозяйственно-бытовая, коммуникативная; 47 – в; 48 – г; 49 – б - гуманизм, в - демократизм, г – гражданственность; 50 – в; 51 – в; 52 – в.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ.
1. Предмет и задачи педагогики.
2. Педагогика в системе наук о человеке.
3. Методы педагогических исследований.
4. Значение педагогического знания в подготовке современного врача.
5.Признаки личности. Формирование личностных качеств врача.
6. Факторы развития личности
7. Н.И. Пирогов о педагогических принципах подготовки врача.
8. Педагогический процесс как система: структура, функции, принципы.
9. Характеристика субъектов педагогического процесса.
10. Основные черты и принципы педагогики сотрудничества.
11. Определение понятий: знание, умение, навык, образование, педагогическая задача.
12.Цели образования, современные тенденции развития.
13.Модели образования.
14. Дидактика как теория обучения, ее задачи и функции.
15. Дидактические принципы.
16. Основные черты лекционно-практической формы обучения в вузе.
17. Классификация методов обучения.
18. Педагогические технологии и инновации в обучении.
19. Виды обучения и их краткая характеристика.
20. Сущность, формы и методы воспитания.
21. Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты.
22. Содержание гражданского воспитания современной молодежи, его формы и методы.
23. Нравственно-деонтологическое воспитание будущего врача
24. Принципы воспитания и их применение в деятельности врача.
25. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности врача.
26. Педагогические способности врача.
27. Роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения.
28. Семейная педагогика. Типы семейных отношений.
29. Принципы гуманистической педагогики в семейном воспитании.
30. Педагогическое общение.
31. Педагогическая культура. Дидактогения.
32. Стиль и общение в деятельности врача.
Содержание
ТЕМА: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА…………………………………………….
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ЕЕ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА……………………………………………………………………
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА…………….
ТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ….
ТЕМА: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА………
ТЕМА: СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
ТЕМА: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ……………………………………………………
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА…………………………………………………………………………………………….
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ……………………………………………..
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТЫ……………………………………………………….
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ …………………………………………………………………….
Учебное издание
ПЕДАГОГИКА
Учебно-методическое пособие
Составители: канд. экон. наук, доцент Маргарита Ивановна Белых, ассистент Светлана Вячеславовна Носкова
Под общей редакцией канд. филос. наук, доцента. Елены Андреевны Андрияновой
Редактор:
Подписано к печати Формат 60х84 1/16
Бумага офсетная
Усл. печ. л. Тираж Заказ
Отпечатано в типографии