Время занятия – 2 часа. Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
1. Суть творчества в деятельности преподавателя юриспруденции.
2. Системное выражение черт творческой личности.
3. Профессионально-педагогический компонент в творчестве.
4. Отношение к новому, обобщение и внедрение передового опыта педагогической деятельности.
5. Научно-исследовательская деятельность преподавателя юриспруденции.
Тема рефератов:
1.Творчество педагога в организации и проведении занятий со студентами.
2. Творчество в научной и исследовательской деятельности преподавателя юриспруденции.
Основная литература.
1. Кравцова Д.С. Применение игровых проектов на занятиях по формированию стресоустойчивости к поисково-исследовательской деятельности студентов // Особенности преподавания юридических дисциплин в отраслевых и ведомственных вузах: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 28 апреля 2016 г.) / под. общ. ред О.Д. Жука. – М., 2016. – 204 с.
2. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - М.: Норма, 2015. - 432 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=472873).
3. Столяренко А. М. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел [Электронный ресурс]: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 512 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=390122).
4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе [Электронный ресурс] / Г.А. Торгашев. - М.: РАП, 2010. - 344 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=518217).
Дополнительная литература:
1. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
2. Подкасистый Л.И.Педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2009. – 430 с.
3.Вавилин Е.В. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузе // Вестник СГАП. – 2010. № 2 (72). – С. 171 – 174.
4. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития/А.В.Борисов, А.В.Корнев, Л.А.Петручак - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
Подготовка рефератов
Реферат(нем. referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников.
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста.
Реферат в учебном процессе представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.
Реферат включает следующие обязательные части: титульный лист; содержание; введение; основная часть (раскрывается сущность выбранной темы); заключение; список использованной литературы.
Примерный перечень тем рефератов содержится в рабочей программе учебной дисциплины Актуальные проблемы гражданского права. Возможно, после консультации с преподавателем, обоснование и формулирование собственной темы.
Основные этапы подготовки реферата:
Подготовительный этап предполагает составление плана, который служит организующим началом в самостоятельной работе студента, способствует систематизации материала и последовательности его изложения. Выделяются два способа составления плана: хронологический и проблемный. Хронологический предусматривает изучение явления в его историческом развитии. Проблемный предполагает рассмотрение нескольких явлений во взаимосвязи.
Подготовительный этап включает поиск источников. Тема реферата определяет предмет изучения и задача студента – найти информацию, относящуюся к данному предмету. Работу с источниками целесообразно начинать с предварительного чтения, при этом следует выделять структурные единицы текста (закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения). Исходя из результатов предварительного чтения, определяется дальнейший способ работы с источниками. Просмотр источников предусматривает выделение в тексте: 1) главного; 2) основных доводов (аргументов); 3) выводов.
Следует обращать внимание на то, чтобы тезис вытекал из аргумента. В качестве рационального приема применяют сравнение различных мнений по одному и тому же вопросу, анализ весомости и доказательности аргументов авторов текста, что позволяет сделать вывод о наибольшей убедительности одной из позиций.
Текст реферата должен раскрывать тему, обладать цельностью и связностью.
Обязательным элементом процесса написания письменных работ для текущего контроля являются методологические основы (методология).
Методология исследования – это научная база работы, на которой она строится. Методология характеризует поставленные в работе задачи.
Методы – это способы познания, при помощи которых изучаются общие закономерности возникновения и развития объекта исследования.
К числу основных (общенаучных) методов можно отнести: логический; системный, функциональный и др.
Введение.Во введении раскрываются цели и задачи, стоящие перед автором, объект и предмет изучения, дается общая характеристика использованным источникам. В письменных работах для текущего контроля указание объекта и предмета изучения обязательно.
Объект– это явление или процесс, порождающие проблемную ситуацию, на которые направлена исследовательская деятельность субъекта.
Предмет– это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Объем введения не должен превышать 1–2 страницы.
Основная часть.В основной части рассматриваются вопросы, раскрывающие поставленную проблему. Если при подборе материала студент сталкивается с тем, что в литературе нет единой точки зрения на рассматриваемую проблему, то нужно привести основные, наиболее интересные точки зрения разных авторов и дать им свою оценку.
Заголовки разделов и подразделов печатаются без абзацного отступа, прописными буквами, без точки в конце, без подчеркивания, по центру. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Заключение.В заключении должны быть аргументированные, т.е. обоснованные, выводы и показано, насколько решены поставленные задачи. Здесь обобщаются изложенные в основной части материалы, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать различные опубликованные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата.
В реферате, в частности, во введении и заключении, необходимо излагать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.
Объем заключения составляет 1 – 2 страницы.
Список использованной литературы. Списком использованной литературы завершается описание. Список источников следует за заключением и оформляется с новой страницы. Список использованной литературы призван показать научную, теоретическую и практическую базу проведенного исследования.
Устное сообщение по теме реферата делается на семинарских или практических занятиях. Время устного изложения реферата 10–15 минут. Затем он обсуждается аудиторией. Докладчику задают вопросы по теме реферата. Вопросы могут быть заданы как преподавателем, так и присутствующими на защите реферата студентами.