Система специальных учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей

Для каждой категории аномальных детей созданы специальные учреждения.

В организации системы специальных учреждений для аномальных детей действует принцип учета возрастных особенностей воспитанников. В соответствии с этими особенностями все учреждения для детей с дефектами умственного и физического развития делятся на три типа:

1) дошкольные учреждения (детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах);

2) школы и школы-интернаты для разных категорий аномальных детей ;

3) вечерние, очно-заочные школы для взрослых, производственно-технические училища, техникумы (или специальные группы при обычных техникумах).

В системе специальных учреждений для аномальных детей заложена идея создания оптимальных условий для реализации принципа всестороннего содействия учебно-воспитательного процесса решению задач коррекции и компенсации недостатков развития детей.

Большая часть этих учреждений находится в системе Министерства образования (специальные детские сады и школы, специальные вечерние школы для взрослых), некоторые – в системе Министерства социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых и для слепоглухонемых), а отдельные подведомственны Министерству здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей и взрослых с нарушениями речи и логопедические кабинеты при поликлиниках).

В специальных учебно-воспитательных учреждениях аномальные дети получают в зависимости от типа школ начальное, восьмилетнее, а некоторые - среднее образование.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в двух типах специальных школ-интернатов: для глухих детей; для слабослышащих и позднооглохших детей (в двух отделениях). Специальные дошкольные и школьные учреждения созданы для детей с глубокими нарушениями зрения.Эти дети обучаются в школах-интернатах для слепых и школах-интернатах для слабовидящих.

Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования и здравоохранения.

В Украине создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в степени дебильности организовываются специальные вспомогательные детские сады; при определенных условиях дошкольные группы создаются при вспомогательных школах.

Для умственно отсталых детей школьного возраста открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (вспомогательные школы).

Для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имвецилов, идиотов) в системе социального обеспечения организованы детские дома, в которые принимают детей от 4 до 18 лет.

Дети дошкольного возраста с глубокой степенью умственной отсталости (в степени имбецильности) или осложненной формой дебильности (ДЦП. выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, шизофренией и др.) направляются в учреждения системы социального обеспечения (специальные интернаты) или системы здравоохранения (специальные ясли для детей с органическими поражениями ЦНС, специальные психоневрологические санатории).

Дети с наиболее тяжелой степенью умственной отсталости (идиоты) направляются в дома-интернаты психохроников системы здравоохранения. Для детей с задержкой психического развития открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты, где они получают образование в объеме неполной средней массовой школы.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются в специальных школах-интернатах. Обучение, воспитание и лечение таких детей проводится с учетом состояния здоровья, двигательных возможностей, методических рекомендаций.

Слепоглухонемыедети обучаются в специальных учреждениях (г.Загорск, ныне Сергиев Посад).

4. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптации к школе.

Методика диагностирования детей при поступлении в школу выявляет степень овладения следующими умениями:

1. Планирование - умение организовывать свою деятельность в соответствии с целью:

низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень - действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.

2. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:

низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);

средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это не­полное несоответствие);

высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью).

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использоват их:

низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4. Уровень развития интеллекта:

низкий - неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего - неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний - неумение слушать другого человека; простые логические операции (сравнение, обобщение в форме словесных понятий) выполняются без ошибок; в выполнении более сложных логических операций (абстракция, конкретизация, анализ, синтез) допускаются ошибки;

высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить без помощи взрослого;

очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.

Вывод: «Ребенок к школе не готов»:

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Вывод: «Ребенок к школе готов»:

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий,

При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

Наши рекомендации