Системный подход в управлении педагогическим процессом. Руководящая деятельность администрации вспомогательной школы. Совет школы. Педагогический совет
Общее руководство во вспомогательной школе-интернате (школе) осуществляется директором школы и его заместителями по учебно-воспитательной работе, а также лицами, ответственными за отдельные участки работы: помощником по хозяйственной части, классным руководителем и т.д.
Директор - главный наставник учителей и единоначальный руководитель школы, держащий в своих руках все нити внутришкольного управления. Заместители по учебно-воспитательной работе обеспечивают нормальную работу учебно-воспитательного процесса, определяют школьное расписание, разрабатывают и практически осуществляют меры по обеспечению высокой эффективности коррекционно-воспитательной работы, организуют систематическую помощь учителям и воспитателям в овладении мастерством воспитания и обучения. Директор и завучи должны иметь дефектологическое образование.
Функции директора - правильное комплектование классов, организация повсеместного динамического изучения учащихся всеми педагогами, обеспечение единства и преемственности всех звеньев педагогического процесса, согласованности.
Свою сложность и специфику представляет руководство ученическим самоуправлением. Недостаточная социальная зрелость, серьёзные нарушения мотивационной системы лишают возможности предоставления активу самостоятельности в руководстве ученическим коллективом. Функция педагогического управления - обеспечить помощь учащимся в приобретении навыков руководства.
Особенная роль внутришкольного управления отводится врачу-психоневрологу. В решении задач вспомогательной школы большое место занимает родительский комитет, который содействует пропаганде дефектологических знаний среди родителей, шефская помощь, воспитательная работа с родителями.
Нормальное управление невозможно без четкого планирования. Перспективное, календарное, текущее планирование. Цель внутришкольного контроля - проверка, насколько точно, правильно и своевременно выполняются запрограммированные задачи. Контролируются: состояние знаний, умений, уровень воспитанности; качество проведения уроков, внеклассных занятий; правильность планирования учебно-воспитательного процесса, его коррекционное направление; работа педагогов по повышению своего индивидуально-теоретического уровня; выполнение отдельных поручений и плановых заданий должностными лицами. Цель - обыкновенная проверка, оказание помощи. К документам учёта и отчетности относятся: книга учета учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, дневники, книга протоколов заседаний педсовета, книга приказов, годовые отчёты, документы, которые ведутся согласно существующим положениям.
2. Организационно - методические условия обеспечения коррекционно-воспитательной направленности обучения в специальной школе.
Существующие традиции планирования, когда в школах из года в год переходит содержание календарных планов учебной и воспитательной работы, когда фактически отсутствуют индивидуальные коррекционные программы работы с учениками, когда формируются группы совместных действий, людей, которые работают вместе, но не связаны одной целью, возникают проблемы реализации коррекционно-развивающих целей в учебно-воспитательной деятельности.
В современных условиях, когда по большинству учебных предметов отсутствуют учебники и методические пособия, когда эффективность коррекционной работы ограничена материальными возможностями школы, необходимы эффективные организационно-методические мероприятия, которые бы привели к улучшению состояние обучения и воспитания во вспомогательной школе, не требуя значительных материальных затрат.
Как правило, учителя не проинформированы о темах и целях уроков по другим предметам своего класса. В старших классах, где на протяжении учебного года учителя встречаются с воспитателями своего класса только время от времени, существует определенное обособление в решении учебно-воспитательных и коррекционных задач, отсутствует координация действий. Поэтому, на наш взгляд, учителей и воспитателей, которые работают с одним классом нужно объединить в одну педагогическую группу, назначить руководителем объективно сильнейшего педагога и всю коррекционную учебно-воспитательную работу планировать совместно.
Известно, что дидактические цели должны достигаться в основном на уроках, тогда как коррекционные - это дело всего педагогического коллектива и их достижение возможно только при органическом объединении учебной и внеклассной воспитательной работы, при тесном контакте учителей и воспитателей, при полной согласованности их действий. Такой контакт в работе учителя и воспитателя достигается совместным планированием всей коррекционной учебно-воспитательной работы по классам.
Учителя вместе с воспитателями, которые работают с определенным классом, ориентируясь на программы преподавания учебных дисциплин класса, составляют календарные планы, определяют дидактические, воспитательные и коррекционные цели каждого предмета на каждый урок и доминирующий на данном отрезке времени учебный предмет.
В зависимости от дидактических целей, учителя определяют, какой предмет в данное время ставит перед собою наиболее сложные задачи, является объективно более сложным в сравнении с другими предметами, решает более актуальные коррекционные задачи. В соответствия с этим определяются дидактические, коррекционные и воспитательной цели "ведущего" и "ведомых" предметов, объем и характер домашних заданий.
Учитель выступает как научно - методический руководитель изучения своему предмету. Он рекомендует другим учителям, какую часть материала по его предмету они могут использовать на своих уроках. И в то же время он также использует материал уроков других учителей.
Воспитатели соответственно вносят коррективы в свои планы и согласуют цели самоподготовки и воспитательных мероприятий с целями уроков.
Воспитатели, учитывая определенные учителями цели уроков, включают в календарные планы такие виды занятий, которые имеют тематически пропедевтический характер накануне урока, или задания, которые имеют выраженный характер закрепления учебного материала после его проведения.
Целесообразно для координации своих действий педагогическому коллективу, который работает с одним классом проводить встречи по обсуждению состояния коррекционной учебно-воспитательной работы не реже одного раза в месяц.
Конечно, такой подход к организации обучения может вызвать некоторые проблемы с планированием учебно-воспитательной работы, но польза, которую он принесет, этого стоит.