Реализация принципов воспитания во вспомогательной школе
У детей, имеющих затруднения в умственном развитии, обнаруживается ряд существенных недостатков в психическом и физическом развитии, которые создают трудности в обучении и воспитании их, поэтому необходимо применение системы специальных педагогических средств для преодоления или ослабления таких недостатков.
В этом и заключается суть коррекционно-воспитательной работы. Специфическая задача вспомогательной школы имеет два взаимосвязанных направления:
♦ цель коррекционной работы - исправление у детей присущих им дефектов;
• цель учебно-воспитательной работы - способствование развитию детей, имеющих затруднения в умственном развитии, вооружая их знаниями и навыками в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания.
• Основными задачами воспитания учащихся вспомогательной школы являются:
1. Воспитание у учащихся гражданских, нравственных качеств, сознательной дисциплины.
2. Привитие школьникам трудолюбия и культуры труда, привычек к трудовой жизни.
3. Обеспечение нормального физического развития.
4. Формирование у учащихся эстетических взглядов и вкусов, умения строить свою жизнь, поведение по законам красоты.
5. Развитие у учащихся умственных способностей.
Цели и задачи воспитания сформулированы в его принципах, которые являются отражением закономерностей воспитательного процесса. Наиболее существенными из них являются:
1. Принцип комплексного подхода к воспитанию умственно отсталого.
2. Принцип оптимистической перспективности воспитания.
3. Принцип действенности воспитания.
4. Принцип связи воспитания с жизнью.
5. Принцип воспитания в трудовой активной деятельности.
6. Принцип воспитания в коллективе.
7. Принцип единства требований и уважения к личности.
8. Принцип систематичности и последовательности.
9. Принцип сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности и активности.
10. Принцип учета индивидуальных различий и возрастных особенностей.
И. Принцип демократизации воспитания.
Глава 17. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
/. Психолого-педагогическое обоснование содержания воспитания умственно отсталых школьников.
Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса.
Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.
Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения - весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие "организация" включает в себя всю совокупность воздействий, отношении, условий, форм и методов работы.
3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.
4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер.
5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности.
6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии.
7. От эффективности сопутствующих ему процессов -развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Известно, что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором.
8. От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.-
9. От интенсивности воздействия на "внутреннюю сферу" воспитанника. Понятием "внутренняя сфера" обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением.
10. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников. В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, что интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития..
11.От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья.