Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Нина Ивановна, Ялпаева Надежда Валерьяновна

Основы коррекционной педагогики

Учебное пособие

Редактор Р.К.Лопина. Оформление серии: В.И.Феногенов.

Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка: К. В. Бондаренко.

Корректор Г. В. А батурова.

Подписано в печать 02.11.99. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 17,5. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 -15000 экз.). Заказ № 2137.

ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095) 165-4666; (095)367-0798; (095)305-2387.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

I8ВN 5-7695-0487-0© Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В., 1999

I8ВN 5-7695-0337-8© Издательский центр «Академия», 1999

ВВЕДЕНИЕ

Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведе­нии, рост количества учащихся с социальной девиацией и школь­ной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополни­тельного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии ос­воить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Структура и содержание образования в коррекционных клас­сах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызы­вает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответ­ствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельст­ва требуют внесения корректив в общепедагогическую и профес­сиональную подготовку студентов педагогических вузов, в прове­дение целенаправленной работы по коррекционно-педагоги­ческой подготовке будущих учителей к работе с детьми и подро­стками, имеющими отклонения в развитии и поведении, испыты­вающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин.

Курс «Коррекционная педагогика», изучаемый в педагогиче­ских вузах, в соответствии с государственным стандартом выс­шего профессионального образования призван подготовить сту­дентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведе­нии, к эффективному их обучению и воспитанию. В общеобра­зовательных классах массовой школы, в классах компенсирую­щего и коррекционно-развивающего обучения учатся не только дети с легкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негру­быми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоцио­нально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двига­тельной расторможенностью, но и с ограниченным запасом зна­ний и представлений об окружающем мире, низкой работоспо­собностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педагогической запущен­ностью и школьной дезадаптацией. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студен-



Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Нина Ивановна, Ялпаева Надежда Валерьяновна - student2.ru Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Нина Ивановна, Ялпаева Надежда Валерьяновна - student2.ru тов не только с особенностями организации и построения обра­зовательного процесса с аномальными детьми во вспомогатель­ной школе и специальных образовательных учреждениях, но и ввести будущего учителя в мир коррекционнои педагогики; пока­зать сложности и трудности, социально-педагогические пробле­мы детей с отклонениями в развитии и поведении; определить тот круг вопросов, с которыми встречается учитель-предметник, выпу­скник недефектологических факультетов педвуза, при работе с учащимися, испытывающими затруднения в освоении школьной программы; раскрыть наличие арсенала специальных путей и средств в разрешении проблем отклонения в поведении и разви­тии детей и подростков, предупреждении их педагогической запу­щенности и трудновоспитуемое™.

В учебном пособии анализируются научные исследования в об­ласти специальной педагогики, характеризуется школьная практи­ка коррекционнои работы с различными категориями учащихся. В нем даны основные категории и понятия коррекционнои педагоги­ки, определены объект, предмет, цели и задачи учебного курса. Достаточное внимание уделено характеристике сущности коррекци-онно-педагогической деятельности, ее места в профессиональной работе учителя, раскрыты ее структура и основные компоненты.

В пособии наряду с характеристикой детей с различными вида­ми психофизических отклонений в развитии и работы с ними в спе­циальных образовательных учреждениях дается обширный матери­ал о воспитании и обучении в общеобразовательных школах детей группы риска, с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, с задержкой психического развития, с девиациями в поведении. Осо­бое внимание уделяется проблеме трудновоспитуемое™ и педагоги­ческой запущенности подростков, организации целенаправленной профилактической и коррекционно-педагогической работе с ними.

В пособии в каждой теме выделяется ведущая проблема, изучае­мая в коррекционнои педагогике, характеризуются ее основные идеи, даются подходы к ее разрешению, определяются организаци­онно-педагогические основы и нормативно-правовая база, раскры­ваются пути и средства, формы и методы коррекционно-педаго­гической работы с той или иной группой детей, имеющих недостат­ки в развитии и поведении. Каждая тема пособия снабжена вопро­сами для самоконтроля, списком необходимой литературы. В учеб­ном пособии дан краткий словарь специальных терминов, с которы­ми учителю придется встретиться в педагогической практике.

Уважаемые читатели! Это первый опыт создания такого пособия для недефектологических факультетов, с благодарностью примем ваши предложения и рекомендации по его дальнейшей доработке.

Наши рекомендации