Техника личной работы студента
Основные понятия: техника, научная организация труда, свободное время
Вопросы для обсуждения:
1. Роль, место и значение техники личного труда. Организация рабочего места. Техника организации времени. Техника общения.
2. Аннотация. Рецензия. Структура, требования к написанию..
3. Составление плана. Виды планов: простые и сложные. Требования к составлению планов.
4. Составление конспектов: вопросно-ответный, тезисный, цитатный, скоростной, тематический, обзорного тематический.
5. Тезис. Простые и сложные тезисы. Работа по составлению тезисов.
6. Организация чтения. Культура чтения. Правила техники чтения. Десять «золотых» правил чтения.
Практические задания:
Получите у преподавателя раздаточный материал (газетную вырезку, брошюру, статью и т.д.). Ознакомьтесь с примерными планами составления аннотации и рецензии Изучите его и составьте: аннотацию; рецензию.
План аннотации
1. Выходные данные рецензируемого источника (статьи, брошюры, книги, литературного отрывка и т.д.).
2. Оценка глубины и актуальности темы.
3. Аудитория, для которой вы рекомендовали бы рецензируемый источник.
План рецензии
1. Выходные данные рецензируемого источника (статьи, брошюры, книги, литературного отрывка и т.д.).
2. Оценка глубины и актуальности темы.
3. Сжатое изложение позиции автора.
4. Ваше отношение к существу затронутой проблемы и оценка позиции автора.
5. Анализ индивидуальных особенностей стиля автора (доступность, образность, эмоциональность, научность и т.д.).
6. Аудитория, для которой вы рекомендовали бы рецензируемый источник.
7. Заключение.
Пользуясь вышеприведенными примерными планами, составьте аннотацию на отрывок «Не пугайте детей» из книги С.Т. Шацкого и занесите ее в свою рабочую тетрадь.
3. Выберите одну из статей на тему о проблемах учительского труда («Учительская газета», газета «Первое сентября», «Педагогический вестник», журналы «Воспитание школьников», «Преподаватель», «Народное образование» и т.д.) и напишите аннотацию и рецензию на нее.
Задание
1. Прочитайте аннотацию следующей книги.
Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / под ред. Ю.М. Забродина. – М., 1994. – 344 с.
В пособии приведены история, теория и методика профессионального педагогического самообразования, которое в понимании автора выступает как органическая составляющая педагогической деятельности. Микропрактикумы, содержащие тексты и различные практические задания и рекомендации, помогут изучающим настоящее пособие в самопознании личностных особенностей и профессиональной склонности к работе учителя, в определении уровня сформированности самообразовательной и педагогической деятельности.
Для преподавателей вузов, педколледжей и педучилищ, студентов, слушателей системы повышения квалификации, учителей школ и учащихся педагогических классов.
2. Ответьте на вопросы:
Получили ли вы общее представление о книге?
Содержится ли в аннотации основная идея книги?
Может ли эта книга быть вам полезна? Чем?
При написании курсовых и дипломных работ могут быть полезны справочные аннотации, поскольку они представляют информацию о новейших достижениях в различных областях науки и помогают экономить время на поиск и сбор научной информации.
Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы.
Как называется работа (статья, монография)?
Где и когда напечатана?
Чему посвящена?
Какие вопросы рассматриваются в данной работе?
Кому она адресована?
В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет библиографическое описание.
Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты оригинала. Основное содержание первоисточника передаётся лаконично и ёмко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).
Задание
Прочитайте статью (на ваш выбор) из любого педагогического журнала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннотацию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведённым ниже.
Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)…
Монография вышла в свет в издательстве…
Статья посвящена вопросу (тем, проблеме)…
Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание – указать чего?)…
Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)…
В статье рассматривается (затрагивается, обобщается – что?)…; говорится (о чём?)…; даётся оценка (анализ, обобщение – чего?)…; представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чём?)…
Статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем?)…; представляет интерес (для кого?)…
Выберите статью из периодической педагогической печати. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте тезисы. Представьте работу в следующей форме:
План | Тезисы |
Литература:
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. — 304 с. - Режим доступа: http: // ibooks.ru
2. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / Валентин Иванович; В. И. Андреев. - Изд. 3-е. - Казань : Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с. - Библиогр.: с. 588-601. - ISBN 5-93962-039-7 : 100.00; 205.00.
3. Архангельский С.Н. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.- М.,1976.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на Дону: Феникс, 1999.
5. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.
6. Димитров, А.В. Учебный труд студентов и его организация [Текст]: учебное пособие / Александр Владимирович; А. В. Димитров; Моск. гос. открытый пед. ун-т. Филиал в г.Уфе. - Уфа: Полиграфкомбинат, 2000. - 111 с. - 35.00.
7. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования ‑ М. 2001
8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.
9. Попов Г.Х. Техника личной работы.- М.,1982.
10. Проблема самообразования педагога Беткер Л.М. Вестник Югорского государственного университета. 2010. № 3. С. 43-46.