Тема: Теория «свободного воспитания» в истории педагогики
Занятие 37
Тема: История педагогики и образования как область научного знания.Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в эпоху Античности
Вопросы для обсуждения
1. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
2. Проблема обучения и воспитания в трудах древнегреческих философов.
3. Осуществление преемственности древнегреческого педагогического опыта Древним Римом.
4. Становление и особенности собственно римской системы воспитания и обучения.
Методические рекомендации
Обратите внимание носило ярко выраженный классовый характер воспитания в рабовладельческом обществе и определялось общественными отношениями, которые существовали в государствах. При рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направлений получил их опыт в истории образования.
Определите коренное отличие в идеалах воспитания между Древней Грецией и Римом. Покажите вклад древнегреческих философов в проблему воспитания.
Задание
1. Подготовить рассказ об одном из учебных заведений Древней Греции или Древнего Рима.
2. Начать заполнение таблицы: Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов
Педагог, страна | Взгляды педагога | ||||||
Особенности мировоззрения педагога | Природа ребенка и его развитие | Цели и принципы обучения и воспитания | Организационные формы обучения | Основные направления и аспекты воспитания | Роль учителя и требования к нему | Что нового внес в педагогику | |
Литература:
1.Аристотель. Этика; Политика; Поэтика //Собрание сочинений: В 4-х т. -М., 1984. - Т. 4.
2.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. -М., 1998.
3.Платон. Государство //Сочинения: В 3-х т. -М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1.
4.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. -М., 1964. - Т. 3.
5.Сенека Л.А. Нравственные письма к Лукрецию. -М., 1977.
6.Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. -М., 1974.
7.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981.
Занятие 38 .
Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения
Вопросы для обсуждения
1. Христианская религия как идеологическая основа развития педагогической мысли и школьной практики в Средние века.
2. Основные типы средневековых учебных заведений и их особенности.
3. Зарождение и развитие университетского образования в Европе.
4. Особенности воспитания светских феодалов.
5. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.
Методические рекомендации
Рассмотрите, какое место занимала античная традиция и христианство в средневековом воспитании и образовании. При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведений необходимо выявить специфику различных церковных и светских школ. Обратите особое внимание на место и роль схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы. При изучении университетского образования следует обратить внимание на организационную структуру классического университета, содержание, формы и методы университетского образования и вклад этих учебных заведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.
Рассмотрите роль идей Возрождения на развитие школы и педагогики. Обратите внимание на различие конечных целей воспитания в эпоху Средневековья и Возрождения.
Задания
Подготовить сообщение о взглядах на проблемы воспитания и обучения одного из религиозных философов Средневековья.
Подготовить рассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.
Литература:
1.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. -М., 1994.
2.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. -М., 1998.
3.Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. -М., 1989-1990. - Вып. 1. - Ч. 1-2.
4.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981.
5.Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.
6.Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. -М., 1979.Мор Т. Утопия. -М., 1953.
7.Роттердамский Эразм. Похвала глупости. -М., 1991.
Занятие 39.
Тема: Педагогическая система Я.А. Коменского
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха, жизнь и деятельность Я.А. Коменского.
2. Характеристика мировоззрения Я.А. Коменского.
3. Основные принципы организации системы образования.
4. Классно-урочная система.
5. Дидактические принципы и правила.
6. Цель, задачи, средства нравственного воспитания.
7. Я.А. Коменский и современность.
Методические рекомендации
Рассмотрите педагогическую теорию Я.А. Коменского. Основное внимание обратите на важнейшие вопросы воспитания и обучения (идея всеобщего обучения; принцип единой школы; возрастная периодизация и система образования; содержание образования на разных возрастных этапах; классно-урочная система; дидактические принципы и правила; методы и средства нравственного воспитания; требования к учителю и др.). Охарактеризуйте идеи Я.А. Коменского нашедшие воплощение в современной школьной практике
Задание
Законспектировать:
Я.А. Коменский. Великая дидактика. Главы ХVI-ХIX, ХХVI (Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. -М., 1981.).
Литература:
1. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика, 1993, № 5, с.86-88.
2. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика, 1992, № 5-6. С.81-85.
3. Коменский / Сост. И.Д. Чечель. -М., 1996.
4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. -М., 1987.
Занятие 40.
Тема: Теория «свободного воспитания» в истории педагогики
Вопросы для обсуждения
1. Ж.-Ж. Руссо о свободном и естественном воспитании.
2. Формирование теории свободного воспитания в педагогической практике Л.Н. Толстого.
3. Роль воспитателя в педагогических теориях Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.
4. Влияние теории свободного воспитания на развитие современной педагогической мысли.