Тема: Теория «свободного воспитания» в истории педагогики

Занятие 37

Тема: История педагогики и образования как область научного знания.Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в эпоху Античности

Вопросы для обсуждения

1. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

2. Проблема обучения и воспитания в трудах древнегреческих философов.

3. Осуществление преемственности древнегреческого педагогического опыта Древним Римом.

4. Становление и особенности собственно римской системы воспитания и обучения.

Методические рекомендации

Обратите внимание носило ярко выраженный классовый характер воспитания в рабовладельческом обществе и определялось общественными отношениями, которые существовали в государствах. При рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направлений получил их опыт в истории образования.

Определите коренное отличие в идеалах воспитания между Древней Грецией и Римом. Покажите вклад древнегреческих философов в проблему воспитания.

Задание

1. Подготовить рассказ об одном из учебных заведений Древней Греции или Древнего Рима.

2. Начать заполнение таблицы: Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов

Педагог, страна Взгляды педагога
Особенности мировоззрения педагога Природа ребенка и его развитие Цели и принципы обучения и воспитания Организационные формы обучения Основные направления и аспекты воспитания Роль учителя и требования к нему Что нового внес в педагогику
               

Литература:

1.Аристотель. Этика; Политика; Поэтика //Собрание сочинений: В 4-х т. -М., 1984. - Т. 4.

2.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. -М., 1998.

3.Платон. Государство //Сочинения: В 3-х т. -М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1.

4.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. -М., 1964. - Т. 3.

5.Сенека Л.А. Нравственные письма к Лукрецию. -М., 1977.

6.Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. -М., 1974.

7.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981.

Занятие 38 .

Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль в Средние века и эпоху Возрождения

Вопросы для обсуждения

1. Христианская религия как идеологическая основа развития педагогической мысли и школьной практики в Средние века.

2. Основные типы средневековых учебных заведений и их особенности.

3. Зарождение и развитие университетского образования в Европе.

4. Особенности воспитания светских феодалов.

5. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.

Методические рекомендации

Рассмотрите, какое место занимала античная традиция и христианство в средневековом воспитании и образовании. При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведений необходимо выявить специфику различных церковных и светских школ. Обратите особое внимание на место и роль схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы. При изучении университетского образования следует обратить внимание на организационную структуру классического университета, содержание, формы и методы университетского образования и вклад этих учебных заведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.

Рассмотрите роль идей Возрождения на развитие школы и педагогики. Обратите внимание на различие конечных целей воспитания в эпоху Средневековья и Возрождения.

Задания

Подготовить сообщение о взглядах на проблемы воспитания и обучения одного из религиозных философов Средневековья.

Подготовить рассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.

Литература:

1.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. -М., 1994.

2.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. -М., 1998.

3.Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. -М., 1989-1990. - Вып. 1. - Ч. 1-2.

4.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981.

5.Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. -М., 1991.

6.Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. -М., 1979.Мор Т. Утопия. -М., 1953.

7.Роттердамский Эразм. Похвала глупости. -М., 1991.

Занятие 39.

Тема: Педагогическая система Я.А. Коменского

Вопросы для обсуждения

1. Эпоха, жизнь и деятельность Я.А. Коменского.

2. Характеристика мировоззрения Я.А. Коменского.

3. Основные принципы организации системы образования.

4. Классно-урочная система.

5. Дидактические принципы и правила.

6. Цель, задачи, средства нравственного воспитания.

7. Я.А. Коменский и современность.

Методические рекомендации

Рассмотрите педагогическую теорию Я.А. Коменского. Основное внимание обратите на важнейшие вопросы воспитания и обучения (идея всеобщего обучения; принцип единой школы; возрастная периодизация и система образования; содержание образования на разных возрастных этапах; классно-урочная система; дидактические принципы и правила; методы и средства нравственного воспитания; требования к учителю и др.). Охарактеризуйте идеи Я.А. Коменского нашедшие воплощение в современной школьной практике

Задание

Законспектировать:

Я.А. Коменский. Великая дидактика. Главы ХVI-ХIX, ХХVI (Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. -М., 1981.).

Литература:

1. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика, 1993, № 5, с.86-88.

2. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика, 1992, № 5-6. С.81-85.

3. Коменский / Сост. И.Д. Чечель. -М., 1996.

4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. -М., 1987.

Занятие 40.

Тема: Теория «свободного воспитания» в истории педагогики

Вопросы для обсуждения

1. Ж.-Ж. Руссо о свободном и естественном воспитании.

2. Формирование теории свободного воспитания в педагогической практике Л.Н. Толстого.

3. Роль воспитателя в педагогических теориях Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.

4. Влияние теории свободного воспитания на развитие современной педагогической мысли.

Наши рекомендации