Лекция 12.Повышение квалификации и аттестации работников школы
1 Условия создания творческого коллектива.
Технология создания коллектива самодеятельного творчества состоит из нескольких блоков.
1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.
Для этого необходимо собрать определенную информацию в том или ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:
направленности интересов (музыка, вокал, хореография, театр, прикладное творчество и т.д.);
степени массовости распространения соответствующих интересов;
заинтересованности в реализации интересов в процессе групповой деятельности;
степени готовности к занятиям по интересам в рамках учреждения.
Необходимо выявить конкретных носителей данного интереса.
Методы выявления интересов:
социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях, общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях.
беседы с работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с людьми.
В случае отсутствия интереса к данному виду деятельности, необходимо попытаться сформировать его:
провести лекцию-концерт с рассказом об определенном жанре искусства и показом концертных номеров или видеоматериалов;
пригласить в учреждение культуры аналогичный коллектив и продемонстрировать их творчество;
использовать средства массовой информации (газета, радио, ТВ) для рекламирования создаваемого коллектива;
провести выставку-презентацию;
проведение конкурсов, викторин, диспутов с устоявшейся клубной аудиторией.
2 блок. Информационный или рекламный.
Приняв решение о создании самодеятельного коллектива, необходимо широко прорекламировать данное событие. Для этого можно использовать все виды рекламы, которые можно разделить следующим образом: реклама в СМИ (пресса, радио, телевизионная и видеореклама), наружная реклама.
Самым популярным и приоритетным средством рекламирования, безусловно, является СМИ. Каждое из средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет) имеет свойственные только ему возможности и характеристики в отношении определенных общественных групп.
Реклама в прессе получила широкое распространение и по объему затрат уступает лишь рекламе по телевидению. Она намного дешевле телевизионной, но качество воспроизведения рекламных объявлений обычно невысокое.
Следующий вид рекламирования - радио. Основные преимущества радио перед другими СМИ - 24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио слушают везде, поэтому рекламные объявления охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от их расположения. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость.
Наиболее престижным средством размещения рекламы является телевидение, потому что телевизионная реклама включает в себя изображение, звук, движение, цвет, вследствие чего оказывает на рекламную аудиторию значительно большее воздействие, чем объявление в других СМИ. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной и, вместе с тем, сложной и дорогостоящей в производстве, особенно, если основывается на компьютерной графике.
Еще один вид рекламы - это наружная реклама. Преимущество ее в том, что щиты с наружной рекламой размещаются вдоль оживленных мест. Рекламное объявление в наружной рекламе обычно кратко и не может полностью дать информацию о наборе в коллектив самодеятельного творчества. Наружная реклама подразделяется на четыре типа. Первый тип - это стационарные средства наружной рекламы, которые характеризуются постоянным местом размещения. К ним относятся: щитовые установки, тумбы, объёмно-пространственные конструкции, флаговые композиции, наземные панно.
Второй тип - временные средства наружной рекламы и информации. К ним относятся следующие виды: штендеры - выносимые щитовые конструкции, реклама на временных ограждениях, "ходячая реклама" (или "люди-сэндвичи") - носимые рекламные конструкции, реклама на подъёмных воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях.
Третий тип наружной рекламы - реклама на транспорте (общественном, пассажирском, легковом, грузовом). У транспортной рекламы несколько преимуществ перед другими видами. Во-первых, она мобильна. Во-вторых, с помощью наземного городского транспорта можно сразу охватить различные группы населения. На красочные троллейбусы и автобусы обращают внимание не только пешеходы и пассажиры, но и водители автотранспорта.
Существует два вида транспортной рекламы - внутренняя и внешняя. К внутренней относится реклама в салонах городского транспорта - рекламные постеры, приклеенные внутри транспортных средств, красочные наклейки на окнах, яркие стикеры, звуковые сообщения. Это очень эффективное место для восприятия рекламной информации, т.к есть время и условия для её восприятия. Внешняя транзитная реклама размещается на боковых сторонах транспортных средств, сзади и на крышах. Внешние рекламные панели очень похожи на уличные рекламные щиты, и для их разработки используются те же принципы.
К четвёртому типу наружной рекламы относятся рекламно-зрелищные мероприятия. Это публичные акции, воздействующие как на их участников, так и на потребителей рекламы. Такие рекламные акции подразделяются по типу мероприятия - с перемещением или без перемещения по городу, в заявленном месте проведения (рекламно-зрелищные мероприятия и представления, митинги и пикеты с использованием рекламы, распространением рекламных материалов в виде буклетов, брошюр и иной печатной продукции).
Первая волна рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая - начале июня, перед каникулами и отпуском, с тем, чтобы было время обдумать информацию. Вторично реклама запускается непосредственно перед началом учебного года - в середине августа.
3 блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.
Получив информацию о создании коллектива самодеятельного творчества из СМИ, афиш, растяжек и т.п., потенциальные участники самодеятельности могут позвонить или придти в учреждение культуры, чтобы поподробнее узнать о правилах приема. Поэтому работникам культуры необходимо четко продумать встречу с ними:
установить дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;
оборудовать и красиво оформить место встречи;
проводить беседы с изъявившими желание заниматься потенциальными участниками;
оформлять приемные документы - журналы, картотеку, заявления, в которые заносятся сведения о потенциальных участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место учебы или работы, адрес);
подготовить к занятиям аудиторию, оборудование, реквизиты, методическую литературу, костюмы и т.п.;
разработать проекты организационных документов (положение о коллективе, примерный устав), организационную структуру, название.
В данный период продолжается дальнейшее распространение рекламного материала, в котором в обязательном порядке должна быть точная информация о первом сборе.
4 блок. Первая встреча руководителя с участниками самодеятельности. Организационное собрание.
Существует несколько методик приема в коллектив художественной самодеятельности.
1. Отбор по способностям. Поскольку коллектив самодеятельного художественного творчества связан с выработкой художественной продукции, такой подход вполне оправдан. Но в данном случае нарушается принцип самодеятельности и свободы выбора досуговых занятий.
2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.
Таким образом, руководителям самодеятельного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).
При проведении первой встречи с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:
ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;
объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;
выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;
составить расписание - дни и время репетиционных занятий.
права и обязанности участников коллектива;
уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.
Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.
По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.
2. Создание и развитие внутришкольной системы повышения квалификации
Система повышения квалификации становится все менее мобильной и адаптивной, поэтому слабо ориентируется на решение нестандартных педагогических ситуаций, на конечные результаты деятельности конкретного учителя, в то время как учителю нельзя ограничиваться усвоением определенной суммы знаний, необходимо овладевать умениями и навыками их использования в нетипичных производственных ситуациях. Система повышения квалификации учителей даже в масштабах области, города не может в достаточной мере учитывать специфику школ, и, следовательно, обеспечить эффективную преемственность в обучении и в разработке его направлений и форм для общеобразовательных школ различных типов. Формы повышения квалификации слабо ориентированы на конкретные интересы и потребности учителей, не всегда взаимосвязаны между собой, имеют весьма узкую направленность и результативность, а поэтому не являются целостной и адекватной инновационной системой в школе. Происходит деформация личной мотивации учителя к повышению квалификации из-за снижения социального престижа его труда, что закономерно ведет к определенному разрыву в его теоретической и практической деятельности. В результате учитель не всегда способен научно обосновать, критически осмыслить и творчески применить на практике определенные концепции, формы и методы познания, управления и конструирования учебного процесса.
Происходящие демократические преобразования в системе образования, возрастающая гуманистическая педагогика поставили учащихся в центр образовательного процесса, то есть образование сегодня является процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства и направлено на развитие индивида, его таланта, умственных и физических способностей. Поэтому каждый учитель должен опираться на идею личностно-ориентированного и индивидуального обучения учащихся. Личностная направленность образования связана с созданием необходимых условий для раскрытия и формирования самостоятельности личности, как учителя, так и ученика. В то же время, обследование 670 учащихся 2-9 классов по выявлению уровня развития мыслительной деятельности показал, что ученики выполняют задания в основном на репродуктивном уровне (60%); 17% учащихся способны выполнять задания самостоятельно, владеют аналитическими умениями, то есть работают в творческом режиме. Полученные данные позволили констатировать, что учителя недостаточно занимаются повышением квалификации, в частности, по овладению умениями и навыками активизации мыслительной деятельности учащихся.
Требуется модернизация всей внутришкольной системы повышения квалификации учителей, выбора и внедрения современных методов и форм обучения (организационно - деятельностные игры, анализ и разрешение проблемных ситуаций, проблемно - творческие группы, экспертные лаборатории и т. д.), что способствует вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность.
Современное состояние системы повышения квалификации можно оценить как кризисное и поэтому поиск оптимальных путей выхода из него -важнейшая задача всех образовательных учреждений, в том числе конкретной школы. Мы вправе предположить, что в современных условиях центр тяжести по повышению квалификации учителей должен и может быть перемещен в конкретную школу, так как именно школа позволяет наиболее оптимально учитывать повседневные интересы и практические потребности педагогов.
Переход к внутришкольной системе повышения квалификации учителей позволит снять своеобразное отчуждение процесса обучения учителей от специфических потребностей школы, то есть осуществлять его целенаправленно, предметно и содержательно, превратит методическую работу в школе в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров. Наконец, внутришкольная система повышения квалификации имеет бесспорно один из самых значительных аргументов - она дает возможность видеть конкретный результат обучения, меняющийся уровень профессиональной образованности, педагогическую и социально-экономическую значимость системы.
Внутришкольная система повышения квалификации практически не требует больших финансовых затрат: она более экономична; большинство
общеобразовательных школ располагают как материально-технической базой для обучения, так и ценным опытом учителей - методистов, творческими контактами с учеными, их навыками опытно-экспериментальной работы.
Объективной основой организации процесса обучения учителей и развития их творческого потенциала может стать именно система управления знаниями, то есть превращение школы, с одной стороны, в самообучающуюся систему, а, с другой стороны, в центр инноватики, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного, инновационного профессионального образования учителей через внутришкольную систему повышения квалификации. Ее становление и развитие как приоритетного направления в обучении педагогических кадров, не исключает их подготовку через областной институт повышения квалификации, методические городские центры, тем самым органично дополняя их.
Проблема повышения квалификации рассматривается учеными в различных аспектах: - влияние системы повышения квалификации на психологическую перестройку кадров (И.В.Блауберг, А.Ю.Панасюк, Э.Г.Юдин) - формирование профессиональной компетентности (Т.Г.Браже, Н.В.Кузьмина, Г.Н.Сериков) - роль информационных технологий в организации повышения квалификации работников образования (А.Капитанская, М.М.Поташник, Г.Н.Селевко и др.) - работа с педагогическими кадрами (В.И.Зверева, Т.И.Шамова)
3. Сущность методической работы в школе, критерии ее оптимальности, структура методической службы в школе
Начнём с выяснения сущности методической работы в школе и обратимся для этого сначала к учебникам и пособиям по школьной педагогике. Однако , определение понятия «методическая работа в школе» в них , в основном , отсутствует . Чаще всего авторы различных учебных пособий сводят методическую работу к работе методических объединений , что не соответствует назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды , в которой оказалась современная школа.
методическая работа в школе - это целостная , основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно – воспитательного процесса система взаимосвязанных мер , действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя – ведь на практике обучение и воспитание взаимопроникновенны (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием , самовоспитанием , самосовершенствованиемпедагогов ), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом , а в конечном счёте на совершенствование учебно – воспитательного процесса , достижение оптимального уровня образования , воспитания и развития конкретных школьников. Более конкретно, на наш взгляд ,отражена суть методической работы в следующем определении « Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров , выявлению наиболее ценного опыта , а также созданию собственных методических разработок для обеспечения учебно – воспитательного процесса».
задачи методической работы в школе следующие :
- оказание помощи учителям в реализации принципов и методических приёмов образования и воспитания;
- включение учителей в творческий педагогический поиск ;
- организация , изучение и обобщения передового педагогического опыта ; пропаганда лучших достижений ;
- реализация аттестационно – диагностической задачи ;
- повышение квалификации педагогических кадров .
методическая работа в школе имеет много преимуществ .
Во - первых, методическая работа в школе носит относительно непрерывный, повседневный характер .
Во – вторых , позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами , ходом и результатами реального
учебно – воспитательного процесса .
В – третьих , методическая работа в школе имеет возможность глубоко , в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей и классных руководителей ,выявлять недостатки и затруднения в их деятельности , а также ростки передового опыта , что позволяет сделать рост педагогов более управляемым процессом.
В - четвёртых , методическая работа в школе проходит в конкретном ,развивающемся педагогическом коллективе , сплочённость которого создаёт особенно благоприятные условия для постановки методической работы.
В – пятых , непосредственная связь методической работы в школе с конкретными учениками помогает сократить расстояние между обучением учителей работе по – новому и её результатами .
В –шестых , методическая работа в школе предоставляет каждому учителю реальную возможность участия в планировании , разработке и проведении конкретных мероприятий , направленных на повышение методической культуры учителя.
Содержание методической работы в школе
Вполне правомерно рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно – воспитательным процессом . Она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров . Именно поэтому содержание методической работы в современной школе должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех школ , так и конкретных для данной школы :
1) государственно – правительственные документы , постановления и приказы областного и районного Управлений образования ;
2)программа развития школы ;
3)результаты психолого – педагогических исследований , в том числе исследований по проблемам самой методической работы в школе ;
4)информация о передовом ,инновационном опыте работы ;
5)данные диагностики и прогнозирования состояния УВП ;
6)использование передового педагогического опыта;
7)творческий подход к выбору содержания и планирования методической работы .
Выделяют несколько основных направлений содержания методической работы в школе :
- методологическая подготовка ;
- частнометодическая подготовка;
- дидактическая подготовка ;
- воспитательная подготовка ;
- этическая подготовка ;
- общекультурная подготовка ;
- техническая подготовка .
Формы методической работы
Методическая работа может иметь различные формы , но сгруппировать их можно следующим образом :
1)Общешкольная работа (работа над единой проблемой школы, педагогические конференции, методические выставки, педагогические чтения ).
2)Групповая работа (школа передового педагогического мастерства , наставничество, методические объединения учителей – предметников , творческие группы , работающие над актуальной для них проблемой ).
3)Индивидуальная работа ( консультации , самообразование ).