Современные концепции воспитания 6 страница
- авторитет чванства – возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;
- авторитет педантизма – большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;
- авторитет резонерства – бесконечные назидания и наставления ребенку;
- авторитет любви – стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;
- авторитет доброты – чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;
- авторитет дружбы – стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;
- авторитет подкупа – послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.
Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.
Литература
Основная
44. Иванов, А. В. Социальная педагогика / А. В. Иванов и др. – Москва : Дашков и К, 2013. – 424 с.
45. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев – Москва : Гардарики, 2005. – 269 с.
46. Социальная педагогика : курс лекций / под общей ред. М. А. Галагузовой. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
Дополнительная
47. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. – Москва : Academia, 2001. – 159 с.
48. Извеков, И. Н. История семьи в истории Отечества: генеология в учебном процессе высшей школы / И. Н. Извеков. – Москва : Инфра-М, 2014. – 169 с.
49. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – Москва : Просвещение, 1988. – 208 с.
50. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 1989. – 255 с.
51. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2007. – 224 с.
52. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – Москва : Политиздат, 1985. – 238 с.
53. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Рисованная книга (комикс) / Ф. Энгельс. – Москва : Прогресс, 1991. – 112 с.
Лекция 1 |
Школьное дело и зарождение
педагогической мысли
на ранних этапах развития
человечества
1. Зарождение воспитания в первобытном обществе
2. Воспитание и школа в Древнем мире
1. Зарождение воспитания в первобытном обществе
Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.
Восстановление картины воспитания в первобытном обществе осложняется отсутствием серьезных источников, письменных свидетельств.
Современная мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория и психологическая теория. Представители эволюционно-биологической теории связывали воспитательную деятельность людей первобытного общества с инстинктивной заботой о потомстве, присущей высшим животным. Сторонники психологической теории объясняли происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Как писал в этой связи П. Монро, «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».
Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.
Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.
Воспитание зародилось как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Первоначально (2-3 млн. лет назад в эпоху выделения человека из животного мира) воспитание у предков современного человека выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.
Выделение человека из животного мира сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей для обеспечения и сохранения своей жизни следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Поэтому, воспитание являлось, прежде всего, частью повседневной борьбы за выживание.
Постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение приобретает черты особого вида деятельности. Изготовление и использование орудий труда, совершенствование хозяйственных связей являлись непременными условиями существования древних, что неизбежно повышало роль взрослых и побуждало их развивать воспитание как специфический род деятельности. Кроме того, мощным средством передачи жизненного опыта стала возникшая у первобытных людей речь.
Таким образом, можно предположить, что воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.
На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.
С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.
В IX – VIII-ом тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.
Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных страт – вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины – приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.
Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными воспитательными приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Например, детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Со слов родителей и путем подражания дети воспринимали информацию и опыт предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство.
Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизни и хозяйственной деятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредотачивается в руках специально назначаемых для этого лиц.
В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.
Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.
В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных противоречий ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.
Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте – раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Вследствие имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.
Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию – процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.
В книге «Психология игры» Д. Б. Эльконин, ссылаясь на исследования немецкого ученого Р. Алта, выделяет следующие характерные черты процесса воспитания детей на ранних ступенях развития общества: во-первых, одинаковое воспитание всех детей и участие всех членов общества в воспитании каждого ребенка; во-вторых, всесторонность воспитания – каждый ребенок должен уметь делать все, что умеют делать взрослые, и принимать участие во всех сторонах жизни общества, членом которого он является; в третьих, кратковременность периода воспитания – дети уже в раннем возрасте знают все задачи, которые ставит жизнь, они рано становятся независимыми от взрослых, их развитие заканчивается раньше, чем на более поздних ступенях общественного развития.
2. Воспитание и школа в Древнем мире
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до н.э.
В древних государствах Востока, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в семье. Педагогические основы воспитания были закреплены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как «Законы вавилонского царя Хаммурапи», книга «Притчи иудейского царя Соломона», «Бхагавадгита» и др.
Воспитание стало определяться общественным положением и имущественным состоянием человека. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Носителем идеалов воспитания и обучения была религия.
В эту эпоху как бы завершается дописьменный период истории человечества. Появление и развитие письменности (шумерская клинопись, египетское и китайское иероглифическое письмо, ассирийское слоговое и финикийское фонетическое письмо) – важный фактор развития как общества и культуры, так и школы и образования.
Начавшееся на исходе первобытной эпохи отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности – учителя.
Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт – школа. Появление первых школ вызвано потребностями церкви, экономическими, культурными и политическими запросами общества.
Например, в древних городах Месопотамии в этот период получили развитие 3 основных типа школ:
- жреческие школы, создаваемые при храмах – готовили служителей культа (письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, заучивание поэтических и религиозных текстов);
- дворцовые школы – для обучения детей рабовладельческой знати (элиты общества);
- школы писцов – эдуббы – «дома табличек» для обучения будущих чиновников, призванных служить на поприще хозяйственно-административного управления. Здесь изучали историю, географию, литературу, математику, зоологию, медицину, право и делопроизводство, музыку, пение.
Обучение в школе было платным, размер оплаты определялся авторитетом учителя.
Школьное образование в Древней Индии отражало кастовый строй общества.
Каста брахманов (жрецов) | Кшатрии (воины, правители) | Вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники) | Шудры (неприкасаемые) |
религиозное образование | обучение военному искусству | обучение сельско-хозяйственным работам и ремеслам | к образованию не допускались |
· Школы вед · Толь – начальная школа · Аграхар – школа повышенного уровня | - |
Прием в школу в Древней Индии рассматривался как «второе рождение», а ученичество как закономерный этап в жизни человека.
Важные перемены в школьном деле происходят с зарождением новой религии – буддизма. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую надо избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования.
Воспитание рассматривалось как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».
В Китае преобладали общинные школы, где юноши бесплатно обучались военным искусствам, религиозным песнопениям и обрядам, ораторскому искусству. Система образования также была рассчитана на детей привилегированных сословий – жрецов и аристократии. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:
· легкость,
· согласие между учеником и учителем,
· самостоятельность ребенка.
Педагогический идеал, который складывался в Китае веками, предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В программу обучения входило шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Наибольший вклад в развитие мировой педагогической мысли внес философ и педагог Конфуций (Кун-фу-Цзы – почетный учитель).
Таким образом, цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего Востока явилась одним из важнейших источников, дальнейшего развития как мировой духовной культуры, так и образования. Педагогические традиции древних государств Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого трудно представить дальнейший генезис образования в более поздние времена.
Особенности древневосточной системы образования:
- значимость семейного воспитания;
- появление различных типов общественной школы – религиозной и светской;
- сословный, привилегированный характер школьного обучения;
- появление особой уважаемой профессии – учительства.
Литература
Основная
54. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.
55. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.
56. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов. – Москва : Академия, 2010. – 208 с.
Дополнительная
57. Алексеев, В. П. История первобытного общества / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – Москва : АСТ Астрель, 2007. – 351 с.
58. Всемирная история : в 6 т. Т.1 : Древний мир / ред. кол.: А. О. Чубарьян (глав. ред) ; отв. ред. темы В. А. Головина, В. И. Уколова. – Москва : Наука, 2011. – 882 с.
59. Полякова, М. А. Проблема генезиса школы в системе институтов социализации / М. А. Полякова // Alma mater. – 2015. – № 9. – С. 57–62.
Лекция 2 |
в античном мире.
Развитие педагогической мысли
в древнегреческой философии
1. Воспитание и школа в античной Греции
2. Педагогические идеи и теории в древнегреческой философии
1. Воспитание и школа в античной Греции
Античная Греция вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Из античной Греции ведет свою историю педагогика.
Уже в трудах древнегреческих философов содержалось немало мудрых идей по вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения. Из Древней Греции ведут своё происхождение некоторые педагогические термины: школа (schola – досуг), гимназия (gimnasion – сначала общественная школа физического развития, позже школа повышенного уровня образования), педагог (paidagogos – детоводитель, поводырь) и др.
До семи лет дети воспитывались в семье под присмотром рабов-нянек, затем они получали возможность обучаться в общественных учебных заведениях, ориентированных на подготовку свободных граждан, способных в полной мере участвовать в управлении государством. Физическое здоровье считалось таким же важным делом, как и успехи в овладении школьными дисциплинами.
Школы были небольшими − 20-50 человек. Занимались одновременно дети всех возрастов с одним учителем. Все предметы делились на три группы. Первую вел учитель – грамматик, который учил чтению, письму и арифметике. Знания дети усваивали со слов учителя, очень много запоминали наизусть (например, отрывки из поэм Гомера), так как образованный мужчина должен был в беседах цитировать великих поэтов. Писать учились на вощеных дощечках специальной палочкой, заостренной с одной стороны – стило. Для упражнений в счете (четыре арифметических действия) использовали камешки и другие подручные средства, позже этой цели служила специальная доска – абак. Музыку и поэзию преподавал кифаред. Пению учили с голоса в унисон, сопровождая игрой на кифаре или лире. Педотриб учил танцам и атлетике.
Расцвет школьного дела и педагогической мысли в Древней Греции связан с культурой городов-полисов (VI−IV в.в. до н.э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Образованность считалась важным и неотъемлемым качеством достойного гражданина полиса.
В Древней Греции сложились две полярные системы воспитания и обучения: спартанская и афинская.
Спартанская система воспитания
Цель – подготовка физически крепких, стойких, закаленных, выносливых воинов.
Возраст | Характер, среда воспитания | Содержание воспитания |
До 7 лет | Семейное | Нравственное и физическое воспитание |
7–18 лет | Государственное (вне семьи), в агеллах под руководством пайдонома. 14 лет – посвящение мальчиков в эйрены –членов военной общины | Физическое: закалка, бег, прыжки, метание диска, копья, борьба, рукопашный бой. Умственное: овладение чтением, письмом, лаконичной речью. Музыкальное – песни, мотивы преимущественно боевого, воинственного характера. Нравственно-политическое: воспитание патриотизма, мужества, выносливости, овладение наукой побеждать; безжалостное, презрительное отношение к рабам; осуждение пьянства. |
18–20 лет | Перевод в группу эфебов | Несение военной службы, постоянная военная подготовка |
Девушки в Спарте, как будущие матери воинов, воспитывались наравне с мужчинами физически здоровыми и дисциплинированными. Они учились чтению, счету, письму, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, прыжки), а также музыкой, пением и танцами.
Афинская система воспитания
Цель – всестороннее гармоническое формирование личности.
Ø Цель воспитания и образования в Афинах определялась понятием «калокагатия» («калос» – красивый, благородный, «агатос» – прославлять, величать), что означало совокупность добродетелей, характеризующих всестороннее интеллектуальное развитие и культуру тела.
Возраст | Характер, среда воспитания/учебные заведения | Содержание воспитания |
До 7 лет | Семейное, домашнее | |
7-14 лет | Начальное образование (частные школы) Школа грамматиста, мусическая школа (школа кифариста) | Чтение, письмо, счет. Литературно-эстетическое образование: изучение произведений древнегреческих поэтов и философов, мелодекламация, пение, игра на струнных инструментах. Нравственное воспитание. |
13-16 лет | Палестра – гимнастическая школа/школа борьбы | Цель – развитие культуры тела. Физическое воспитание: бег, прыжки, борьба, метание диска, копья, плавание, фехтование. |
16-18 лет | Гимнасия, академия, ликей, киносарг – общественные учреждения повышенного уровня образования | Философия, политика, литература, гимнастика |
18-20 лет | Эфебия –общественное учреждение высшего уровня образования | Физическое (верховая езда, стрельба из лука и катапульты и др.), военное (строительство укреплений, несение службы в городских гарнизонах и т.п.) и политическое воспитание. |
Для девочек афинская традиция предусматривала исключительно домашнее воспитание. Женское воспитание заключалось в подготовке к ведению домашнего хозяйства. В семье они также получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.
Древнегреческая цивилизация дала миру немало философов, в трудах которых были сделаны первые педагогические обобщения: Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.
2. Педагогические идеи и теории в древнегреческой философии
Сократ (470-399 г.г. до н.э.)
- высказал идею о важности самопознания;
- внедрил в практику метод эвристической беседы;
- считал, что главной целью воспитания человека должно быть нравственное самосовершенствование.
Ø «Могучие духом …., если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми»
Ø «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может»
Ø «Познай самого себя»
Демокрит (460-370 г.г. до н.э.)
- выдвинул идею природосообразности «каждый человек – микрокосмос»;
- обосновал значимость трудового и нравственного воспитания;
- подчеркивал важность и ответственность родительского воспитания;
- раскрыл значимость процесса воспитания – «тяжкий, но благородный труд учителя/воспитателя»;
- впервые систематизировал и изложил рекомендации учителю по воспитанию ребенка
Ø Воспитанный человек – тот, который «хорошо мыслит, хорошо говорит, хорошо делает»
Ø «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы …; воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую природу)»
Ø «Многие всезнайки не имеют ума; должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума»
Ø «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике …»
Платон (427-347 г.г. до н.э.)
- подчеркивал важность воспитания – это «есть важнейший фундамент всей жизни человека»;
- предостерегал о влиянии разных факторов на воспитание (воспитание есть могучий, но не всесильный способ формирования личности, т.к. окружающий мир противоречив (добро — зло, свет — тень))
- необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (= «платоническая любовь»);
- создал свою идею всестороннего образования;
- провозгласил принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения;
- высказал идею игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.
Ø «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»
Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)
- обосновал идею гармоничного воспитания;
- разработал возрастную периодизацию воспитания;
- сформулировал идею развития личности ребенка – высших сторон души – разумной, волевой; выработка добродетели: такого поведения, при котором человек избегает крайностей;
- исключал физический труд из системы воспитания;
- считал, что для всех граждан нужно одинаковое воспитание, а забота о воспитании – дело государства.
Ø «Ко всему приучать непосредственно с пеленок»
Ø «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые достойную жизнь»
Ø «Воспитание тела способствует воспитанию духа»
Литература
Основная
60. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.
61. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.
62. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов. – Москва : Академия, 2010. – 208 с.
Дополнительная
63. Немировский, А. И. История древнего мира. Античность / А. И. Немировский. – Москва : Русь-Олимп, 2007. – 927 с.
64. Полякова, М. А. Проблема генезиса школы в системе институтов социализации / М. А. Полякова // Alma mater. – 2015. – № 9. – С. 57–62.
Лекция 3 |
в Древнем Риме
1. Воспитание и школа в Древнем Риме
2. Педагогические идеи и теории в древнеримской философии
1. Воспитание и школа в Древнем Риме
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание – «каждому был учителем его собственный отец», «вся наука из родного дома». Семья отвечала за нравственное и гражданское становление своих детей.
С проникновением в Рим эллинистической культуры в III – II в.в. до н.э. происходит становление школьной системы образования свободных граждан.
Еёцель– подготовка активного и дисциплинированного члена общества, патриота, политика с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, храброго, выносливого воина, расчетливого и независимого рабовладельца.
Обучение дети получали в зависимости от достатка родителей. Школы низшей ступени находились, как правило, в неприспособленных помещениях. Обычно в школе была всего одна комната, в которой находилось 12-15 человек детей разного возраста. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко практиковались физические наказания.