Современные концепции воспитания 5 страница
Социальная забота, защита и развитие ребенка осуществляются в государственных учреждениях, общественных организациях, индивидуализированных формах самопомощи людей друг другу.
Первое направление – это государственная система учреждений, которая включает:
- систему учреждений, специально открываемых для разных категорий детей, лишившихся по какой-либо причине родителей, в которых дети могут получить постоянный (дом ребенка, детский дом, интернат и др.) или временный (приемник, социальная гостиница) приют;
- система учреждений, осуществляющих помощь в социально-педагогическом сопровождении детей с проблемами (центр психолого-педагогического, медико-социального сопровождения, городская консультация, телефон доверия и др.);
- учреждения, защищающие право ребенка на образование («открытая» школа, создание новых типов учебных заведений, работающих с ребенком по индивидуальной программе и др.);
- учреждения дополнительного образования (дома творчества, студии, военно-патриотические клубы и др.).
Втрое направление – создание новых форм учреждений, скорой социальной помощи, оказываемой на улицах города беспризорникам, наркоманам и другим детям, нуждающимся в помощи (подвижные палаточные, автобусные «городки»).
Социальная забота, защита и развитие ребенка входят в круг основных обязанностей социального педагога. Такая должность в образовательных учреждениях была введена в нашей стране в 1991 году. Должностные обязанности социального педагога определяются квалификационными характеристиками, которые конкретизируются в зависимости от типа учреждения и категории детей. К основным функциям социального педагога относят: посредническую, коммуникативную, стимулирующую, воспитательную, социальной защиты и др.
Система социально-педагогической работы включает следующие элементы:
- изучение ребенка и составление «карты личности» и «карты среды»;
- вместе с ребенком осмысливание его положения, сложившейся ситуации. Создание условий для осознания необходимости самовоспитания, самоорганизации;
- определение меры в общении с ребенком. Координация влияния школы, семьи и сверстников;
- включение ребенка в социально приемлемые виды деятельности, реализация системы методов педагогического воздействия и взаимодействия;
- организация посредничества между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями.
Литература
Основная
36. Иванов, А. В. Социальная педагогика / А. В. Иванов и др. – Москва : Дашков и К, 2013. – 424 с.
37. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев – Москва : Гардарики, 2005. – 269 с.
38. Социальная педагогика : курс лекций / под общей ред. М. А. Галагузовой. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
Дополнительная
39. Гурьянова, М. П. Социальная педагогика и ее взаимосвязь с жизнью / М. П. Гурьянова // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 81–87.
40. Мардахаев, Л. В. Социализация и социономия: социально-педагогический подход / Л. В. Мардахеев // Alma mater. – 2015. – № 4. – С. 5–8.
41. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2007. – 224 с.
42. Плоткин, М. М. Социально-педагогическая защита прав детей в России / М. М. Плоткин // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 51–59.
43. Тагунова, И. А. Категории «воспитание» и «социализация» в современных западных исследованиях / И. А. Тагунова // Педагогика. –2015. – № 3. – С. 103–114.
Лекция 3 |
институт и институт воспитания
1. Семья, ее возникновение и развитие
2. Факторы риска современной семьи
3. Семья как микросреда развития детей
1. Семья, ее возникновение и развитие
Семья – это и результат, и творец цивилизации.
«Семья − особая активная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность».
(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. − М.: МарТ, − 2005. − С.305.)
Семья − основанная на браке или кровном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Является социальным институтом, осуществляющим функцию воспроизводства новых поколений.
(Педагогический энциклопедический словарь. − М.: Большая Российская энциклопедия, − 2002. − С. 257.)
В истории человечества сменилось немало общественного регулирования отношений между полами.
Первобытное стадо – неупорядоченная форма отношений.
Первобытное общество – появление табу (запрет), на браки между родителями и детьми, родственниками.
Род – групповой брак.
Экзогамия – запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит и в брак) только с членами другого рода.
К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которое включает полигинию – многоженство, полиандрию–многомужество
Дети принадлежат всему роду и воспитываются родовой коммуной.
На смену групповому приходит парный брак. Его целью наряду с регулированием половых отношений становится создание семьи, содержание и воспитание семьи.
Семья имеет юридическое оформление. Довольно долгое время единственным органом, осуществляющим это оформление, была церковь. Почти все виды религий «работали» на семью. С начала ХХ в. пошло на спад влияние религии на семью. Главная разрушительная сила – сексуальная революция. Появились новые формы – юридический брак.
Можно выделить следующие типы семей.
Таблица 1
Типы семей
По количеству брачных партнеров |
Моногамная (1 мужчина, 1 женщина) | Полигамная |
Полиандрия (многомужество) | Полигиния (многоженство) |
По количеству поколений, представленных в семье |
Патриархальная (несколько поколений) | Нуклеарная (родители и дети) | Бинуклеарная (4 родителя) |
Неполная (развод, вдовство) | Материнская (внебрачное рождение детей) |
С точки зрения права |
Зарегистрированный | Гражданский |
По общественным нормам |
Патриархальный (традиционный) | Современный (эгалитарный) |
Коллективистская (общественные и домашние дела вместе) | Индивидуалистская (работа важнее) |
Альтернативные |
Гомосексуальные семьи |
Открытый брак |
Свининг (swinging-англ. – качающийся, колеблющийся) временный обмен сексуальными партнерами |
Групповой брак |
Двухшаговый брак – контракт на несколько лет, затем его прекращение |
Благополучные семьи |
Неблагополучные семьи |
Семья выполняет несколько функций.
Таблица 2
Функции семьи с точки зрения общества и индивида
(по М. С. Мацковскому)
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая подготовка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Досуговая | Организация рационального досуга | Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи | Формирование и поддержание правовых и моральных норм. |
Социально- статусная | Представление определенного социального статуса членам семьи | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
2. Факторы риска современной семьи
Один из истоков кризиса – снижение социологического возраста. (хронологический, биологический, психологический, социологический)
И. С. Кон указывает на разницу между биологическим и социальным возрастом. В условиях роста городов идет снижение форм социального контроля – меняются нравственные ориентиры. Чувство взрослости проявляется в закрытой от взрослых сфере жизни.
Урбанизация, акселерация, НТР, усложнение процессов воспитания, большая, чем прежде, автономия подростков и юношей от родителей, женское равноправие, большая доступность информации по вопросам пола и появление эффективных контрацептивов (противозачаточных средств) способствуют более раннему началу половой жизни и либерализации половой морали.
Исходные условия формирования семьи находятся в кризисе (жилье, материальное обеспечение, социально-психологическая готовность). Существует психологический дисбаланс супругов. Ролевые функции в семье неодинаковы: количество ролевых обязанностей у женщин больше.
Институт социологии (г. Москва) в течение нескольких лет совместно с отделением исследования семьи университета штата Миннесота (США) проводит исследования по выявлению особенностей отечественной и американской семьи. В итоге было сформулировано пять основных отличий.
1. Очень сильно отличается добрачное поведение молодежи, и отношение к выбору будущего супруга.
Результаты, полученные в нескольких городах, свидетельствуют о том, что только 50% женщин и 65% мужчин абсолютно уверены в успехе будущего брака в тот день, когда они подают заявление на регистрацию брака. А 15% женщин и 10% мужчин абсолютно уверены в том, что их брак окончится через какое-то время разводом.
В США – уверены в своем браке 80-90%.
2. более серьезное отношение к выполнению ролей мужчины и женщины в США, на западе, чем у нас. К примеру выпускается 26 только профессиональных журналов по проблемам брака и семьи, основной вопрос на который должны ответить мужчины и женщины:«Чего вы хотите?»
3. Это проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Наши родители постоянно ориентированы на то, чтобы дети избегали ошибок, американцы - на независимость, самостоятельность.
Жесткость, авторитарность отношений родителей с детьми – выразительная особенность наших семей.
4. Различия в семьях 40-50 лет, в США у 45-50 лет возникает эффект «пустого гнезда», когда супруги остаются одни - без детей. Литература советует, чтобы такие родители занялись собой, особенно женщины, чтобы они вернулись в свои 20 лет. У нас эффекта «пустого гнезда» как правило не возникает, потому что дети вынуждены жить вместе с родителями.
5. Поведение людей после развода.
По результатам шкалирования, у американцев развод устойчиво занимает второе место. После смерти близкого человека. Широко распространена практика специальных консультаций, которые ориентированы на реабилитацию после развода, выпускаются специальные журналы, помогающие людям найти свое место в жизни. Формируется отношение ко второму браку.
3. Семья как микросреда развития детей
На формирующуюся личность в семье оказывают влияние много-численные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят следующие.
Субкультурные – факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи:
- состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
- кровно-родственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);
- жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
- морально-психологический климат семьи (его своеобразие) фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.
Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку:
- собственный опыт семейного воспитания;
- педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей;
- готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.;
- уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
- авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
- родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка,
- родительская нелюбовь;
- отношение родителей к воспитанию ребенка.
Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:
- уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;
- преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);
- умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
- управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д. и т.п.;
- создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;
- воспитание избирательности в отношении к среде, людям;
- динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;
- приобщение к труду, самообслуживанию – трудовое воспитание;
- умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания.
«Детский» фактор − своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания:
- своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);
- особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).
Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности.
Семейное воспитание – это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).
В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить следующие:
а) статусное:
- гражданское воспитание – воспитание гражданина – человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам;
- светское воспитание – воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета – «требованиям света»;
- элитарное воспитание (от фр. elite – элита, наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) – воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека для социального предназначения – царских особ, князей и пр.);
- маргинальное воспитание (от лат. marginalis – находящийся на краю) – воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и нравственных традиций.
б) социального назначения:
- национальное воспитание – воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности – представителя определенной нации;
- религиозное (конфессиональное) воспитание – воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;
- интегральное воспитание – воспитание, основанное на межнациональном опыте, имеющее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;
- классовое воспитание – воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу, которое обосновано отношением к средствам производства, труду, людям;
- партийное воспитание – воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания – научного, религиозного и пр.
в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) − способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг к другу чувств:
- авторитарное воспитание (от фр. autoritaire – властный) – воспитание властное (часто не признающее и не прислушивающееся к чужому мнению, уверенное в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;
- либеральное (анархическое) воспитание (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;
- гуманистическое воспитание (от лат. humanus – человеческий) –воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;
- демократическое воспитание (от греч. demos – народ и kr'tos – власть) – воспитание человека, приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
- инфернальное воспитание (от лат. infernalis – находящийся в аду) — воспитание человека, одержимого бурными страстями, демонического;
- плюралистическое воспитание (плюрализм – проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) – воспитание человека, способного проявлять в своей деятельности и общении широкую эрудицию и гибкость, терпимо относиться к другим мнениям, суждениям, взглядам;
- прагматическое воспитание (от греч. pragma — действие) – воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно тех качеств, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом является человек-прагматик – практико-ориентированный, деловой человек, преследующий в своей деятельности, поведении и общении только те интересы, которые имеют для него жизненно важное значение;
- творческое воспитание (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) – воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.
г) по направленности содержания – умственное, нравственное и т.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики.
На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.
Семейные взаимоотношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):
- диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;
- опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений;
- она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам;
- мирное сосуществование – позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей;
- сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).
Особо необходимо выделить взаимоотношения родителей с взрослыми детьми. Позиция здесь может свестись до двух крайностей.
· Когда родители начинают деспотично навязывать свои мнения, суждения, оценки и решения по принципу «Делай как я».
· Когда родители начинают попросту побаиваться умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними.
Проблемы жестокости внутри семьи, в том числе и по отношению к детям – проблемы международного характера.
Каковы же причины?
· Многовековые традиции патриархального воспитания.
Ø «Домострой»: сечь надо пока оно лежит поперек лавки, потому что когда оно лежит поперек лавки, уже будет поздно».
· Долгое время существовавший культ жестокости в отношении низших социальных слоев, в отношении друг друга (крепостное право).
· Низкий уровень общей и правовой культуры.
Мотивация жестокости, по-мнению ученых, имеет 4 основных блока.
· Воспитательный блок, стремление изменить поведение детей, чего бы это ни стоило. Это проявляется через снижение умственных способностей детей. 20 лет назад умственная отсталость составляла 0,3% учащихся, а сейчас – 4%. Родители не могут добиться успехов этих детей в обычном коллективе и в ряде случаев избивают детей, пытаясь заставить их решать то, на что они не способны.
· Месть. Ребенку родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и просит.
· Разрядка на более слабых членах семьи от стрессового состояния, вызванного внешней ситуацией. Стрессовое состояние родителей, доведенных до отчаяния тем, что происходит в магазинах, в транспорте, на производстве
· Избиение происходит ради избиения, человек получает удовольствие от самого факта издевательства над ближним они составляют 10% случаев.
Значительную долю ответственности за создавшееся положение несут учебные заведения, демонстрирующие образцы жестокости (школы-интернаты, 80% фактов жестокости в школе приходится на учителей без высшего педагогического образования).
Следующая проблема − это бегство детей. Растет число дромоманов (человек склонный к перемещению – бродяга, бомж).
По примерным оценкам различных ведомств, ежегодно у нас сбегают 150-160тыс. детей.
Детоубийство. В год в среднем совершается 300-400 убийств новорожденных детей по стране. С правовой точки зрения, такое явление может квалифицироваться в Законе как убийство при отягчающих обстоятельствах. Вместе с тем, несмотря на видимое варварство этих преступлений, речь идет, как правило, о действиях женщины, находящейся в стрессовом состоянии, не полностью вменяемой, а иногда, не видящей выхода из создавшейся ситуации.
Пьянство. Не все дети алкоголиков одинаково оказываются пораженными этим заболеванием. Это зависит от степени, т.е. серьезности заболевания, типа родителей-алкоголиков и индивидуальной восприимчивости ребенка.
Ученые высказывают предположение, что те, кто вырос в семьях алкоголиков или наркоманов, в своем большинстве воспримут вполне предсказуемые модели, и при отсутствии определенного лечения передадут эти модели своим детям в процессе воспитания.
Проявление низкой самооценки взрослых детей-алкоголиков зависит в основном от роли, которую они сыграли в своих семьях.
Условно можно выделить четыре группы:
«Герой» семьи. На людях они всеми силами стараются показать себя с лучшей стороны. Постоянное стремление «героя» нравиться и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие «герои и другие дети алкоголиков уверены в себе условно, как бы говоря: «я хорош, если…»
«Козлы отпущения». Проявляются в агрессивном поведении. Часто готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой. Несмотря на их желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.
«Потерянные дети». Часто застенчивы и замкнуты. Подобно «герою», «потерянные дети» могут быть очень талантливыми и творческими, но не умеют радоваться своим успехам, даже вместе с другими.
«Фамильный талисман». Постоянно стремится привлечь к себе внимание своим юмором, нежностью, болезненностью и т.д. «я очень страдаю» - это его способ самовыражения. Как правило, такое поведение может вызвать негативную реакцию со стороны семьи, и, таким образом вместо облегчения происходит лишь усугубление страданий.
Авторитет родителей – это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.
Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:
- авторитет подавления – повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
- авторитет расстояния – родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;