Современные концепции воспитания 9 страница

В результате нашествия монголо-татар (1237-1441) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие церкви и монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.

Литература

Основная

1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.

2. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.

3. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов – Москва : Академия, 2010. – 208 с.

Дополнительная

1. Фортунатов, В. В. История : [учеб. пособие для вузов] / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 463 с.

2. Фортунатов, В. В. Отечественная история : для гуманит. вузов : [учеб. пособие по дисциплине "Отечеств. история" для вузов неист. спец.] / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 349 с.

современные концепции воспитания 9 страница - student2.ru

Лекция 8
Воспитание и обучение
в московском Русском
государстве XIV–XVII вв.
Педагогическая мысль
средневековой Руси

1. Воспитание и обучение в московском Русском государстве
(XIV–XVII вв.)

2. Педагогическая мысль средневековой Руси

1. Воспитание и обучение в московском Русском
государстве (XIV–XVII вв.)

B истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV-XVI вв. и XVII столетие. Между этими этапами существует тесная связь.

Воспитание русского средневекового человека происходило, прежде всего, в семье и при общении с наставниками (приходские священники, книжники-монахи). Вплоть до конца XVI в. регулярная школа была необязательной. Грамотность рассматривалась как некий элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами. Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты – мирских людей различных профессий, владевших грамотой: книжные писцы, иконописцы, государственные и площадные подьячие и пр.

Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв. оставался весьма низким. Система специального повышенного образования до XVII столетия практически отсутствовала.

Между тем в XVI в. Московское государство включается политическую и экономическую жизнь Европы => возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования.

Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, открылась в Москве в конце XVI в. при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине XVI в. обозначился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551) постановил «учинити училища» в домах священников, дьяконов и дьячков. В Москве и других исконно русских городах, а также во вновь завоеванных землях (Казань, Астрахань) при монастырях открывались школы грамоты.

В школах учились только мальчики. Дети сначала усваивали азбуку, заучивали слоги; затем читали по букварю отдельные слова и фразы; после этого приступали к чтению Часослова и Псалтыри – главных учебных книг.

Обычно учились по рукописным книгам. Например, использовался богато иллюстрированная Псалтырь Федора Климова(XV в.). В ней было множество рисунков, отражавших реальную жизнь. По манере исполнения рисунки напоминали детский лубок.

Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров(1510-1583). По «Азбукам» Федорова могли заниматься дети и взрослые.

Со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Появляются учебные заведения повышенного образования. Их эволюция происходила в условиях столкновения греческой (византийской) и латинской (западноевропейской) педагогических традиций.

В 1649 г.при Чудовом монастыре в Москве по инициативе Арсения Грека открывается первая греко-латинская школа.

Содержание обучения в греко-латинских школах включало:

· славянскую грамматику,

· предметы тривиума,

· латинский и греческий языки,

· риторику,

· философию.

1649 г. – основание Ф.М. Ртищевым (окольничий, воспитатель царя Алексея (1626 – 1673)) училища при Андреевском монастыре (руководитель училища – Епифаний Славинецкий).

В 60-х гг. XVII в. Симеон Полоцкий основал школу Спасского монастыря. После его смерти в 1686 г. школой руководил Сильвестр Медведев. Здесь обучали грамматике, риторике, логике, физике, богословию, латинскому языку будущих чиновников.

В 1681 г. открывается Типографское училище –первая государственная школа повышенного образования, основана в Москве поинициативе царя Федора Алексеевича.

В 1684 г. в школе насчитывался 191 ученик, из которых 28 – занимались греческим языком. В 1685 г. эти цифры выросли соответственно до 233 и 67. Греческий язык изучали в старшем классе: осваивали умения читать и понимать тексты, усердно прорабатывали грамматику. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией.

1685 г. – открытие школы в Богоявленском монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихудами (греческие монахи, выходцы Падуанского университета (Италия).

В 1687 г. основано учебное заведение нового типа – Славяно-греко-латинская академия.

Преподавание в Славяно-греко-латинской академии сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала программу латинской городской школы. «Привилегиями» (уставом) Академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни, греческого языка и др. светских наук.

Ø «Благодаря Академии русские примирились с мыслью о пользе науки»

С. Смирнов, русский историк.

В Академии было 8 основных классов и один подготовительный. В академии обучалось от 250 до 600 учащихся самого различного происхождения. Учение отдельных школяров растягивалось на 20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Братья Лихуды ввели преподавание латинского языка, схоластический метод, преподавание риторики, логики и физики по Аристотелю. Ими были составлены учебные пособия на греческоми латинском языке по грамматике, пиитике, риторике, психологии, физике.

Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело: Ф.Ф. Поликарпова, Н. Головина, П. Рогова. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь.

В Академии получили образование А. Кантемир, К. Истомин, Л. Магницкий, М. Ломоносов и др.

Академия сыграла важную положительную роль в развитии отечественного просвещения.

В целом на рубеже XVII – XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. В прошлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей.

Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. Вместе с тем подавляющая часть населения пребывала в невежестве.

2. Педагогическая мысль средневековой Руси

Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV – XVI вв. – «Пчела»,«Домострой» и др.

«Домострой» – по-славянски «дому строитель», представляет собой книгу наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду: «Наказание от отца к сыну», «Kaк чтить детям отцов своих...», «Как детей своих воспитывать», «Како дети учить...» и др. Сохранились различные тексты «Домостроя»; составитель одного из них – священник Благовещенского собора Сильвестр (середина XVI в.).

Ø «Наказывай детей в юности – успокоят тебя в старости твоей»

Ø «Любить детей и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь»

Ø «Чада, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем…»

Ø «тем, кто старше тебя – честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших – люби как детей: никакому созданию Божию не будь лиходеем»

«Домострой» требовал воспитывать детей в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них. В нем перечислялись запреты, которые должны соблюдать дети и взрослые: «не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать, не бражничать, не помнить зла» и другие. «Домострой» требовал воспитания таких добродетелей, как мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость, уважение старших, повиновение наставникам, любовь к родине и др.

Основными способами воспитания в «Домострое» признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе и физические («воспитати во всяком наказании»).

«Пчела» (XIV–XV bb.) – сборник морально-этических правил жизни в виде афоризмов, пословиц, поговорок.

Ø «Копающий яму под ближним своим упадет в нее»

Ø «Рана от верного друга достойнее, чем поцелуи врага»

Ø «Всем угождать зло»

Ø «Уча, учи поступкам, а не словам»

Ø «Учение имеет корень горький, а плод сладкий» и пр.

Заметный вклад в развитие российского образования и педагогической мысли XVI–XVII в.в. внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Василий Бурцев, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др.

Они провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей: «все есть дети Адамовы» (И.С. Пересветов); «равно всем даны солнце, луна, звезды» (И. Федоров и П. Мстиславец). Русские педагоги интересовались школьно-педагогическим опытом Византии и Западной Европы, знали о школе Витторино да Фельтре (Дм. Ралев), использовали идеи Яна Амоса Коменского.

Литература

Основная

1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.

2. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.

3. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов – Москва : Академия, 2010. – 208 с.

Допонительная

1. Фортунатов, В. В История : [учеб. пособие для вузов] / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 463 с.

2. Фортунатов, В. В. Отечественная история : для гуманит. вузов : [учеб. пособие по дисциплине "Отечеств. история" для вузов неист. спец.] / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 349 с.

современные концепции воспитания 9 страница - student2.ru

Лекция 9
Школа и педагогика России в XVIII в.

1. Государственный период русской педагогии Петровской эпохи.

2. Реформы и состояние образования во второй половине XVIII в.

Государственный период русской педагогии Петровской эпохи

Серьезные изменения в общественно-политической и культурной жизни России в XVIII в. привели к созданию первых светских школ. Их открытие связано с именем Петра I.

Принципы организации школ:

· государственность;

· профессионализм и энциклопедичность;

· принудительность, строгая дисциплина.

В1701 открывается в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне, директором которой определен английский профессор Г. Фарварсон.

Содержание учебной программы: арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, география =>практическая направленность.

До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учились читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. Возраст учащихся – от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служивых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

1701– создание в Москве школы навигацких наук, директор – Леонтий Филиппович Магницкий, русский просветитель, автор первого учебника по математике.

Школы ставили своей задачей подготовку офицерских и инженерных кадров.

1705– для специальной подготовки специалистов по иностраннымязыкам в Москве учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк. Здесь обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам, а также изучали философию, историю, арифметику, географию.

В1707при военном госпитале в Москве была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся.

В1712учреждены инженерная и артиллерийская школы.

Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Были организованы светские элементарные школы с математическим уклоном – цифирные школы, церковные архиерейские школы для детей духовенства при домах архиреев, семинариумы – 8-летние средние духовные учебные заведения. Дети солдат обучались в гарнизонных школах.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII века, обучали на русском языке. Была усовершенствована русская азбука. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов («Букварь» Федора Поликарпова, «Юности честное зерцало» и «Первое поучение отрокам» Ф. Проколовича, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого).

В1715в Петербурге организована Морская Академия –военно-учебное заведение, где готовили к морской службе.

С 1721при сибирских заводах стали создавать горные училища.

В 1721 проведена реформа архиерейских школ по «Духовному регламенту» Феофана Прокоповича».

Важной вехой в истории российского образования стало открытие в 1725 г. Академии наук – важного научно-просветительского центра.

В ее состав входили университет и гимназия.

Программа гимназии включала такие предметы, как: русский язык, латинский язык, иностранный язык, словесность, математика, история.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Но расширилась сеть семинариумов.

Представители дворянства тяготились введенной Петром Алексеевичем учебной повинностью. Поэтому едва ли не единственной заботой государства после его смерти явилась организация обучения для дворян. В1737новыми указами дети дворян были освобождены от учебной повинности, им также предоставлялось право на домашнее обучение.

Появились учебные заведения нового типа.

В 1731в Петербурге было учреждено первое учебное заведение закрытого типа для знати – Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников.

1759 – открытие Пажескиго корпуса в Петербурге.

Основная черта всех открывшихся учебных заведений – сословный характер.

В 1755 г. в Москве благодаря усилиям M.В. Ломоносова был открыт университет с двумя гимназиями – дворянской и разночинской. Университет имел светский и бессословный характер. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Вначале в нем было три факультета – юридический, философский и медицинский. Номинально университет был открыт всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Хотя дворяне в первое время побаивались посылать своих отпрысков в бессословный университет.

2. Реформы и состояние образования во второй половине XVIII в.

Периодом наивысшего расцвета школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762 – 1796).

Первые попытки создания государственной системы образования были сделаны И.И. Бецким (1704 – 1795), одним из образованнейших людей того времени, которого императрица назначила главным советником по вопросам образования (1762 г.).

Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада. Он составил доклады и Уставы, которые определили политику России в области образования – «Краткое наставление о воспитании детей»,«Генеральный план воспитательного дома» и др. Ему принадлежит проект о воспитании «особой породы людей» – идеальных дворян. По инициативе И.И Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения:

· воспитательные училища при Академий художеств (1764 г.) и Академии наук (1765 г.);

· Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (1764 г.). В институте существовала общая программа: русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки, а также курсы домоводства для менее родовитых учениц и курсы политеса для девушек из знатных семей.

· коммерческое училище в Москве (1772 г.).

Кроме этого Бецкой И.И. и другие государственные и общественные Деятели выдвинули проекты, направленные на совершенствования отечественного образования.

- Проекты И. Бецкого: об учреждении разных училищ (1764), об организации государственных гимназий (1767), комиссии об училищах (1768) и др.

- План Ф.Г. Дильтеяо создании учреждений системы начальных (тривиальных) гимназий, университетов и заведений для подготовки представителей крепостного сословия воспитателей для дворянскихдетей («рабские» или «дядские» школы).

- 1768 – проекты «Частной комиссии об училищах».

Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы – низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать за счет родителей натурой и деньгам. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение.

Низшие городские училища также устраивались на средства горожан. Школы предназначались для мальчиков и девочек. В программу входила религия, чтение и письмо.

Училища для иноверцев должно было посещать население восточных окраин. Программы планировались, аналогичные программам училищ двух первых типов.

Проекты 1760-х гг. об общественной системе образования, об учреждении и государственной поддержке городских и сельских школ остались неосуществленными из-за отсутствия средств и сложившейся социально-политической обстановки в стране.

В 80-х гг. XVIII в. идея создания общеобразовательной школы для всех слоев населения была реализована «Уставом народных училищ в Российской империи», принятом в 1786 г. активное участие в разработке этого документа принял Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814).

Согласно «Уставу...» в городах открывались малые и главные народные училища - бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви для средних слоев городского населения. Школы содержались на средства городских самоуправлений.

Малые училища (2 года) должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Содержание обучения: чтение, письмо, нумерация, история, основы граждановедения, арифметика, русская грамматика, чистописание и рисование.

Главные училища (5 лет) обязаны давать более широкую подготовку на многопредметной основе: к программе малого училища добавлялось евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. После окончания главного училища можно было поступать в университет.

Согласно «Уставу...» введена классно-урочная система; в школе появились расписание уроков, классная доска, мел, классный журнал успехов и посещаемости учеников; установлены определенные сроки начала и окончания занятий.

Число народных училищ быстро росло: к концу XVIII века из 500 городов училища имели 154. Их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек. Однако фактически этими школами не могли пользоваться дети крестьян.

Таким образом, к концу XVIII века в России был заложен фундамент развития централизованной государственной системы образования.

К концу XVIII в. относится деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818 гг.) – выдающего русского просветителя, книгоиздателя и писателя-публициста. Свои педагогические взгляды он изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей», определяя цель воспитания как формирование активной добродетельной личности. В своей работе Н.И. Новиков руководствуется идеями народности воспитания, выступает против физических наказаний. Он явился организатором типографии в Московском университете, издавал множество книг, организовал первый в России детский журнал «Детское чтиво для сердца и разума».

Заметный вклад в развитие теории и практики обучения и воспитания внесли просветители XVIII в. – И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Г.С. Сковорода.

Своеобразным манифестом русской педагогики XVIII века стал коллективный трактат профессоров Московского университета «Способ учения». В нем провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Литература

Основная

1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования / А. Н. Джуринский. – Москва : Юрайт, 2011. – 675 с.

2. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. – Москва : Академия, 2011. – 432 с.

3. Попов, В. А. История педагогики и образования / В. А. Попов – Москва : Академия, 2010. – 208 с.

Дополнительная

1. Калинина, Е. А. Первоначальное обучение детей в конце XVIII–начале XIX века / Е. А. Калинина // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 112–118.

2. Фортунатов, В. В. История : [учеб. пособие для вузов] / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 463 с.

3. Фортунатов, В. В. Отечественная история : для гуманит. вузов : [учеб. пособие по дисциплине "Отечеств. история" для вузов неист. спец.] / В. В. Фортунатов. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 349 с.

современные концепции воспитания 9 страница - student2.ru

Лекция 10
Система образования России в XIX в.

1. Система образования в России в первой половине в XIX в.

2. Система образования в России во второй половине в XIX в.

Наши рекомендации