Современные концепции воспитания 4 страница
В этот период активно начала развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. д.
20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов – как ученых, так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония им. М. Горького и др.) получили заслуженное международное признание. Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы. С 30-х годов, названных в нашей истории «великим переломом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, – писала газета «Правда», – их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта». Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям – к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрождается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в передаче личных сбережений населения на их нужды, В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.
Введение профессии «социальный педагог» в России.Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д.
В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР с 15 сентября 1990 г. В статье 7 новой Конституции России записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства» отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты; Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи»; тогда же была разработаны и по настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыле» и др.
Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.
Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.
Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. В настоящее время успешно действуют Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд, благотворительный фонд «Белый журавлик» и многие другие, которые оказывают социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам детских домов. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям. В1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внёсены соответствующие пополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии. Понятие «социальный педагог» стало привычным и вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику. Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований, как в сфере деятельности новых кадров, так и в их подготовке. Последние годы характеризуются тем, что после 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.
Мы с Вами стоим у истоков нового периода – периода профессиональной социально-педагогической деятельности. Он только начинается, но начинается не с нуля. Человечество накопило огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, создает новые технологии. Да и развитие самой российской культуры давно подготовило почву для этой профессии в различных сферах социальной деятельности.
Социальная педагогика в современных условиях политических, социальных, экономических преобразований страны, вхождения России в мировое сообщество, принятия Россией Конвенции о правах ребенка становится символом изменений, нацеленных на создание
2. Определение, объект и предмет социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах» (X. Мискес, Германия). «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер, Германия).
«Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды»(В.Д. Семенов, Россия).
Предложенное в учебнике М. А. Галагузовой понимание воспитания как части социализации и выделение в социальной практике социального воспитания, как одного из пяти видов воспитания (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным), позволяют дать иное определение социальной педагогики и ее предмета.
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.
Разделы социальной педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.
Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательного потенциала в процессе социализации. А в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества.
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания. Теория социального воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер индивидуальной помощи человеку и т.д.).
Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.
Экономика и менеджмент социального воспитанияисследуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой – экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием.
Социальная педагогика как интегративная отрасль знания.
В XX столетии педагогика в целом объективно стала отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно вXX в. получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности, возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме.
Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.
3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания
Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идей и теорий), историю воспитания (в ней идет речь о том, как складывалась практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику воспитания в зарубежных странах на современном этапе), дидаскологию.
Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной педагогиками.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.
Социальная педагогика и другие отрасли человеко- и обществознания. Философия и социальная педагогика. Философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека.
Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия социального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обнаружить те или иные философские основания.
Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.
Социология и социальная педагогика. Социология − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.
Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.
Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д.
Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные факторы развития личности. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.
Использование в социальной педагогике идей и данных других наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предостережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд социальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.
Функции социальной педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической.
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Функции социальной педагогики как интегративной отрасли знания реализуются в более полной мере, если в ней применяется принцип дополнительности.
Литература
Основная
28. Иванов, А. В. Социальная педагогика / А. В. Иванов и др. – Москва : Дашков и К, 2013. – 424 с.
29. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – Москва : Гардарики, 2005. – 269 с.
30. Социальная педагогика : курс лекций / под общей ред. М. А. Галагузовой. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
Дополнительная
31. Гурьянова, М. П. Социальная педагогика и ее взаимосвязь с жизнью / М. П. Гурьянова // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 81–87.
32. Мардахаев, Л. В. Социализация и социономия: социально-педагогический подход / Л. В. Мардахеев // Alma mater. – 2015. – № 4. – С. 5–8.
33. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2007. – 224 с.
34. Плоткин, М. М. Социально-педагогическая защита прав детей в России / М. М. Плоткин // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 51–59.
35. Тагунова, И. А. Категории «воспитание» и «социализация» в современных западных исследованиях / И. А. Тагунова // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 103–114.
Лекция 2 |
воспитание личности.
Факторы социализации
и их типология. Принципы
социального воспитания
1. Социальное воспитание и социализация личности
2. Принципы, ценности, механизмы, факторы социального
воспитания и социализации
3. Социально-педагогическая помощь детям
1. Социальное воспитание и социализация личности
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в обществе. Существует большое количество концепций социализации, которые можно условно объединить в две группы: субъект-объектный и субъект-субъектный подходы. В рамках субъкт-объектного подхода человеку отводится пассивная роль в процессе социализации. Социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В субъект-субъектном подходе человек находится в активной позиции в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.
Отечественная педагогика рассматривает социализацию как единство приспособления (социальная адаптация) и обособления (автономизация, становление индивидуальности) человека в условиях конкретного общества.
Процесс социализации можно представить как единство четырех составляющих: стихийная, относительно направляемая, относительно социально-контролируемая (воспитание) социализация и самоизменение человека.
В социальном становлении человека особая роль принадлежит социальному воспитанию как относительно социально-контролируемой социализации. Под социальным воспитанием понимается процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.
В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют особенности на различных этапах развития человека. В самом общем виде их соотносят с возрастной периодизацией жизни человека. С. И. Гессен рассматривал процесс социального становления как три этапа или ступени:
Первый этап – дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность.
Второй этап – школьный период, период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований. Важнейшим средством введения человека в мир культуры являются знания.
Третий этап – этап завершения формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я».
Средства социализации и социального воспитания весьма специфичны, они зависят от уровня развития общества, этнических традиций, особенностей культуры общества. К ним относят: способы вскармливания младенца и ухода за ним; бытовые и гигиенические условия; продукты материальной и элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания и др.
Важную роль в социальном становлении человека играют взаимодействующие с ним люди, их принято называть агентами социализации и социального воспитания. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Все они различаются по своей значимости в социализации и социальном становлении человека. Так, в младенческом периоде главным агентом социализации являются родители, в большей степени – мать. В подростковом же периоде для большинства подростков важнейшими агентами социализации становятся сверстники.
2. Принципы, ценности, механизмы, факторы социального
воспитания и социализации
В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др.
Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека.
Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.
Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека.
Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.
Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др.
Социализация и социальное воспитание человека происходит с помощью ряда «механизмов». Выделяют психологические и социально-педагогические механизмы. К психологическим относят следующие механизмы: подражание (Г. Тард), идентификация и обособление (В. С. Мухина); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер); идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин).
К социально-педагогическим А. В. Мудрик относит традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный механизмы.
Традиционный механизм (стихийное воспитание) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально для этого созданными (детский сад, школа), так и реализующими эти функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производство, средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (отец или мать, тренер, наставник и т.д.).
Социализация и социальное воспитание происходит с помощью всех названных механизмов, но их соотношение может быть различным для каждого отдельного человека на том или ином этапе социального становления.
Факторы социализации. На социализацию и социальное воспитание оказывает влияние большое количество положительных и негативных факторов. Выделяют четыре группы факторов: мегафакторы (космос, планета и мир в целом), макрофакторы (страна, этнос, общество и государство), мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения), микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные и контркультурные организации, воспитательные организации, микросоциум).
3. Социально-педагогическая помощь детям
В социальной педагогике детство рассматривается как особый период в жизни человека, характеризующийся в силу его биологической и социальной незрелости зависимостью от взрослых и требующий обеспечения условий социальной заботы, социальной защиты и социального развития.
Забота – это особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. Забота реализуется в форме физического ухода, психологического комфорта и духовного контакта. Отсутствие заботы ведет к асоциальности ребенка.
Понятие социальной защиты является производным от заботы и означает ограждение, предохранение от невзгод жизни, подготовку к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению.
Под социальным развитием понимается активное вхождение ребенка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего окружения.
Социальная педагогика, прежде всего, обращается к вопросам проблемной социализации, которая находит наиболее полное выражение в социальном сиротстве. Социальное сиротство – особое явление, характеризующееся физическим и духовным разрывом отношений между родителями и детьми. К социальным сиротам относят детей из семей алкоголиков и наркоманов; детей-беглецов или детей без определенного места жительства; детей, родители которых лишены родительских прав; детей – жертв насилия (физическое, психическое, моральное) и эксплуатации; детей-инвалидов, от которых отказались родители.