Как воздействует воспитание в ребенке тех или иных духовно-душевных процессов на его жизнь во взрослом состоянии
Духовно-душевный процесс, воспитываемый в детстве | Эффект в зрелом возрасте. |
Опыт переживания радости, симпатии, счастья и любви | Физическое тело дольше остается пластичным и гибким, легче вступает в отношения с людьми и миром. |
Удивление и восхищение | Умение любить мир. |
Находить в жизни прекрасное, умение принять что-то из любви к авторитету | Общая удовлетворенность жизнью, умение наслаждаться жизнью |
Воспитание интереса к миру | Все более сильный интерес к людям. |
Умение считать жизнь своим учителем | Наличие внутреннего стержня, который помогает жить. |
Возможность спокойно подражать | Свободное, открытое взаимодействие с миром, открытость характера. |
Самостоятельный поиск истины | Мужество и инициативность |
Восприятие религиозных образов, религиозных настроений | Склонность к религиозной терпимости и доброжелательное поведение. |
Умение молиться в детстве | Умение благословлять в зрелом возрасте. |
То, в какие игры и как играет ребенок | То, как взрослый человек относится к жизни и как он действует в различных обстоятельствах. |
Знакомство с миром растений и развитие умения любить его | Склонность к живым, подвижным понятиям |
Знакомство с миром животных и развитие умения любить его | Укрепление воли |
Увлеченность загадками мира, наполненность вопросами. | Здоровое человеческое отношение к власти и к эросу (отсутствие принуждения и зависимостей). |
Одностороннее материалистическо-механическое воспитание. Восприятие математических закономерностей без задействования эмоций. | Снижение интереса к миру |
Воспитание критически-скептического отношения к жизни (нехватка идеализма) | Предрасположенность к душевной подавленности. |
Отсутствие любимого авторитета | Предрасположенность к душевному надлому, нехватка сил для помощи самому себе, для того, чтобы «прийти в себя» |
Интеллектуальные перегрузки и перегрузки памяти в начальной школе | Склонность к скрерозу и преждевременному разрушению в области нервной системы в преклонном возрасте. |
Слишком раннее обучение критики и вынесения суждения | Склонность к холодным и жестким суждениям |
Нехудожественное, односторонне интеллектуальное образование | Предрасположенность к смещению ритма и к чрезмерному вдоху |
Поверхностное, быстро понятое знание | Склонность к раннему душевному старению, поскольку ничего не трогает человека. |
Биографический метод Б. Ливехуда как основа вальдорфской педагогики
В своих трудах голландский ученый и социальный деятель Б. Ливехуд (1905 – 1992) выявил следующие психологические законы человеческой биографии.
Фазы развития человека до 21 года
фазы развития | Подфаза развития | психические процессы, происходящие в той или иной подфазе | сфера человека мышление, чувство, воля | физиологическое обоснование |
предфаза | с 0 - 2 лет | Период органночувственного восприятия, выправление - ходьба - речь (облик грудного младенца) | нет разделения на мышления, чувство и волю. | формирование вестибюлярного аппарата) |
период физиологического созревания (0 - 7 лет) | с 2 до 7 лет | Развитие мышления. Ассоциирование содержания восприятий. | развитие мышления | формирование жизненно необходимых процессов в физиологии и нейрологии, который завершается со сменой зубов |
с 4 лет до 7 лет | Развитие чувствования, творческая фантазия, облик маленького ребенка. | развитие чувства | ||
с 5 1/2 до 7 лет | Развитие направленной воли. Школьная зрелость. | развитие воли. | ||
период психологического созревания (7 - 14 лет) | с 7 до 14 лет | Метаморфоза мышления. Замкнутый мир. мыслительных "образов" | развитие мышления | Данный период оканчивается до 14 лет, когда у ребенка возникают сексуальные потребности |
с 9 до 14 лет | Метаморфоза чувстования. Пробуждающаяся критика. Обособление я от внешнего мира | развитие чувства | ||
с 11 - 12 лет | Метаморфоза воли, предпубертат | развитие воли | ||
Факт социальной зрелости ( с 14 лет до 21 года) | с 14 лет до 21 года | Приобретение навыков синтетического мышления. | развитие мышления | заканчивается в 21 год, когда полностью сформировывается кора головного мозга |
с 16 лет до 21 года | Поиск собственного места в жизни | развитие воли | ||
с 18 лет до 21 года | Синтез в сфере воли. Социальная ответственность. Профессиональная подготовка. Созревание в мужчину и женщину. | развитие воли. |
Кризис на девятом году жизни.
1. Из книги Ф. Карлагена «Воспитание к свободе».
Виктору девять лет. Он всегда был послушным сыном и учеником. Однажды родители рассказали классному наставнику следующее. Мальчик ни с того ни с сего стал каким-то упрямым, отказывается принимать участие в традиционных воскресных прогулках и вообще ведет себя крайне сдержанно. Учитель музыки тоже жалуется. Виктор всегда был его опорой в классе, но теперь он сует флейту в рот не тем концом и устраивает всяческие шалости. Стал меняться даже его почерк, он сделался миниатюрным. Через четыре-пять месяцев этот период закончился, мальчик успокоился, перестал быть нагловатым. Бывает, что ребенок в этом возрасте, развитый в интеллектуальном отношении долго и пристально смотрит на взрослого с невысказанным вопросом: «А какой же ты на самом деле?» Может быть его взгляд говорит: «Мы тебя оценили и нашли слишком легковесным!» Поведение ребенка в этом случае может внезапно измениться, и неожиданно все его былое уважение к этому человеку пропадет.
Дети, которые чересчур часто чувствовали неуверенное поведение взрослых в отношении к ним, проявляющееся в излишней заботливости при каждом ничтожном недомогании, во внимании к любым малейшим переменам в их настроении, могут испытать кризис, внешне проявляющийся в приступах страха, порывах гнева, наглых выходках и других вызывающих формах поведения.
Бывает так, что целые классы начинают терзать своего учителя. Если раньше дети иногда просто шумели, то сегодня они проводят настоящие издевательские эксперименты. Интересно, например, посмотреть, как станет реагировать учитель, если прикрепить к потолку над тем местом, где он обычно стоит, который постепенно начнет капать? Ребята вполне сознательно комментируют или имитируют маленькие и большие слабости учителя. (Вообще для детей этого возраста характерно тайком представлять в комическом виде какие-нибудь недостатки своих товарищей и безжалостно передразнивать их). Если учитель чувствует, что поведение детей задевает его и в ответ на это сурово их наказывает, может быть иногда даже необдуманно, то могут возникать действительно сложные ситуации.
Превращение, происходящее в этом возрасте в душах детей, затрагивает их глубинную суть; при этом могут изменяться также физические особенности их тела. В качестве примера можно упомянуть, что соотношение частоты пульса и ритма дыхания в этом возрасте в какой-то степени степени совпадает с тем, которое преобладает у взрослого. Ребенок вступает в новую стадию развития (Рудольф Штейнер говорит о «Рубиконе девятого года жизни») и это наиболее отчетливо проступает в области душевной жизни ребенка.
Несмотря на то, что первоначальные, инстинктивные проблески «Я переживания» наступают значительно раньше, а именно, на третьем или четвертом году жизни, все же вплоть до девяти лет дети не в состоянии полностью отмежеваться от своего окружения достаточно сознательно. Иногда их инстинктивная потребность идентифицировать себя с животными, растениями, камнями похожа на какой-то по-детски выраженный «анимизм», более или менее сознательное стремление «одушевить действительность». Штейнер подчеркивает, что эти термины не полностью соответствуют характерному для ребенка спонтанному и необдуманному способу восприятия. Описывая восприятие действительности детьми моложе семи лет как чего-то недифференцированного, показывая, что они не в состоянии устанавливать различие между содержанием сознания у окружающих и у самих себя, а также отмечая, что в возрасте от 8 до 11 лет дети переходят от «диффузного анимизма» к реалистическому рассмотрению вещей, Пиаже фактически, хотя и не на уровне употребляемых слов, весьма близок по своей позиции к Штейнеру (см.: Петер Г. Духовное развитие ребенка в трудах Ж. Пиаже).
На протяжении первых трех лет обучения преподаватель должен учитывать это своеобразие детского восприятия, поэтому во всех его уроках Земля и Солнце, растения и животные могут разговаривать друг с другом точно также как и люди. Лишь в четвертом классе он может постепенно начать описывать вещи, такими, «какие они есть на самом деле».
Причина того, что многие дети в этом возрасте как бы снова проходят период упрямства, кроется в изменении их жизненной ситуации. Теперь они способны наблюдать за своими воспитателями с гораздо большей «бдительностью», чем раньше. Они сомневаются в авторитетах и подвергают их испытаниям не потому, что хотят от кого-то избавится, а наоборот, потому что хотят их сохранить….