Священник Александр Мень (1935 – 1990)
Отец Александр Мень был один из тех священнослужителей, благодаря которым сохранилась христианство в СССР - в стране, где религия подвергалась беспрецендентному преследованию.
Во время перестройки о. Александр был самым активным евангельским миссионером. Его живое ораторский дар и умение обращаться к сердцам людей привели к тому, что на его лекциях собирались огромное число народа. Главной темой творчества Александра Меня – это стремление сущность Христа – как прообраза, к которому должен стремится каждый христианин.
«И если мы еще раз зададим себе вопрос: в чем же заключается сущность христианства? -- мы должны будем ответить: это богочеловечество -- соединение ограниченного и временного человеческого духа с бесконечным Божественным. Это освящение плоти, ибо с того момента, когда Сын
Человеческий принял наши радости и страдания, наше созидание, нашу любовь, наш труд, -- природа, мир, все, в чем он находился, в чем он родился, как человек и богочеловек, -- не отброшено, не унижено, а возведено на новую ступень, освящено. В христианстве есть освящение мира, победа над злом, над тьмой, над грехом. Но это победа Бога. Она началась в ночь
Воскресения, и она продолжается, пока стоит мир».
Митрополит Антоний Сурожский (1914 – 2003)
Антоний Сурожский - в миру Андрей Борисович Блум – окончил медицинский факультет в Сорбонне, но всю жизнь отдал Русской православной церкви, и одно время был даже экзархом ( представителем) РПЦ за границей.
Митрополит Антоний в отличие от многих священников в русской православной церкви, считал, что слепая вера, основанная на «бабушкиных обычаях» не является правильной и призывал своих прихожан ставить вопрос о том, как человеку из своих внутренних душевных сил суметь найти Бога и установить с ним связь.
«Я настаиваю на этой теме вопрошания и сомнения и при этом намеренно разграничиваю понятия «ставить под вопрос» и «ставить вопросы….Богу нужно, чтобы его окружали не легковерные люди, но люди, готовые признать его достаточно, чтобы доверять ему порой за пределами своего ограниченного знания.» («Уверенность и вопрошание». Беседа 4 октября 2001 года.
Георг Кюлевинд (1924 – 2006)
Георг Кюлевинд, венгерский философ и последователь Р. Штейнера внес неоценимый вклад в гносеологию, превратив ее из науки о создание абстрактных теорий познания мира в науку работы над собственным мышлением. Книгу от «Нормального к здоровому» является превосходным учебником по работе над упорядочиванием процессов мышлении, что и является работой над собой.
А. А. Пинский (1956 – 2006).
Анатолий Аркадьевич Пинский, создатель вальдорфской школы, советник министра образования (1999- 2004), координатор множества проектов по модернизации российского образования внес существенный вклад и в философию, создав теорию антропоцентричного развития человеческой культуры. По его мнению развитие человеческой культуры определяется мейнстримом – главным потоком, в котором формируются основополагающие ценности людей, которым человек должен следовать в тот или иной период времени для развития цивилизации к процветанию и прогрессу.
Анатолий Пинский выделял следующие компоненты мейнстрима.
1. Ценность индивидуальной свободы.
2. Ценность межчеловеческой и межгрупповой терпимости.
3. Недопустимость насилия и агрессии.
4. Ценность собственности и материального достатка.
5. Уважение к труду.
6. Уважение к жизни
7. Недопустимость дискриминации разного рода, идея правового равенства людей.
8. Почтение перед реальным альтруизмом и жертвенностью.
9. Ощущение ценности спонтанного многообразия и соответственно, ощущение сомнительности всякого рода искусственных унификаций.
10. Переосмысление достоинства и ценности природы, экологическая идея.