Организационные требования
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Начальное техническое моделирование»
(дополнительная общеразвивающая программа
для детей 7-11 лет, 144 часа, срок реализации 1 год)
Составитель:
Кудинова Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
ГО ЗАТО п. Свободный
2013 г.
Паспорт программы
Тип программы: дополнительная общеразвивающая программа.
Статус программы: составительская программа.
Направленность: научно-техническая.
Категория обучающихся: дети 7-11 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Объём учебного времени: 144 часа.
Режим занятий: 4 часа в неделю.
Формы контроля: выставка моделей.
Пояснительная записка
Под техническим моделированием понимается один из видов деятельности, заключающийся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручной работой. Программа "Начальное техническое моделирование" составлена на основе авторской программы Котовой Н.А., направленной на развитие интереса к техническому моделированию, развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет обучающимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
Актуальность программы
Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает техническое мышление, стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа имеет научно-техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из готовых деревянных деталей, ткани и другого разнообразного поделочного материала с использованием самых разнообразных техник (конструирование, гильоширования (выжигание по ткани), выжигание по дереву, рисование красками по дереву, декупаж). Она предлагает развитие конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Цели и задачи
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель данной программы–содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству, стимулировать инновационную и экспериментальную деятельность, создать оптимальные организационно-педагогические условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с деталями из дерева, навыков работы с выжигателем, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций.
Задачи:
Образовательные:
§ формировать умение использовать различные технические приемы при работе с готовыми деревянными деталями;
§ отрабатывать практические навыки работы с выжигателем, паяльником;
§ формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами как при изготовлении простейших изделий, так и конструировании объемных макетов животных, зданий, мебели;
§ учить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;
§ осваивать навыки организации и планирования работы;
§ прививать интерес и любовь к труду;
§ формировать чувство цвета, художественного вкуса.
Развивающие:
· развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
· формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
· развивать аналитическое мышление и самоанализ;
· развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
· предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
· развивать навыки и умения при работе с тканью, древесиной;
· развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
· формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
· развивать терпение и упорство, необходимые при изготовлении моделей, трудолюбия;
· заложить основы культуры труда;
· привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
· прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы, корректное отношение к работе товарищей;
· формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
· создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Занятия строятся с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Организационные требования
Программа реализует права ребенка, закрепленные в законе РФ «Об образовании». Программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Согласно Устава МКОУ ДОД СЮТ, в группах занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа), количество обучающихся 10-15 человек. Учебный год длится с 17 сентября по 31 мая.
Содержание, формы и методы работы
Содержание программы «Начальное моделирование» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовыми основанием для отбора и структурирования содержания стали следующие принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- занимательность;
- практическая и прикладная направленность;
- обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей;
- последовательность в усложнении учебного материала.
Обучение строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в детском объединении состоит из трех этапов:
• обучение на репродуктивном уровне;
• обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;
• творческая деятельность под руководством педагога.
Этому способствует комплексное использование следующих методов:
• Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.
• Метод создание творческого поиска.
• Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).
• Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
• Метод гуманно-личностной педагогики.
• Метод формирования обязательности и ответственности.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
В первом полугодии у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из дерева. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Итогом работы обучения является создание выставки детских творческих работ.