Организационные требования

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Начальное техническое моделирование»

(дополнительная общеразвивающая программа

для детей 7-11 лет, 144 часа, срок реализации 1 год)

Составитель:

Кудинова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГО ЗАТО п. Свободный

2013 г.

Паспорт программы

Тип программы: дополнительная общеразвивающая программа.

Статус программы: составительская программа.

Направленность: научно-техническая.

Категория обучающихся: дети 7-11 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Объём учебного времени: 144 часа.

Режим занятий: 4 часа в неделю.

Формы контроля: выставка моделей.

Пояснительная записка

Под техническим моделированием понимается один из видов деятельности, заключающийся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручной работой. Программа "Начальное техническое моделирование" составлена на основе авторской программы Котовой Н.А., направленной на развитие интереса к техническому моделированию, развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет обучающимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
Актуальность программы

Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает техническое мышление, стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа имеет научно-техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в раз­витии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, при­влекательностью, эффективностью. Программа предполага­ет развитие у детей художественного вкуса и творческих спо­собностей.

В программе рассматриваются различ­ные методики выполнения изделий из готовых деревянных деталей, ткани и другого разнообразного поделочного материала с использованием самых разнообразных техник (констру­ирование, гильоширования (выжигание по ткани), выжигание по дереву, рисование красками по дереву, декупаж). Она предлагает развитие конструк­торского мышления, художественно-эстети­ческого вкуса, образного и пространственного мышления. Все это необходимо современ­ному человеку, чтобы осознать себя гармо­нично развитой личностью.

Цели и задачи

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого по­тенциала каждого ребенка и его саморе­ализации.

Цель данной программы–содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству, стимулировать инновационную и экспериментальную деятельность, создать оптимальные организационно-педагоги­ческие условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с деталями из дерева, навыков работы с выжигателем, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций.

Задачи:

Образовательные:

§ формировать умение использовать различные технические приемы при рабо­те с готовыми деревянными деталями;

§ отрабатывать практические навыки работы с выжигателем, паяльником;

§ формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами как при изготовлении простейших изделий, так и конструировании объемных макетов животных, зданий, мебели;

§ учить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;

§ осваивать навыки организации и пла­нирования работы;

§ прививать интерес и любовь к труду;

§ формировать чувство цвета, художественного вкуса.

Развивающие:

· развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

· формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

· развивать аналитическое мышление и самоанализ;

· развивать творческий потенциал ре­бенка, его познавательную активность;

· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;

· предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;

· развивать навыки и умения при работе с тканью, древесиной;

· развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

· формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,

· развивать терпение и упор­ство, необходимые при изготовлении моделей, трудолюбия;

· заложить основы культуры труда;

· привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

· прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы, корректное отношение к работе товарищей;

· формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение ра­ботать в группе;

· создать комфортную среду педагоги­ческого общения между педагогом и вос­питанниками.

Занятия строятся с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Организационные требования

Программа реализует права ребенка, закрепленные в законе РФ «Об образовании». Программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Согласно Устава МКОУ ДОД СЮТ, в группах занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа), количество обучающихся 10-15 человек. Учебный год длится с 17 сентября по 31 мая.

Содержание, формы и методы работы

Содержание программы «Начальное моделирование» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовыми основанием для отбора и структурирования содержания стали следующие принципы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- занимательность;

- практическая и прикладная направленность;

- обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей;

- последовательность в усложнении учебного материала.

Обучение строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в детском объединении состоит из трех этапов:

• обучение на репродуктивном уровне;

• обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;

• творческая деятельность под руководством педагога.

Этому способствует комплексное использование следующих методов:

• Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.

• Метод создание творческого поиска.

• Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).

• Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.

• Метод гуманно-личностной педагогики.

• Метод формирования обязательности и ответственности.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

В первом полугодии у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из дерева. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.

Итогом работы обучения является создание выставки детских творческих работ.

Наши рекомендации