Принципы разработки тестовых материалов

ПОДГОТОВКА ЗАДАНИЙ

ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Нижний Тагил

Содержание

1. Общие вопросы.. 3

1.1. Основные понятия и дефиниции. 4

1.2. Виды компьютерного тестирования, применяемые в НТГСПА.. 4

2. Разработка контрольных заданий для компьютерного тестирования. 5

2.1. Принципы разработки тестовых материалов. 5

2.2. Требования, предъявляемые к контролирующим заданиям. 5

2.3. Формы представления тестовых заданий. 7

2.4. Требования к содержательной части ТЗ. 9

2.5. Рекомендации по назначению нормы трудности. 11

3. Оформление заданий для системы компьютерного тестирования. 14

3.1. Документальное сопровождение тестовых заданий. 14

3.2. Требования к документальному сопровождению тестовых материалов 15

4. Рекомендуемая литература. 19

Приложение. Образец оформления материалов. 20

1. Общие вопросы

Данные методические рекомендации разработаны в целях осуществления единого подхода к конструированию контролирующих заданий и формированию фонда контрольных заданий для проведения контроля и получения объективных оценок уровня знаний и умений (учебных достижений) студентов.

Выработка единых требований способствует унификации компьютерных дидактических материалов.

В основу предлагаемых требований для создания контролирующих материалов для компьютерного контроля положены работы многих исследователей и авторских групп, в том числе:

– центра тестирования профессионального образования при Московском государственном университете печати (директор центра доктор технических наук В. И. Васильев);

– управления информатизации Уральского государственного педагогического университета (Б. Е. Стариченко);

– управления современных информационных технологий ОГУ (научный руководитель управления В. А. Красильникова).

Использованы выработанные на практике принципы и требования к постановке контролирующих заданий, полученные при разработке и внедрении в учебный процесс контролирующих и обучающих программ.

Проведение компьютерного контроля знаний студентов является основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических умений) студентов, а также предоставления органам управления академии достоверных и своевременных результатов оценки уровня подготовленности студентов по образовательным программам, составленным в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС). Анализ результатов компьютерного контроля знаний и умений студентов позволяет выработать рекомендации прогностического характера по совершенствованию преподавания проверяемых учебных дисциплин.

Основные понятия и дефиниции

Тестирование – аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной модели знаний студента экспертной модели знаний. Главная цель тестирования – обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий, в равных для всех испытуемых условиях.

Тест – это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения.

Тестовое задание (ТЗ) – это четкое и ясное задание по предметной области, представленное по определенным правилам и требующее однозначного ответа или выполнения определенного алгоритма действий.

Компьютерное тестирование – разновидность компьютерного контроля. Методом компьютерного тестирования можно получить объективную, оперативную, достоверную информацию о знаниях и умениях, полученных в процессе обучения и о готовности обучаемых к восприятию нового материала.

Виды компьютерного тестирования, применяемые в НТГСПА

1. Федеральный Интернет-экзамен, проводимый по материалам Национального аккредитационного агентства в сфере образования (проводится два раза в год).

2. Внутривузовское компьютерное тестирование:

– промежуточное (для проведения промежуточной аттестации);

– итоговое (по оценке соответствия полученных в процессе обучения знаний и умений по конкретной дисциплине требованиям ГОСа);

– остаточных знаний и умений.

3. Аттестационное тестирование (при прохождении вузом процедуры государственной аккредитации).

Разработка контрольных заданий для компьютерного тестирования

Разработка тестовых материалов для любой формы контроля (бланкового или компьютерного) должна удовлетворять определенным принципам, выработанным требованиям, правилам оформления и удовлетворять требованиям экспертов по оценке тестовых заданий.

Принципы разработки тестовых материалов

1. Соответствие содержания целям проверки.

2. Соответствие содержания заданий материалу, представленному в ГОСе.

3. Полнота и значимость.

4. Научность.

5. Достоверность тестирования.

6. Вариативность содержания теста.

7. Объективности оценки результатов тестирования.

8. Доступность компьютерного тестирования.

9. Технологичность тестирования.

Наши рекомендации