Личностные качества воспитателя
Основные направления реформы высшего образования предусматривают совершенствование подготовки педагогических кадров, а в особенности специалистов для дошкольных учреждений, повышение их профессионального мастерства.
В связи с этим в последнее время внимание психологов и педагогов все больше привлекают проблемы личности и деятельности воспитателя детского сада.
В профессиограмме воспитателя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая (см. схему 1).
Схема 1
Рис 1.профессиограмма воспитателя
Профессионально-педагогическая направленность личности воспитателя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты.
Интерес к профессии воспитателя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим воспитателем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.
Профессионально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность. Данные качества позволяют воспитателю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с воспитанниками, их родителями, коллегами воспитатель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности воспитателя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.
Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их. Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога.
Педагогическая эрудиция воспитателя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний. Вместе с тем, чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образованным человеком.
Психологи включают в профессиограмму воспитателя педагогические способности. Под педагогическими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовем основные (базовые) педагогические способности.
- Гностические способности - способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т. п.
- Академические способности - способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.
- Дидактические способности - способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания детьми. Эти способности позволяют воспитателю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих воспитанников.
- Коммуникативные способности - способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.
- Речевые способности - способности адекватно своим желаниями выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.
- Перцептивные способности - способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия - способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника.
- Суггестивные способности - способности эмоционально-волевого влияния на личность; способности к внушению.
- Конструктивные способности - способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т. д.).
- Организаторские способности - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.
- Творческие способности - способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.
- Педагогическая интуиция - способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.
- Способности к саморегуляции - дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.
Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.