ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОСОВ. 1. Понятие «творчество» в педагогической деятельности
1. Понятие «творчество» в педагогической деятельности.
2. Уровни педагогического творчества.
3. Проявление педагогического творчества.
«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом — в этом корень учительского дела». Л.Н. Толстой |
Как вы считаете, что хотели сказать этим высказыванием авторы? ________________________________ |
1. Понятие «творчество» в педагогической деятельности.
Исследования в педагогической науке показывают, что творчество в педагогической деятельности— это весьма сложное, многоуровневое и системное образование. В воспитательной и обучающей деятельности учителя всегда есть место творчеству, которое чаще всего реализуется через самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование.
Творчество-____________________________ |
Задание №1. Проанализируйте и выпишите в два столбца с учетом рейтинга значимости 10 ваших личностных качеств, которые: а) будут способствовать вашему профессионально-творческому саморазвитию; б) будут сдерживать ваше профессионально-творческое саморазвитие.
А | Б |
Задание №2. Дать ответы на вопросы теста «Оценка уровня творческого потенциала личности» (по А.С. Шарову)
И н с т р у к ц и я: При ответах на предлагаемые вопросы оцените по 10-балльной шкале степень выраженности своих личностных качеств или частоту их проявления. Наивысший - 10, очень высокий уровень- 9, высокий уровень – 8, выше среднего – 7, чуть выше среднего - 6, средний уровень - 5, чуть ниже среднего - 4, ниже среднего - 3, низкий – 2, очень низший – 1.
Вопросы | Шкала оценок |
1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
2. Если всех людей разделить мысленно на логиков и эвристиков (генераторов идей), то в какой степени вы – эвристик? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
3. В какой степени вы относите себя к людям решительным? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
4. В какой степени ваше творение «продукт» чаще всего отличается от исходного замысла? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещание? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей-либо адрес? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
8. Какой % людей в коллективе обычно поддерживает ваши инициативы и предложения? (1 балл 10 %) | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
9. Как часто у вас бывает веселое и оптимистическое настроение? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
10. Если все проблемы, решаемые вами за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков удельный вес практических? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
11. Как часто вам приходится отстаивать свои убеждения? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
12. В какой степени ваша общительность способствует решению ваших проблем? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение важных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
14. Как часто вы способны выполнять проекты? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
15. Как часто вам удается опережать своих коллег? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
16. Как много людей считает вас воспитанным? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
17. Насколько вам импонирует жизнь в деятельности? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
18. Как часто вы реформируете свою жизнь? | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 |
По результатам самооценки вы можете далее построить свой профиль творческих качеств и определить, к какому типу творческой личности вы относитесь (по наивысшему уровню развития соответствующего качества) (см. рис. 1).
Ответы к тесту
1. Целеустремленный 10. Практик
2 Эврист 11. Принципиальный
3. Решительный 12. Коммуникабельный
4 Гибкий 13. Лидер
5.Требовательный 14. Новатор
6.Независимый 15. Конкурентоспособный
7.Энергичный 16. Интеллигентный
8.Авторитарный 17. Революционер
9.Оптимист 18. Реформатор
Рис. 1
Ответив на все вопросы, подсчитайте сумму баллов и определите по таблице уровень вашего творческого потенциала.
Сумма баллов | Уровни |
18–39 | Очень низкий |
40–54 | Низкий |
55–69 | Ниже среднего |
70–84 | Чуть ниже среднего |
85–99 | Средний |
100–114 | Чуть выше среднего |
115–129 | Выше среднего |
130–142 | Высокий |
143–162 | Очень высокий |
Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Опираясь на мини-исследование, можно посоветовать придерживаться следующего правила.
П р а в и л о 1. Там, где это возможно, опирайтесь на ваши наиболее развитые творческие способности и другие личностные качества, но постоянно активизируйте развитие слабых П р а в и л о 2. Каждый день хоть в чем-то, но стремитесь изменить себя к лучшему. Пройдет неделя, месяц, год и вы обратите внимание, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее. П р а в и л о 3. Не давайте загнать себя в угол! Всякий раз отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений. П р а в и л о 4. Не ищите для себя слишком легких задач. Постепенно усложняйте для себя творческие задачи, проблемы, соизмеряя их со своими силами и способностями. П р а в и л о 5. Овладевайте наиболее эффективными приемами периодической мобилизации и релаксации. П р а в и л о 6. Стремясь к лидерству, не бойтесь конкурентной борьбы, но при этом не только ищите слабые места конкурента, но и учитесь у него. Настоящий лидер побеждает своего конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, а затем реально! П р а в и л о 7. Ищите себе Учителя — творческую личность! Ваше творческое саморазвитие и становление как творческой личности возможно не иначе, как через сотворчество с талантливой, творческой личностью. |
Основные правила |
Для конспектирования
______________ В современной литературе есть разные подходы к пониманию педагогического творчества. __________________
Педагогическое творчество-____________________________ |
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Е Т В О Р Ч Е С Т В О Его основным содержанием является формирование, воспитание, обучение человека, который всегда неповторим, уникален |
2. Уровни педагогического творчества.
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями.
ВЫСШИЙ уровень - |
3. Проявление педагогического творчества.
Проблема творчества занимает значительное место в педагогической деятельности. Она охватывает разные стороны профессиональной деятельности (построение урока, работа с коллективом учащихся и пр.). Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):
¨ ___________________________
¨ __________________
¨ __________________
¨ _________
¨ __________________
Для конспектирования
____________________________
________________
ЗАНЯТИЕ № 7