Основы обучения чтению. Синтез и приемы синтеза

Чтение - это такой вид речевой деятельности, при котором происходит выявление и осознание смысловой, логической и образной информации на основе воспроизведения звуковой формы слова по определенным правилам; они диктуются своеобразием графики языка и установлением смысловых и грамматических связей в словосочетаниях, предложениях и тексте в целом.

Техника и сознательность чтения не отрываются одно от другого. И внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка – фонетической словообразовательной, лексической, графической, грамматико-орфографической (произношение слова) и стилистической.

Исходным моментом обучения детей чтению является анализ и синтез звучащей речи.

Единицы чтения

В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слогами.

Дети учатся читать слова, опознавая слоги разных типов

Г – о-сы (гласный)

СГ – о-сы (слог слияний)

СГС- КОТ (примыкание)

ССГС – СТОЛ (стечение)

СГСС – куст (стечение)

ГС – ОН

СССГСГ – стрижи

Ориентиры при чтении:

Ориентирами при чтении выступают графические средства письменной речи: знак ударения, гласные и согласные, их сочетания, ь и ъ, пробелы между словами, знаки препинания, гласные в начале слова, в начале слога, гласные- показатели твердости (а,о,у,ы,э) и гласные – показатели мягкости (и,ё,е,ю,я).

Обучение чтению на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней (предшествующая или последующая). Т.е.при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам , в т.ч. и к пробелу.

Для прочтения букв согласных ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами: если после согласной буквы нет никакой другой буквы (т.е. идет пробел), произносится соответствующий твердый согласный звук: если после согласной буквы следует буква ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук: если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким и произнести оба звука слитно, сразу. Если после согласной буквы согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и произнесение звуков, обозначенных ими, в едином комплексе.

Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

а) буквы гласных, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

б) слияние (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой;

в) букву согласного или несколько букв согласных, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

г) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;

д) ь после согласных, который указывает, что согласные звуки следует произнести мягко;

е) мягкий и твердый знаки перед буквами гласных, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук (й).

Знакомство с твердостью и мягкостью согласных (обозначение мягкости буквами е, ё, ю, я, и)

Правило русской графики, регулирующее твердость-мягкость согласных при чтении и письме осваивается практическим образом: сопоставляем графические схемы слов и буквенную форму слов: лук, люк. Видим, что первая буква одинаковая, а звуки – разные, разное и значение слов. Мать – мять, сок - сёк – в одном случае звук произносится мягко, в другом-твердо, это зависит от последующей буквы. Если после согласной следует е, ё. ю, я, и, ь – то читать согласный надо мягко.

Фрагмент урока знакомства со звуками [Н] и [Н’] и буквой Н

Анализ слов барабан и конь: какие звуки на конце слов? Чем они отличаются? (в слове барабан звук н звучит твердо, в слове конь – мягко). (Приемы: ласковый-строгий звук или маленькая –большая ягодка помещается во рту) Далее игра «Тим и Том».

-На схеме твердый согласный принято обозначать синим цветом, мягкий- зеленым (рассматриваем схемы этих слов в учебнике)

-Твердый звук [Н] и мягкий звук [Н’] обозначаются буквой Н (на доску вывешивается)

Синтез: чтение слогов слияния.

-При виде согласной буквы мы не знаем, как надо произнести звук, который обозначен этой буквой – твердо или мягко. Надо посмотреть на последующую гласную букву. В слоге ни «и» указывает на мягкость предшествующего согласного, в слоге ни Н надо произносить мягко и оба звука вместе, слитно (можно ввести термин слогослияние: произносим согласный слитно с гласным).

Буквы е, ё, ю, я также обозначают мягкость на письме после согласной.

Приемы обучения чтению слогов, слов, предложений, текста

Наши рекомендации