Лексические средства, используемые для написания научного текста (по Ф.А. Кузину)
Полезная информация к дипломам и диссертациям
О модели.
«Переход от теоретического знания к нормативному и тем самым к преобразованию педагогической действительности можно представить как движение познающей мысли;
а) от теоретической модели, отражающей представление о сущем, о том, что есть в педагогической действительности, к нормативной модели, воплощающей общее представление о должном, о том, какими должны быть содержание и процесс учебно-воспитательной действительности, как осуществлять и преобразовывать их;
б) от нормативной модели к проекту, реализующему эту модель в конкретных формах действительности.» (Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений\ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, с. 185)
Варианты формулирования проблемы.
Научная проблема не выглядит, так как формулировка практической задачи. Можно выбирать из трех вариантов формулировки проблемы. С учетом обозначенных противоречий определена проблема исследования:
1. Каковы условия и технологии формирования…чего?….;
2. Каковы теоретические основы и технология (или методика обучения, воспитания, управления, познавательной самостоятельности и др.)………;
3. Каковы способы разработки диагностики (организации мониторинга, отставания обучающихся и др. …..).
Формулировка задач с глаголов.
- Раскрыть…….
-Выявить состояние………
-Определить возможности гуманитарных дисциплин…….
-Выявить динамику, условия ………
-Разработать модель (теоретическую, организационную, управленческую, математическую, интеграции и др.)…….
- Охарактеризовать состояние чего-либо…….
-Создать представление о……..
-Определить критерии оценки…….
-Разработать диагностический инструметарий…….
Полезные выражения для изложения текста диссертации
Автор: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, думает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, рекомендует, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, определяет, отвечает, отмечает, отстаивает, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, поясняет, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, размышляет, разрешает, разъясняет, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, убеждает, уверяет, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует.
Лексические средства, используемые для написания научного текста (по Ф.А. Кузину)
(Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов.)
Речевая функция | Лексические средства |
Причина и следствие, условие и следствие | (и) поэтому, потому, так как |
поскольку | |
отсюда следует откуда следует | |
вследствие | |
в результате | |
в силу этого ввиду этого | |
в зависимости от | |
в связи с этим, согласно этому | |
в таком случае в этом случае | |
в этих условиях при таких условиях | |
(а) если (же)…, то… | |
что | свидетельствует |
указывает | |
говорит | |
соответствует | |
даёт возможность | |
позволяет | |
способствует | |
имеет значение и т.д. | |
Временная соотнесённость и порядок изложения | сначала, прежде всего, в первую очередь |
первым шагом последующим шагом предшествующим шагом | |
одновременно, в то же время, здесь же | |
наряду с этим | |
предварительно, ранее, выше | |
ещё раз, вновь, снова | |
затем, далее, потом, ниже | |
в дальнейшем, в последующем, впоследствии | |
во-первых, во-вторых и т.д. | |
в настоящее время, до настоящего времени | |
в последние годы, за последние годы | |
наконец, в заключение | |
Сопоставление и противопоставление | однако, но, а, же |
как…, так и…; так же, как и… | |
не только, но и… | |
по сравнению; если…, то… | |
в отличие, в противоположность, наоборот | |
аналогично, также, таким же образом | |
с одной стороны, с другой стороны | |
в то время как, между тем, вместе с тем | |
тем не менее | |
Дополнение или уточнение | также и, причём, при этом, вместе с тем |
кроме того сверх того более того | |
главным образом, особенно | |
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание | тем более что… |
в том числе, в случае, то есть, а именно | |
как было | сказано |
показано | |
упомянуто | |
отмечено | |
установлено | |
получено | |
обнаружено | |
найдено | |
как говорилось выше как указывалось выше как отмечалось выше как подчёркивалось выше | |
согласно этому сообразно этому соответственно этому | |
в соответствии с этим, в связи с этим | |
в связи с вышеизложенным | |
данный, названный, рассматриваемый и т.д. | |
такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа | |
следующий, последующий, некоторый | |
многие из них, один из них, некоторые из них | |
большая часть, большинство | |
Обобщение, вывод | таким образом, итак, следовательно |
в результате, в итоге, в конечном счёте | |
отсюда (из этого) следует отсюда (из этого) вытекает отсюда (из этого) понятно отсюда (из этого) ясно | |
это позволяет сделать вывод это сводится к следующему это свидетельствует | |
наконец, в заключение | |
Иллюстрация сказанного | например, так, в качестве примера |
примером может служить | |
такой как (например) | |
в случае, для случая | |
о чём можно судить, что очевидно | |
Введение новой информации | Рассмотрим следующие случаи |
Остановимся подробно на… | |
Приведём несколько примеров | |
Основные преимущества этого метода… | |
Некоторые дополнительные замечания… | |
Несколько слов о перспективах исследования |