Тема 4. Просветительский образ человека и просветительский идеал образования

Тема 1. Образование и его исследование в философии и педагогике

1. Феномен образования как предмет современного философского и педагогического дискурса.

2. Образование, социализация, обучение и воспитание – соотношение базовых понятий.

3. Философия образования как часть философского знания и междисциплинарная область исследований.

Литература

· Абушенко В.Л. Социализация // Образовательная политика. 2010. № 4 (42).

· Брызгалина Е.В., Курбанов А.Р., Сунгатулина Е.К. Институциализация философии образования в пространстве философской мысли ХХ века // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия.2012. № 1, с. 41-60

· Мацкевич В.В. Образование // Образовательная политика. 2015. № 1 (67).

· Миронов В.В. Проблемы образования в современном мире и философия. // Отечественные записки. 2002. № 2.

· Огурцов А.П. На пути к философии образования. //Вопросы философии. 1995. № 11.

· Парсонс Т. Система современных обществ. Гл. 5 (Революция в образовании). М.,1997.

· Платонов В.В. Философия образования как поле межсистемного взаимодействия. //Вопросы философии. 1995. №11.

· Розин В.М. Рефлексия образов и сферы образования / Философия образования: этюды-исследования. Москва-Воронеж, 2007.

· Ручин В. А. Образование, воспитание и социализация: сходство и различие понятий // Известия Саратовского университета. Новая серия, Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 4. С. 35-40.

· Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. №1.

· Фишер М.И. Философия образования и комплексное исследование образования. //Вопросы философии. 1995. № 11.

· Швырев В.С. Философия и стратегия образования. //Вопросы философии. 1995. №11.

Тема 2. Идеалы античного образования, философское обоснование педагогических моделей

1. Античная педагогика. Афинская и спартанская модели воспитания.

2. Учение Платона о политейе и пайдейе. Зависимость общественных установлений и индивидуальности человека от обучения и воспитания. Платон о социальной функции образования в контексте «мифа о пещере». Воспитание важнейших качеств человека и интересы целостности общества. Роль философии и философов в воспитании и обучении. Современное научное и практическое значение педагогических идей Платона.

3. Идея блага и идеальный человек в философско-педагогической теории Аристотеля. Необходимость общественного обучения и воспитания в учении Аристотеля. Идея «золотой середины» в общественном воспитании людей. Аристотель об учебном процессе и практике преподавания. Современное научное и практическое значение педагогики Аристотеля.

Литература

Первоисточники

· Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.3 (1). М., 1971. Кн. 4-7.

· Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. Кн. 7-8.

Классические исследования

· Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О.Н. Поповой, 1915. Перевод с последнего французского издания Н.И. Лихаревой. См. Главу III.

· Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2. /Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. - М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1997.

· Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция)/Пер. с франц. А.И. Любжина. М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1998.

Учебные пособия

· Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. Гл. 2.

Статьи

· Кукина Е.А. «Пайдейя»: сущность и значение в историческом и современном понимании // Гуманитарные и социальные науки. 2009. №5.

· Рулиене Л.Н. Пайдейя в развитии жизненного пространства личности в постиндустриальном обществе [Текст] / Л.Н. Рулиене // Ценности и смыслы. – 2013. – № 1(23).

· Агафонова Е.В. Философские аспекты образования: университет и смена образовательных стратегий // Вестник Томского государственного университета. 2012. №360.

· Мочалова И.Н. Paideia в Афинах IV в. до н. э.: «высшее образование» между деятельностью и созерцанием // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 17. 2013. Вып. 2. С. 16–25.

Дополнительно:

· Лосев А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации. Два очерка // Античность как тип культуры / А. Ф. Лосев, Н. А. Чистякова, Т. Ю. Бородай и др./ М.: Наука, 1988.

· Пайдейя. Из истории европейской культуры // Лекция Сергея Аверинцева в МГУ, 1989 г. / Из архива Е.Тесленко - http://www.polit.ru/article/2009/02/05/videon_aver/. (22.12.2011).

Тема 3. Христианская система образования от раннего средневековья до раннего Нового времени: эволюция исходных установок обучения и воспитания

1. Философия образования Августина Блаженного. Место и роль учителя в осознании учеником Божественных истин. Августин о роли государства и церкви в образовании людей.

2. Философская и педагогическая схоластика. Христианская теология Фомы Аквинского и система обучения и воспитания средневекового общества. Критика схоластического образования.

3. Изменения в теории и практике образования в эпоху Возрождения. Реформация и Контрреформация как факторы развития образования.

4. Философские основы педагогики Яна Амоса Коменского. Идея единой школы как «кузницы гуманизма» и ее современное значение. Принцип природосообразности в воспитании и обучении. Современное значение педагогических идей Я. А. Коменского.

Литература

Первоисточники

· Августин. Исповедь (отдельные главы из книг 1-7, 10, 12-13) //Августин. Творения. Т.1. Спб., 1998.

· Августин. Об учителе. //Августин. Творения. Т.1. Спб., 1998.

· Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч.1, вопрос 1; вопросы 75-83, 93,115-117. Киев, 2005. (Ч.1, вопрос 1).

· Ян Амос Коменский. Великая дидактика (Избранные главы) // Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М., 1989.

· Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. Книга 1, гл. 26 («О воспитании детей»); Книга 2, гл. 8 («О родительской любви»). М., 1992.

Хрестоматии

· Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. Сост. Уваров П., Матулис Т., Безгоров В. М.:РОУЖ, 1996. 414 с.

Учебные пособия

· Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. Гл. 3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/06.php, Гл. 4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/07.php.

Статьи

· Бим-Бад Б.М., Мельников Г.П. Педагогическая система Яна Амоса Коменского // Вестник Университета Российской академии образования. 2002, № 4. С.87-110.

· Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования. Статья. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013, Сер. 17, Вып. 2, С. 26-31.

· Шмонин Д. В. Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знания: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013, Сер. 17, Вып. 2, С. 32–37.

Методические и справочные материалы:

· курс «История образования и педагогической мысли» (автор-составитель - Т.Я. Самойлова, © Новосибирский государственный педагогический университет).

· курс «История социальной педагогики» (автор-составитель - Т. Н. Добрынина, © Новосибирский государственный педагогический университет)

Дополнительно:

· Архиеп. Питирим (Нечаев). О Блаженном Августине // Богословские труды. Выпуск XV (1975). (https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/3_Pitirim.pdf).

Тема 4. Просветительский образ человека и просветительский идеал образования

Наши рекомендации