Гениальность в призме особого творческого «помешательства»
В 1863 году итальянский психиатр и тюремный врач Чезаре Ломброзо издает свою известную книгу "Гениальность и помешательство», в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. Эта книга стала знаковой в развитии патологической теории гениальности и в своё время вызвала жаркие общественные и научные дискуссии.
Корни же самой патологической теории уходят глубоко в древний мир. «Древние народы относились к помешанным с большим почтением, считая их вдохновленными свыше, что подтверждается, кроме исторических фактов, еще и тем, что слова mania – по-гречески, navi и mesugan – по-еврейски, аnigrata – по-санскритски означают и сумасшествие, и пророчество»[10] – пишет Чезаро Ломброзо. В своих мыслях он опирается на мнение и авторитет древнегреческих ученых – Демокрита, Платона и Аристотеля.
Учёный приложил эти взгляды к современной ему эпохе и собрал очень богатый материал задокументированных фактов о состоятельности патологической теории гениальности. Исследовав биографии многих выдающихся людей истории, Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что многие выдающиеся личности, такие как Гаррингтон, Болиан, Кодацци, Ампер, Кент, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Ленау, Шехени, Шопенгауэр в своей жизни и творческой деятельности проявляли примеры состояний, пограничных между гениальностью и помешательством. Необходимо отметить, что Ч.Ломброзо сам отмечал, что не делает крайнего заключения: гений – это невроз, умопомешательство. «Теперь спросим себя, – рассуждает Ломброзо, – возможно ли на основание вышеизложенных фактов прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное, как невроз, умопомешательство? Нет, такое заключение было бы ошибочным» «Если бы гениальность всегда сопровождалась сумасшествием, – говорит итальянский врач, – то как объяснить, что Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур, люди, несомненно, гениальные и притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разу не обнаруживали признаков умопомешательства?»[11].
Сегодня ошибочность гипотезы Ч. Ломброзо достаточно ясно осознана и не имеет сторонников. Однако в наше время британский профессор психиатрии М. Фитцджеральд развивает похожую идею, что успех многих ярчайших представителей политики, науки и искусства во многом связан с аутизмом. С точки зрения учёного, многие характеристики, присущие расстройствам, присущие аутистам, являются неотъемлемой характеристикой творческого гения. Причём концепция Фитцджеральда основывается на детальном изучении около 1600 человек с диагнозом «аутизм» и известных фактов биографий знаменитых людей.
Другой великий исследователь XIX века – Карл Ясперс занимался вопросом взаимосвязи шизофрении и гениальности. Было замечено, что на ранних стадиях проявления заболевания больные демонстрируют оригинальность своих логических размышлений.
Характерно искажение процессов обобщения, которые больные шизофренией совершают по каким-то своим неявным признакам. Например, больной шизофренией, в отличии от логики здорового человека, при нахождении черт сходства между карандашом и ботинком, даёт ответ, что и тот и другой подходит для письма: карандаш пишет на бумаге, а ботинок на снегу. И его мышление не нарушает законов формальной логики. Как известно, одним из важнейших критериев гениальности является оригинальность, поэтому неожиданные обобщения больных шизофренией и гениев могут иметь нечто общее.
Рассуждая так, в ходе своих исследований К. Ясперс пришёл к убеждению, что гений создает лучшие произведения только в начальный период шизофрении, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. Без шизофрении гениальность не может проявиться, но развитие болезни убивает творчество, в чем и состоит трагедия гения.
Конечно, позиция Ясперса не является верной для всех гениальных личностей, но рациональное звено в ней есть. Сравнительно недавно в авторитетном научном журнале Nature Neuroscience были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными исландской компании deCODE genetics. В ходе исследований они пришли к такому выводу: генетические факторы риска развития шизофрении и биполярного аффективного расстройства во многом определяют творческие способности. Иначе говоря, для людей, имеющих соответствующие наследственные признаки, высока вероятность, что они станут музыкантами, художниками, литераторами, отмечают авторы исследования.
Такие примеры показывают, что корреляция между безумием и гениальностью неизбежно присутствует. Из-за этого старые и забытые идеи патологической теории вновь и вновь всплывают в результатах и концепциях современных исследователей. Поэтому точка зрения, что гениальность является особой творческой патологией, своеобразным промежуточным состоянием между нормой и сумасшествием вполне может оказаться правдивой.