Примерная схема отчета о работе
1. Характеристика отряда: возраст, психологические особенности.
Отряд состоял из 22 человек в возрасте от 12 до 14 лет, из которых 13 девочек и 9 мальчиков.
Для этого возраста характерны следующие психологические особенности
: подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества.
Так как для этого возраста характерны самостоятельность, инициативность, для вожатых это оказалось хорошей находкой и помогло в течении всей работы. Таким ребятам давались особые поручения, с которыми ребята справлялись хорошо, подтверждая тем самым, что на них можно положиться и доверить какое-либо ответственное дело.
Благодаря проведению элементов психологических тренингов на выявление лидеров среди ребят, помогло сформировать грамотно детский коллектив. Наиболее активным и инициативным ребятам были предложены такие роли , как командир отряда – Конопацкая Александра, комиссар – Демин Дмитрий и др. Эти ребята отличись отличной организованностью и самоорганизованостью и очень помогали в работе вожатым.
Становление детского коллектива происходило постепенно и не было зафиксировано каких-либо неблагоприятных, отрицательных сдвигов. В организационный период ребята активно знакомились друг с другом, расспрашивая об интересующих их вопросах. В основной период ребята показали достаточно хороший уровень сплоченности. Не возникало негативных конфликтов, лишь изредка возникали споры в течении выполнения работы, но вмешательство вожатых не понадобилось, ребята смогли разрешить спорные вопросы самостоятельно и весьма благополучно.
За смену было отмечено, что наш отряд хорошо сплотился, ребята дорожили друг другом и внимательно, бережно относились к сверстникам и вожатым.
2. Умения и навыки детей в общественной деятельности, проявившиеся в начале смены.
В начале смены были проведены элементы тренингов на выявление лидеров, на коммуникабельность. И благодаря получившим результатам, вожатые смогли правильно провести многие мероприятия, через которые многие ребята смогли проявить свои умения и навыки в общественной деятельности: умение вести за собой ( ребята – лидеры), самодисциплина.
3. Умения, приобретенные в ДОЛ за смену.
Для того, чтобы раскрыть тайный потенциал каждого ребенка, пришедшего на площадку на день для совместного времяпрепровождения, вожатыми был проведен
«Смотр талантов», в котором ребята смогли раскрыть свои таланты, умения. Посмотрев выступления своих сверстников, многие ребята захотели научиться тому, что умеют другие ребята. И ребята в свободное время обучали друг друга.
Посмотрев на выделившихся лидеров, более замкнутые ребята заинтересовались общественными делами, теми поручениями , которые давались активистам. Им захотелось попробовать свои силы и умения и надо отметить, что сначала помогая активистам, а потом и став полноценными раскрывшимися активистами, ребята получили достойный результат работы над собой.
Тем самым, мне бы хотелось отметить, что кто-то из ребят смог за смену больше раскрыться, бороть страх оценки своей деятельности и стать более успешными и активными, а многие другие ребята приобрели умения в тех творческих направлениях, которыми заинтересовались.
4. Уровень реализации поставленных целей и задач.
Целями и задачами в работе детской летней воскресной школы храма Ксении Петербургской являлись :
1) Летний отдых детей
2) Адаптация ребенка к режиму на площадке, к коллективу
3) Выявление увлечений детей
4) Воспитание в детях доброжелательного отношения к сверстникам, трудовому коллективу
5) Стремление к самодисциплине, самостоятельности, к общему труду
6) Создание условий для совместной деятельности
7) Умение находиться в коллективе, нести ответственность за выполнение работы, доводить начатое до конца
Поставленные задачи были реализованы в процессе работы с детским коллективом и , непосредственно в самом коллективе, среди подростков. Постепенно был достигнут положительный результат по всем поставленным целям и задачам.
5. Пути выполнения задач:
- работа с активом отряда;
В отряде существовали кружки, во главе которых стояли подростки-активисты. Такие кружки, как спортивный, общественный, трудовой. На протяжении всего сезона ребята достойно выполняли свои функции и обязательства, им давались ответственные поручения, с которыми они справлялись без трудностей, работая с ребятами в своих кружках.
- общественно-полезные дела отряда;
В отряде были ответственные за общественный порядок, также¸ был « хранитель времени», у него была особая ответственная роль, с которой подросток справился хорошо. Также, были назначены ответственные за чистоту и порядок, следили ежедневно за чистотой на территории, в столовой, и достойно организовывали вместе с вожатыми трудовые часы для уборки территории.
- система постоянных и временных поручений;
данная система оказалась очень полезной и необходимой в работе. Детям давались поручения различного характера ( творческие, организационные и др.) , и правильно мотивируя детей, ребятам самим хотелось выполнять все на « отлично». Это привело к большей инициативности со стороны подростков.
- формы индивидуальной работы;
Индивидуальная работа с детьми проводилась в течение смены, проявлялась данная работа в : проведение методик ( в т.ч. проективных) для выявления способностей ребенка , беседы – диалоги с детьми, проведение элементов тренингов.
- КТД, методика общения, методика дискуссий;
Благодаря тому, что КТД не монодеятельная, это дает ребятам возможность попробовать побывать в различных ролях. Организовывалось обсуждение общей деятельности, рефлексия по ее выполнению.
Методика общения:
Открытый форум. При применении данной методики, каждый ребенок мог высказать свою точку зрения. При этом слушающие не перебивали говорящего – « Правило одного микрофона»
Метод «мозгового штурма». Данный метод хорош тем, что дети за короткий временной срок могли находить решения, придумывать новые идеи, путем коллективного « мозгового штурма» . Среди детей сразу выявлялся лидер, который управлял всей ситуацией, ребята учились слушать друг друга и принимать решения.
Методика дискуссий. При использовании данной методики, вожатые стимулировали детей находить более неординарные способы решения задач, более эффективные пути решения. Было рассмотрено больше возможных мнений по решаемому вопросу.
- реализация педагогики сотрудничества, новых форм работы.
Реализация педагогики сотрудничества с детским коллективом привело к более продуктивной работе, способствовало более доверительному отношению со сторон педагогической деятельности. Так же, это помогло построить работу более в неформальном, творческом, основанном на инициативе ребят базисе. Что способствовало применению новых форм работы, как день самоуправления, благодаря которому некоторые ребята раскрыли в себе потенциал руководителей, приобрели новые знания и умения. Данная форма была интересна ребятам, каждый чувствовал свою значимость в коллективе, и у каждого из ребят было желание сделать отряд еще лучше, добиваясь все новых вершин вместе.
6. Творческий педагогический поиск: анализ педагогической программы, найденные оригинальные приемы воспитания, формы организации летнего отдыха детей и труда подростков в современных условиях.
Цель летней программы : создание оптимальных условий для летнего отдыха детей на площадке детской воскресной школе, их оздоровление, развитие творческих, коммуникативных навыков и способностей.
Задачами работы являлись:
- научить подростков безконфликтному общению в детском подростковом коллективе
- помочь подросткам осознать тот фактор, что на общую атмосферу в коллективе влияет внутренняя гармония самого участника этого коллектива, от этого девиз и название отряда – Дети капитана Врунгеля, девиз : «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!»
- воспитать/ развить организаторские способности у детей
- помочь каждому ребенку самореализоваться в коллективе
- привить и укрепить нравственные качества в подростке, любовь к Родине
- помочь детям улучшить свое физическое ,психологическое здоровье после учебного года
Реализация поставленных целей и задач в условиях посещения площадки детской воскресной школы была осуществлена, благодаря : проведению тематической смены и тематического названия отряда « Как вы лодку назовете, так она и поплывет!», проведению запланированных мероприятий.
Реализация главных задач была достигнута путем:
- приобщения ребят к общественным дискуссиям на нравственные темы
- проведения ролевых игр, способствующих понять некоторые различные стороны и аспекты жизни, для более осознанного выбора пути подростка
- проведение тематических дней
- проведение оздоровительных мероприятий
- формирование социально – благоприятной позиции подростка по отношению к окружающему миру и людям
Формами организации летнего отдыха детей в современных условиях стали:
- общественная, творческая, спортивная, трудовая деятельность
- организация досуга ( повседневная тематическая работа, работа по направлениям с детьми)
- патриотическое воспитание подростков
- организация интеллектуальной деятельности, посредством игр
- нравственно – просветительская деятельность
Для более привлекательной и удобной формой проведения мероприятий для подростков стали : организация и проведение концертов, выездов на природу, активных и познавательных игр, прогулки, культурно – познавательные беседы, просмотр видео – материалов
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание детей происходило путем проведения бесед – диалогов, мероприятий, в форме проведения « Дня памяти ВОВ», чтение стихотворений, исполнение песен, чтение рассказов о войне.
Творческая деятельность
Творческая деятельность была осуществлена путем организации и проведения праздничных концертов, мероприятий, постановкой спектаклей. Данная работа была направлена на эстетическое, духовно –нравственное воспитание детей, на развитие их творческих и организаторских способностей.
Спортивная деятельность
Данная деятельность была направлена на оздоровление детей, улучшение их физического состояния после продолжительного учебного года, приобщение детей к здоровому образу жизни. Спортивная деятельность была реализована путем проведения физической зарядки с утра, проведению спортивных мероприятий и соревнований.
7. Трудности в организации работы с детьми.
При работе с подростками больших трудностей не возникало, в основном, небольшие трудности были по – началу в дисциплине, соблюдения тишины, так как в этом возрасте дети достаточно активны. Также , немного были затруднения в том, что ребята не могли прийти к одному мнению, так как было множество идей, которые они хотели воплотить в жизнь, но ребятам удавалось находить компромисс. Для этого возраста так же, характерна повышенная стеснительность некоторых из ребят, так как именно в подростничестве ребенок начинает самооценивать себя и боится недоброжелательной оценки со стороны. Из-за этого, немного трудно было по – началу при организации и постановке творческих номеров, но коллективом эта ситуация была решена позитивно.
8. Какими знаниями, умениями обогатился студент в процессе подготовки и проведения практики.
В процессе подготовки и проведения практики , мне удалось приобрести практические навыки работы с детьми, применить возможные и известные мне методики работы с детьми, более глубоко понять педагогическую летнюю деятельность, научиться правильно организовывать деятельность детей в летний период. Проявить себя в мероприятиях смены, научиться работе и подходу к детям в определенный возрастной период.
9. Что дала практика для становления студента как педагога и психолога?
Эта работа позволила мне прочувствовать на себе все тонкости работы педагога, психолога в летний период с детьми. Данная практика дала мне возможность, отчасти, понять себя какой я педагог, психолог, почувствовать себя в роли вожатого, научиться за короткий срок принимать какие – то решения, от которых зависит работа и атмосфера в моем детском коллективе.
Благодаря проделанной работе, я осознала всю ответственность моей выбранной профессии, сталкиваясь с вопросами в собственной работе, я научилась более смело принимать решения.
Как психолог, педагог, я еще раз попрактиковалась в применении конкретных методик, элементов тренингов, что способствует моему личному профессиональному росту.