Тема 3. Психология деятельности
Тема 1. Психология как наука: предмет, задачи, методы
Введение в психологию. Понятие объекта и предмета науки. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии. Мир психических явлений как предмет психологии. Задачи психологической науки. Проблема метода психологического исследования. Психология и педагогика: взаимосвязь и значение для профессиональной деятельности юриста.
Понятие психики. Структура и основные функции психики. Развитие психики человека и животных. Сознание человека. Природа человеческого сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.
ПЗ1
ПЗ2
Написание эссе на тему «Значение психолого-педагогических знаний для профессиональной деятельности юриста»;
Вопросы для подготовки:
1. Объектно-предметная область психологии как науки, её цели и задачи.
2. Взаимосвязь психологии с юридическими науками.
3. Основные отрасли психологии. Юридическая психология и ее краткая характеристика.
4. Задачи и методы психологической науки.
5. Сущность, структура и основные функции психики.
6. Понятие сознания, его структура. Соотношение сознания и бессознательного.
Вопросы дискуссии:
1. Понятие объекта и предмета психологии, ее место в системе наук.
2. Сущность, структура и развитие психики человека и животных.
3. Возникновение и развитие человеческого сознания.
4. Взаимосвязь психологии и педагогики и значение для профессиональной деятельности.
Вопросы к семинару:
1. Психология: определение, объект, предмет.
2. Задачи психологии.
3. место психологии в системе наук.
4. Основные отрасли психологии.
5. Методы психологического исследования.
6. Психика – понятие, структура и основные функции психики.
7. Развитие психики человека и животных.
8. Сознание человека: определение, виды сознания, возникновение и развитие сознания.
9. Сознательное и бессознательное.
Темы сообщений:
1. Развитие теории и практики психологической и педагогической науки в конце ХХ – начале XXI веков.
2. История становления и развития психологического знания.
3. История становления и развития педагогического знания.
4. Развитие психологии и педагогики в России.
5. Сущность, структура и основные функции психики.
6. Понятие сознания, его структура. Соотношение сознания и бессознательного.
7. «Юридическая психология как отрасль психологии и ее краткая характеристика».
Темы для сообщений.
1. Основные отрасли психологии
2. Основные этапы развития психологической науки
3. Основные направления психологии
4. Идеалистический и материалистический подход в психологии.
5. Сознание и бессознательное.
Тема 2. Психические процессы, свойства, состояния,
Образования и личность
Сенсорные и перцептивные процессы человека. Познавательные процессы (ощущения; восприятие; представление; внимание; воображение; память; мышление; речь), их виды, классификация и характеристика. Эмоционально-волевые процессы. Воля и личность. Волевая регуляция поведения. Развитие воли. Эмоции. Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоции и личность. Чувства как эмоционально-личностные образования.
Психические состояния (благополучия – неблагополучия; комфорта – дискомфорта; стенические - астенические и др.) и их характеристика.
Психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности): сущность, типы, развитие и формирование. Психические образования (знания, умения, навыки, качества). Психология личности.
ПЗ1
ПЗ2
Вопросы для подготовки:
1. Сущность и виды психических процессов личности.
2. Классификация и характеристика познавательных процессов личности.
3. Особенности и характеристика эмоционально-волевых процессов.
4. Волевая регуляция поведения человека.
5. Психические состояния и их характеристика.
6. Психические свойства: сущность, структура и краткая характеристика.
7. Понятие темперамента, характера и их роль в профессиональной деятельности.
8. Психические образования и их формирование в ходе учебной и практической деятельности.
9. Психология личности как отрасль психологической науки.
Вопросы дискуссии:
1. Характеристика основных познавательных и эмоционально-волевых процессов человека.
2. Влияние психических свойств, состояний и образований человека на его деятельность и поведение.
3. Соотношение и характеристика понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.
4. Сверхсознательное, сознательное и бессознательное в структуре сознания личности.
5. Психология личности как отрасль психологической науки.
Темы сообщений:
1. Классификация и характеристика познавательных процессов личности.
2. Особенности и характеристика эмоционально-волевых процессов.
3. Волевая регуляция поведения человека.
4. Психические свойства: сущность, структура и краткая характеристика.
5. Понятие темперамента, характера и их роль в профессиональной деятельности.
6. «Психические образования и их формирование в ходе учебной и практической деятельности».
Тема 3. Психология деятельности
Понятие и строение человеческой деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы. Знания, умения, навыки, качества личности и их формирование. Психологические основы работы в коллективе и кооперации с коллегами.
Понятие стимула, мотива и мотивации. Мотивация и деятельность. Основные психические процессы и деятельность. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста.
ПЗ1
ПЗ2
Вопросы для подготовки:
1. Сущность, структура и виды человеческой деятельности.
2. Взаимосвязь деятельности и психологических процессов.
3. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста.
4. Характеристика процесса формирования знаний, умений, навыков и качеств личности.
5. Психологические основы работы в коллективе и кооперации с коллегами.
6. Стимулирование и мотивация деятельности человека: сущность, виды, способы.
7. Взаимосвязь психологических процессов и деятельности.
Вопросы к обсуждению:
- Свойства и способности личности, их природа и способы развития.
- Методы формирования способностей (знаний, умений, навыков и качеств) человека.
- Деятельность личности по формированию и развитию личных способностей (знаний, умений, навыков и качеств личности).
- Определение личностных свойств с применением психологических тестов.
- Психологические основы работы в коллективе и кооперации с коллегами.
- Стимулирование и мотивация деятельности человека: сущность, виды, способы.
Разработка и обсуждение методики по взаимодействию в ходе профессиональной деятельности в коллективе и кооперации с коллегами.