Тема 3. Психология деятельности

Тема 1. Психология как наука: предмет, задачи, методы

Введение в психологию. Понятие объекта и предмета науки. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии. Мир психических явлений как предмет психологии. Задачи психологической нау­ки. Проблема метода психологического исследо­вания. Психология и педагогика: взаимосвязь и значение для профессиональной деятельности юриста.

Понятие психики. Структура и основные функции психики. Развитие психики человека и животных. Сознание человека. Природа человеческого сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.

ПЗ1

ПЗ2

Написание эссе на тему «Значение психолого-педагогических знаний для профессиональной деятельности юриста»;

Вопросы для подготовки:

1. Объектно-предметная область психологии как науки, её цели и задачи.

2. Взаимосвязь психологии с юридическими науками.

3. Основные отрасли психологии. Юридическая психология и ее краткая характеристика.

4. Задачи и методы психологической науки.

5. Сущность, структура и основные функции психики.

6. Понятие сознания, его структура. Соотношение сознания и бессознательного.

Вопросы дискуссии:

1. Понятие объекта и предмета психологии, ее место в системе наук.

2. Сущность, структура и развитие психики человека и животных.

3. Возникновение и развитие человеческого сознания.

4. Взаимосвязь психологии и педагогики и значение для профессиональной деятельности.

Вопросы к семинару:

1. Психология: определение, объект, предмет.

2. Задачи психологии.

3. место психологии в системе наук.

4. Основные отрасли психологии.

5. Методы психологического исследования.

6. Психика – понятие, структура и основные функции психики.

7. Развитие психики человека и животных.

8. Сознание человека: определение, виды сознания, возникновение и развитие сознания.

9. Сознательное и бессознательное.

Темы сообщений:

1. Развитие теории и практики психологической и педагогической науки в конце ХХ – начале XXI веков.

2. История становления и развития психологического знания.

3. История становления и развития педагогического знания.

4. Развитие психологии и педагогики в России.

5. Сущность, структура и основные функции психики.

6. Понятие сознания, его структура. Соотношение сознания и бессознательного.

7. «Юридическая психология как отрасль психологии и ее краткая характеристика».

Темы для сообщений.

1. Основные отрасли психологии

2. Основные этапы развития психологической науки

3. Основные направления психологии

4. Идеалистический и материалистический подход в психологии.

5. Сознание и бессознательное.

Тема 2. Психические процессы, свойства, состояния,

Образования и личность

Сенсорные и перцептивные процессы человека. Познавательные процессы (ощущения; восприятие; представление; внимание; воображение; память; мышление; речь), их виды, классификация и характеристика. Эмоционально-волевые процессы. Воля и личность. Волевая регуляция поведения. Развитие воли. Эмоции. Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоции и личность. Чувства как эмоционально-личностные образования.

Психические состояния (благополучия – неблагополучия; комфорта – дискомфорта; стенические - астенические и др.) и их характеристика.

Психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности): сущность, типы, развитие и формирование. Психические образования (знания, умения, навыки, качества). Психология личности.

ПЗ1

ПЗ2

Вопросы для подготовки:

1. Сущность и виды психических процессов личности.

2. Классификация и характеристика познавательных процессов личности.

3. Особенности и характеристика эмоционально-волевых процессов.

4. Волевая регуляция поведения человека.

5. Психические состояния и их характеристика.

6. Психические свойства: сущность, структура и краткая характеристика.

7. Понятие темперамента, характера и их роль в профессиональной деятельности.

8. Психические образования и их формирование в ходе учебной и практической деятельности.

9. Психология личности как отрасль психологической науки.

Вопросы дискуссии:

1. Характеристика основных познавательных и эмоционально-волевых процессов человека.

2. Влияние психических свойств, состояний и образований человека на его деятельность и поведение.

3. Соотношение и характеристика понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.

4. Сверхсознательное, сознательное и бессознательное в структуре сознания личности.

5. Психология личности как отрасль психологической науки.

Темы сообщений:

1. Классификация и характеристика познавательных процессов личности.

2. Особенности и характеристика эмоционально-волевых процессов.

3. Волевая регуляция поведения человека.

4. Психические свойства: сущность, структура и краткая характеристика.

5. Понятие темперамента, характера и их роль в профессиональной деятельности.

6. «Психические образования и их формирование в ходе учебной и практической деятельности».

Тема 3. Психология деятельности

Понятие и строение человеческой деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы. Знания, умения, навыки, качества личности и их формирование. Психологические основы работы в коллективе и кооперации с коллегами.

Понятие стимула, мотива и мотивации. Мотивация и деятельность. Основные психические процессы и деятельность. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

ПЗ1

ПЗ2

Вопросы для подготовки:

1. Сущность, структура и виды человеческой деятельности.

2. Взаимосвязь деятельности и психологических процессов.

3. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста.

4. Характеристика процесса формирования знаний, умений, навыков и качеств личности.

5. Психологические основы работы в коллективе и кооперации с коллегами.

6. Стимулирование и мотивация деятельности человека: сущность, виды, способы.

7. Взаимосвязь психологических процессов и деятельности.

Вопросы к обсуждению:

- Свойства и способности личности, их природа и способы развития.

- Методы формирования способностей (знаний, умений, навыков и качеств) человека.

- Деятельность личности по формированию и развитию личных способностей (знаний, умений, навыков и качеств личности).

- Определение личностных свойств с применением психологических тестов.

- Психологические основы работы в коллективе и кооперации с коллегами.

- Стимулирование и мотивация деятельности человека: сущность, виды, способы.

Разработка и обсуждение методики по взаимодействию в ходе профессиональной деятельности в коллективе и кооперации с коллегами.

Наши рекомендации