Требования к отдельным элементам и деталям детской одежды
Ткани, их колорит и рисунок. Выбору ткани при моделировании детской одежды следует уделять основное внимание. От свойств, колорита, рисунка и фактуры материалов зависят практические и эстетические достоинства любого вида детской одежды.
Требованиям гигиены лучше всего отвечают трикотажные полотна и хлопчатобумажные ткани: они воздухопроницаемы, гигроскопичны, теплопроводны и легки. Для летней детской одежды чаще всего используют ситец, пике, майю, бязь, поплин, вуаль, рогожку и другие хлопчатобумажные и льняные ткани и тонкие трикотажные полотна.
Одежду для зимы проектируют из фланели, сатина, шотландки, вельвета, шерстянки, кашемира, плотных трикотажных полотен, легких и рыхлых шерстяных и полушерстяных тканей с повышенной теплопроводностью.
Эстетическим требованиям отвечают ткани ярких, насыщенных или нежных цветовых тонов.
По к о л о р и т у ткани детского ассортимента должны быть чистых и нежных оттенков. Для детей (особенно младшего возраста) характерно стремление к контрастным, ярким цветам, так как звучное, красочное сочетание запоминается им быстрее. Поэтому ткани, в которых рисунок и поле находятся в контрастных цветовых сочетаниях, наиболее распространены в ассортименте тканей для детской одежды. Однако следует помнить, что чрезмерно яркие, насыщенные тона, такие как оранжевый и ярко-красный отрицательно, возбуждающе воздействуют на нервную систему ребенка, поэтому их необходимо употреблять в небольших количествах (кокетки, воротнички и манжеты, головные уборы и рукавички, аппликации, бейки, пояса и т. д.).
Р и с у н о к ткани его содержание (тематика), ритм, масштаб и заполненность ткани — диктуется возрастом ребенка, особенностями его телосложения, обликом и умственным развитием. Ведь каждому возрасту свойственно определенное восприятие окружающего мира вещей, животных и растений. Поэтому ткань для детей определенного возраста необходимо выбирать с таким рисунком, который будет понятен ребенку, так как рисунок не только служит красивым оформлением ткани, но и несет воспитательную нагрузку, помогает ребенку в познавании действительности, привитии вкуса к красивому, любви к природе и животным.
Для детей младшего возраста надо выбирать ткани с простым, ясным и красочным рисунком полевых цветов (ромашки, васильки, незабудки), домашних животных и птиц, лесных обитателей и персонажей сказок и басен (мишка, зайчик, белка, лисичка), любимых игрушек, ягод и плодов, стрекоз, бабочек и т. п.
Рисунок на ткани костюма для детей старшего возраста имеет более сложное содержание и форму.
Рисунки геометрических форм (полоски, клетки, горох, кольца, ромбы, треугольники), а также рисунки по народным мотивам, имитирующие вышивку, ткацкий или кружевной узоры, приемлемы в одежде детей разных возрастов. Простота и красочность народных орнаментов органически сочетаются с простотой кроя и формы детской одежды. Наиболее выразительно передается характер народного рисунка в каймовых тканях.
Размер рисунка должен быть небольшим, пропорционально соответствующим размерам изделия и всей детской фигуре, так как слишком крупный рисунок может зрительно исказить фигуру.
Простота и ясность рисунка на ткани подчеркивается и закрепляется его четким ритмическим построением. Наиболее простым и приемлемым ритмом рисунка (особенно для детей младшего возраста) является шахматный. Ритмическая повторяемость рисунка на ткани способствует закреплению его образа в памяти ребенка. Рисунки, особенно тематические, не должны плотно заполнять фон ткани, иначе будет затруднено его восприятие ребенком.
Длина. Одежда может придать фигуре зрительную пропорциональность, т. е. наиболее гармоничные соотношения между размерами торса, головы, ног и рук, сделать ребенка более стройным. Большую роль в этом играет длина, которая определяется в соответствии с возрастной группой. В детской одежде длина относительно постоянна в отличие от изменяющейся под влиянием моды длины одежды взрослых.
Длину платьев девочек и брюк мальчиков определяют пропорции фигуры, характерные каждой возрастной группе. Так, длина платья и брюк детей ясельного и дошкольного возраста очень короткая: нижний край платья приходится на уровне лобка, длина брюк доходит чуть ниже. Если увеличить длину, торс станет зрительно тяжелым, длинным, а ноги — более короткими.
В группе младшего школьного возраста платья и брюки становятся несколько длиннее, доходя до середины бедра. Ноги детей этой возрастной группы значительно длиннее, отчего соотношение длины ног и туловища изменилось. Поэтому необходимо удлинить одежду в целях более гармоничного сочетания длины изделия и видимой части ног.
Длина одежды подростков и детей старшего школьного возраста соответственно увеличивается и достигает верхней границы колена у первых, и нижней — у вторых. Однако на длине одежды детей этих возрастных групп значительно сказывается влияние моды, отсюда возможны отклонения длины в ту или иную сторону.
Кокетка. Большое значение в построении формы и в поисках пропорционального членения детской фигуры имеет кокетка — плечевая часть лифа. Она может иметь разнообразную конфигурацию и величину и подсказывать соответствующие силуэтные решения. Так, линия короткой кокетки членит одежду в контрастном соотношении, линия удлиненной кокетки — в сближенном соотношении. В таких же соотношениях происходит и членение фигуры. Высокая (короткая) кокетка делает зрительно фигуру дошкольника стройнее, а присборенная по краю кокетки нижняя часть платья скрывает выпуклость живота.
Кокетка является конструктивной, а иногда и декоративной деталью. С ее помощью создается необходимая объемность формы, обязательная для ребенка. Формообразование осуществляется формированием ткани сборками, защипами, складками непосредственно от нижнего среза кокетки. Часто по кокетке платье отделывают вышивкой, аппликацией, строчкой; иногда ее выполняют из разных по цвету и фактуре материалов.
Воротники. Простая и четкая форма воротника является неизменным требованием любого вида детской одежды. Вычурные и сложные воротники не вяжутся с детским обликом. Возрастные особенности телосложения определяют степень прилегания воротников к шее, т. е. их покрой, размеры и форму. В одежде детей младшего возраста, имеющих короткую шею, воротники плосколежащие, без стойки, совсем не прилегают к шее. Чем больше размер воротника, тем меньше его прилегаемость к шее. Большие по плечам (выкройные) воротники типа матросских хорошо сочетаются с детским платьем всех возрастов: у малышей такой воротник соответствует размеру головы, расширяет узкие плечи и зрительно изменяет соотношение горизонтальных и вертикальных осей фигуры; платью детей среднёго и старшего возраста большие воротники придают особую нарядность.
По мере удлинения шеи с возрастом увеличивается и степень прилегания воротника, т. е. увеличивается его высота (стойка) и соответственно уменьшаются его размеры.
Неотъемлемой деталью детской одежды являются белые воротники, которые не только украшают и освежают ее, но и прививают детям гигиенические навыки (с этой целью их нередко делают съемными). Различными воротниками можно добиться значительного изменения внешнего вида одного и того же платья или костюма. Например, большой кружевной воротник придает одежде торжественность и нарядность, а скромный небольшой воротник — собранность и опрятность.
Рукава. Сложные формы рукавов, их расчлененность не соответствуют детскому облику и телосложению, также как и сложные воротники. Форма и длина рукавов в детской одежде меняются с изменением пропорций фигуры: у детей младшего возраста руки очень короткие и пухлые, а среднего и старшего возраста — длинные и тонкие с большими кистями. Поэтому в детской одежде преобладают длинный и короткий рукава. Полудлинные рукава менее распространены, так как в одном случае они создают впечатление того, что ребенок вырос из платья, в другом — подчеркивают несоразмерность длины и объема руки.
Длинные рукава любой конструкции (втачной, цельнокроеный, реглан) чаще всего оформляют манжетами в виде прямой планки, образуя небольшой напуск. По мере роста и удлинения руки, рукав опускается за счет этого напуска. Узкие рукава, плотно облегающие руку, неудобны для детей, так как они затрудняют движения.
Отделка. В моделировании детской одежды отделкам должно уделяться большое внимание. Характер отделки, ее количество, тематика и приемы технологического выполнения различны в зависимости от возраста. Отделкой могут служить: ручная и машинная вышивка, кружево, аппликация, тесьма, шнур, бахрома, сутаж, строчка, трикотаж, кожа, мех. Оформлением одежды являются также канты, оборки, воланы, складки, плиссе, белые воротники и манжеты. Особенно широко применяют отделку в одежде детей ясельной и дошкольной групп. Это чаще всего тематическая аппликация или вышивка по мотивам народных сказок, животного и растительного мира.
Отделками в платьях и костюмах детей школьного возраста служат декоративные строчки, цветные бейки, узорная тесьма и вьюнчик, вертикально и горизонтально застроченные складочки и защипки, оборки и воланы. Вышивка носит иной характер, чем в дошкольной одежде. Это геометрический и растительный орнамент, часто заимствованный из народных мотивов.
В одежде детей школьного возраста аппликацию и вышивку применяют в основном в спортивных костюмах или в костюмах для труда (в виде эмблемы).
Одним из приемов художественного оформления одежды из тканей в рисунок клеток и полос является игра самого рисунка, т. е. различное его расположение на деталях одежды.
Нарядной отделкой платьев для девочек всех возрастов является оборка. Она обогащает композиционную разработку модели, придает силуэту легкость, динамичность и выразительность.
Характер отделки верхней одежды отличается от декоративного оформления легкого платья. В верхней одежде применяют отделку кожей, бархатом, шнуром, сутажем с вышивкой, шерстяной тесьмой, мехом с вышивкой (что дает плавный переход от меха к ткани). Чаще всего отделку располагают на дополнениях одежды: шапке, шарфе, сумке, варежках.
Следует помнить, что детскую одежду нельзя перегружать украшающими отделками. Необходимо соблюдать пропорциональность между ее размером и оличеством отделки в ней.