Этап закрепления двигательного действия
Этап углубленного разучивания двигательного действия в педагогическом процессе может быть расширен и представлен как этап закрепления и этап углубленного разучивания. Тогда на этапе закрепления двигательного действия перечень средств может быть увеличен:
1. многократное повторение приемов на месте;
2. выполнение приемов в движении в разнообразных условиях с повышением сложности; с увеличением скорости; с изменением дистанции; в сочетании с другими приемами;
3. выполнение приемов в игровых упражнениях, где вариативное выполнение приемов способствует решению основной задачи упражнения;
4. выполнение приемов в упражнениях с сопротивлением соперника;
5. подвижные игры, эстафеты и игры с элементами изучаемых действий; выполнение приемов на результат, в условиях соревнований.
Этап совершенствования двигательного действия
Цель – на базе двигательного умения сформировать навык, прочное и надежное выполнение двигательного действия.
Основные задачи:
1. добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2. довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.);
4. обеспечить вариативное использование действия для решения двигательной задачи в разнообразных условиях, в том числе, в условиях сопротивления соперника.
Средства:
1. учебные упражнения, в которых определяется способ выполнения, дистанция и дозировка;
2. игры и эстафеты для совершенствования технико-тактических действий;
3. игровые упражнения, когда применяются варианты действия, направленные на решение двигательной задачи;
4. упражнения с тактической направленностью;
5. учебные игры и соревнования.
На этом этапе увеличивается количество повторений для закрепления навыков, выполнение их в новых условиях, что позволяет вырабатывать вариативный навык. В зависимости от особенностей двигательного действия определяется целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.
В целях совершенствования двигательных действий применяют различные методические приемы:
1. выполнение упражнений с увеличением дозировки и дистанции;
2. выполнение сочетаний двигательных действий;
3. выполнение упражнений в движении;
4. выполнение учебных и игровых упражнений, игр и эстафет для совершенствования вариативности навыка;
5. совершенствование двигательных действий в форме упражнений с тактической направленностью и в игровой форме.
В конспекте урока могут быть обозначены частные задачи, которые уточняют и конкретизируют задачу обучения. Успешность обучения во многом зависит от организации учащихся для выполнения упражнений. На начальных этапах, когда формируются представления об изучаемых приемах игры и разучиваются базовые элементы приёма, широко применяются подготовительные и имитационные упражнения. Такие упражнения выполняются фронтально или групповым способом, что позволяет увеличить моторную плотность урока и повышать эффективность обучения. На следующих этапах, когда приёмы игры разучиваются и совершенствуются, возникает необходимость более тщательного контроля освоения их учениками. Упражнения организуются групповым и поточным способом. Количество групп увеличивается, упражнения многократно повторяются, контроль увеличивается.
Упражнения с мячами могут носить учебный или игровой характер. В учебных упражнениях задача заключается в том, чтобы сформировать двигательную основу, научиться выполнять базовые элементы приёмов. Это обучение исходным положениям, положениям отдельных частей тела в пространстве. От того, как располагаются ноги, туловище, предплечья и кисти зависит выполнение приёмов игры. Обучения базовым элементам техники спортивных игр, школе движений является одной из главных образовательных задач урока спортивных игр. В учебных упражнениях определяют способы выполнения приёмов игры, их разновидности, условия выполнения. Такие упражнения выполняются в оптимальных условиях: на месте, в простых построениях, на доступной дистанции, когда упражнения с мячом можно выполнять без значительных напряжений. Количество повторений приёмов техники должно способствовать его запоминанию и не вызывать утомления. Утомление может вызвать ошибки формирования двигательного навыка.
В игровых упражнениях действия не регламентируются. Определяется только конечная цель упражнений. Способы решения двигательной задачи ученик выбирает сам, исходя из своих умений и физических возможностей. Для закрепления и совершенствования техники применяются более сложные построения, увеличивается количество мячей, повышается быстрота действий. Когда приёмы игры выполняются достаточно уверено, их можно выполнять с сопротивлением защитников.
Исправление ошибок во время обучения проводится со всей группой одновременно или индивидуально. Если ошибка проявляется у большинства учеников, это говорит о нарушениях принципов обучения: последовательности, систематичности и прочности освоения во время разучивания частей приема или во время формирования двигательной структуры целого действия. Учителю не следует акцентировать внимание учащихся на ошибку. Он должен определить природу, причину ошибочного выполнения и подобрать упражнения, которые помогут исправить ошибки. Для обучения учеников, которые затрачивают больше времени на освоение приёмов техники, можно привлекать инструкторов и помощников из числа лучших учащихся.
Оценка техники на уроках спортивных игр не имеет количественных измерений. Действия, связанные с проявлением меткости или выполнение приёмов игры на быстроту не рекомендуются для оценки, т.к. волнение и незначительный объём учебных занятий не позволяет сформировать устойчивый навык. Критерием оценки может служить знание о том, как выполнять приёмы игры, знание базовых элементов этого приёма и умение их показать. Например: базовым элементом техники передачи в волейболе являются положения кистей рук (полусфера) и одновременность разгибания ног и рук. Знание этих параметров движения и умение их выполнять может являться критерием оценки.