Образец титульного листа
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ДИЦИПЛНИЕ «ПЕДАГОГИКА»
На Факультете технологии и предпринимательства
Москва – 2016
Курсовая работа студентов выполняется в качестве научного мини-исследования и является обязательным элементом учебного и должна носить практикоориентированный характер.
Цельподготовки курсовой работы заключается в обобщении и представлении студентом полученных знаний в области педагогических наук с применением современных технологий и учётом изменяющихся социально-экономических условий.
Самостоятельная исследовательская работа студента, выполненная по актуальной проблеме должна иметь реальную научную и практическую значимость, должна явиться частью огромной работы, которая проводится сегодня при поддержке государства в направлении совершенствования модели подготовки преподавателей профессионального образования, готовых организовывать подготовку квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей экономики на основе требований профессиональных стандартов.
Основные требования к курсовой работе:
· высокий научно-теоретический уровень: знание и использование основных законов, теорий, категорий, правил изучаемых учебных дисциплин, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с профессиональной деятельностью;
· применение разнообразных методов и методик научного исследования: анализ литературных источников и документов, наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование, эксперименты и др.;
· практическая ориентированность работы: соответствие тематики актуальным задачам практики профессионального образования, нацеленность на решение конкретных практических задач, разработку инновационных методик, рекомендаций;
· творческий подход к написанию итоговой работы: использование оригинальных источников, материалов собственных или вторичных экспериментов, социологических, психологических, педагогических и других научных исследований, самостоятельность теоретических выводов и конкретность практических рекомендаций;
· грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы, аккуратность исполнения текста.
Обучающийся может выбрать тему итоговой работы из предлагаемого перечня, либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою формулировку темы для исследования, не выходя за рамки учебной программы. В данном случае тема курсовой работы должна быть согласована с научным руководителем.
Руководство курсовой работой со стороны преподавателя предполагает:
· предварительное выяснение степени подготовленности студента к подготовке курсовой работы по той теме, которая выбрана;
· помощь в первичном осмыслении содержания темы курсовой работы и разработке замысла научного исследования;
· рекомендации по изучению источников для раскрытия темы курсовой работы;
· регулярное консультирование по содержанию и оформлению курсовой работы;
· прочтение подготовленной работы, указание недостатков и замечаний;
· оказание помощи студенту при подготовке к процедуре защиты курсовой работы.
Структура курсовой работы включает:
· титульный лист (образец см. в Приложении 1);
· содержание (см. Приложение 2);
· введение (2-3 стр.), где отражается научный аппарат исследования;
· основная часть (12-17 стр.);
· заключение (2-3 стр.);
· список литературы (1-2 стр.) – см. Приложение 3;
· приложения (до 6 стр.).
ВВЕДЕНИЕ
Во введении курсовой работы необходимо:
1) обосновать актуальность избранной темы;
2) сформулировать объект и предмет исследования
3) сформулировать цель, гипотезу и задачи курсовой работы;
4) перечислить методы, применяемые в данном исследовании.
1. Актуальность темы итоговой работы определяется несколькими факторами:
· необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
· потребностью в новых данных;
· потребностью в новых методах;
· потребностью практики.
Обосновать актуальность – проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:
· Почему новое знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?
· Что определило выбор темы?
· Чем эта тема интересна для Вас?
· Какова основная идея исследования?
· Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?
2. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: его теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности воспитателей и воспитанников, учителей и учеников.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения). Предмет исследования должен обладать узнаваемостью, поддаваться описанию.
Например, если объектом исследования является процесс обучения студентов, то предметом могут быть психолого-педагогические условия совершенствования обучения студентов на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
3. Цель исследования – это предполагаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
· определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
· выявление взаимосвязи явлений, изучение динамики явлений;
· обоснование содержания, форм, методов и средств;
· описание нового эффекта, явления;
· открытие новой природы явлений;
· обобщение, выявление общих закономерностей;
· разработка основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;
· создание классификаций, типологий;
· создание методики;
· адаптация технологии, методики.
Гипотеза – система предложений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении, как недоказанная теория.
Гипотеза в начале работы, на стадии подготовки, может быть сформулирована лишь в самых общих чертах (общая гипотеза) и в дальнейшем требует детальной проработки в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников.
Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Каждая задача формулируется в повелительном наклонении: «Изучить …», «Выявить …», «Обосновать …», «Разработать …», «Определить …».
4. Методы исследования – совокупность способов достижения поставленной в курсовой работе цели и решения задач. К ним относятся: анализ литературы, документов и других источников, систематизация, классификация, типизация теоретического и эмпирического материала (данных), наблюдение, беседы, интервьюирование, анализ результатов (продуктов) деятельности, изучение опыта, эксперимент и др. Кроме этого, в исследовании могут применяться методы математической обработки данных.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Курсовая работа состоит, как правило, из двух глав, в каждой по 2 – 3 параграфа.
В первой главе (теоретической)раскрывается сущность и содержание рассматриваемого явления, описываются современные подходы к его пониманию, указанные в литературных источниках; проводится анализ реального состояния данного явления в практике профессиональной деятельности.
Возможные содержательные компоненты 1-ой главы: история изучаемого вопроса; сравнение взглядов различных научных школ; анализ степени изученности проблемы; сравнение российского и зарубежного опыта организации образования, описание сущности изучаемого явления; уточнение формулировок; анализ нормативно-правовой базы.
Во второй главе (практической) должны быть представлены организация, методика и результаты проведенного исследования, дана их обоснованная интерпретация.
Глава подразделяется на две части: организация исследования (этапы проведения исследования, место и время проведения, испытуемые, используемые методики и их описание, методы математической обработки) и методики исследования (обоснование выбора методик, их описание, таблицы исследуемых показателей). В конце делается вывод по полученным результатам, формулируются выявленные тенденции, зависимости и связи.
Каждая глава курсовой работы должна завершаться обобщающими выводами, которые, как правило, начинаются словами: «Таким образом, ...», «Из выше изложенного следует, что ...» Примерное начало фразы: «Анализ литературных источников свидетельствует о том, что ...», «Рассмотрев теоретические аспекты изученной проблемы, мы приходим к выводам …», «Изучив литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы …» и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. В заключении отражаются ответы на вопросы, поставленные во введении (цель и задачи исследования).Текст заключения не должен дублировать содержание выводов. В заключении также указывается практическая значимость – определяется влиянием полученных результатов на учебно-воспитательный процесс и указываются рекомендации и предложения по их использованию в преподавании в высшей школе. Рекомендуемый объем – не более 3-4 страниц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выполняетсяв соответствии с ГОСТом 2008 года. В библиографическом списке отражается литература, проработанная исследователем, независимо оттого, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.
В курсовой работе при написании рекомендуется использовать не менее 20 источников. При этом большинство источников должно быть издано не позднее 5 лет на время подготовки курсовой работы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, сценарии и т.д.
Каждое приложение начинается с новой страницы, должно иметь заголовок и надпись: «Приложение» в верхнем правом углу.
Приведённые в работе цитаты оформляются в соответствии с правилами библиографического описания.
Технические требования к курсовой работе:
Оптимальный объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц компьютерного текста, отпечатанного через 1,5 межстрочных интервала шрифтом Times New Roman Cyr 14 в редакторе Word.
Нумерация страниц проводится последовательно внизу страницы, начиная с 3 страницы – с введения.
Полностью подготовленная итоговая работа скрепляется (прошивается) и помещается в папку – скоросшиватель.
Приложение 1
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет Факультет технологии и предпринимательства Кафедра теории и методики профессионального образования КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА» НА ТЕМУ: «______________________» Выполнил: студент ФИО (полностью) Научный руководитель: к.п.н., доц. Хапаева С.С. Москва, 2016 |
Приложение 2