Образец титульного листа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИЦИПЛНИЕ «ПЕДАГОГИКА»

На Факультете технологии и предпринимательства

Москва – 2016

Курсовая работа студентов выполняется в качестве научного мини-исследования и является обязательным элементом учебного и должна носить практикоориентированный характер.

Цельподготовки курсовой работы заключается в обобщении и представлении студентом полученных знаний в области педагогических наук с применением современных технологий и учётом изменяющихся социально-экономических условий.

Самостоятельная исследовательская работа студента, выполненная по актуальной проблеме должна иметь реальную научную и практическую значимость, должна явиться частью огромной работы, которая проводится сегодня при поддержке государства в направлении совершенствования модели подготовки преподавателей профессионального образования, готовых организовывать подготовку квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей экономики на основе требований профессиональных стандартов.

Основные требования к курсовой работе:

· высокий научно-теоретический уровень: знание и использование основных законов, теорий, категорий, правил изучаемых учебных дисциплин, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, связь теоретических положений с профессиональной деятельностью;

· применение разнообразных методов и методик научного исследования: анализ литературных источников и документов, наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование, эксперименты и др.;

· практическая ориентированность работы: соответствие тематики актуальным задачам практики профессионального образования, нацеленность на решение конкретных практических задач, разработку инновационных методик, рекомендаций;

· творческий подход к написанию итоговой работы: использование оригинальных источников, материалов собственных или вторичных экспериментов, социологических, психологических, педагогических и других научных исследований, самостоятельность теоретических выводов и конкретность практических рекомендаций;

· грамотное оформление работы: четкая структура, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы, аккуратность исполнения текста.

Обучающийся может выбрать тему итоговой работы из предлагаемого перечня, либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою формулировку темы для исследования, не выходя за рамки учебной программы. В данном случае тема курсовой работы должна быть согласована с научным руководителем.

Руководство курсовой работой со стороны преподавателя предполагает:

· предварительное выяснение степени подготовленности студента к подготовке курсовой работы по той теме, которая выбрана;

· помощь в первичном осмыслении содержания темы курсовой работы и разработке замысла научного исследования;

· рекомендации по изучению источников для раскрытия темы курсовой работы;

· регулярное консультирование по содержанию и оформлению курсовой работы;

· прочтение подготовленной работы, указание недостатков и замечаний;

· оказание помощи студенту при подготовке к процедуре защиты курсовой работы.

Структура курсовой работы включает:

· титульный лист (образец см. в Приложении 1);

· содержание (см. Приложение 2);

· введение (2-3 стр.), где отражается научный аппарат исследования;

· основная часть (12-17 стр.);

· заключение (2-3 стр.);

· список литературы (1-2 стр.) – см. Приложение 3;

· приложения (до 6 стр.).

ВВЕДЕНИЕ

Во введении курсовой работы необходимо:

1) обосновать актуальность избранной темы;

2) сформулировать объект и предмет исследования

3) сформулировать цель, гипотезу и задачи курсовой работы;

4) перечислить методы, применяемые в данном исследовании.

1. Актуальность темы итоговой работы определяется несколькими факторами:

· необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

· потребностью в новых данных;

· потребностью в новых методах;

· потребностью практики.

Обосновать актуальность – проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:

· Почему новое знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

· Что определило выбор темы?

· Чем эта тема интересна для Вас?

· Какова основная идея исследования?

· Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

2. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: его теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов и приемов деятельности воспитателей и воспитанников, учителей и учеников.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения). Предмет исследования должен обладать узнаваемостью, поддаваться описанию.

Например, если объектом исследования является процесс обучения студентов, то предметом могут быть психолого-педагогические условия совершенствования обучения студентов на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

3. Цель исследования – это предполагаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

· определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

· выявление взаимосвязи явлений, изучение динамики явлений;

· обоснование содержания, форм, методов и средств;

· описание нового эффекта, явления;

· открытие новой природы явлений;

· обобщение, выявление общих закономерностей;

· разработка основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

· создание классификаций, типологий;

· создание методики;

· адаптация технологии, методики.

Гипотеза – система предложений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении, как недоказанная теория.

Гипотеза в начале работы, на стадии подготовки, может быть сформулирована лишь в самых общих чертах (общая гипотеза) и в дальнейшем требует детальной проработки в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников.

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Каждая задача формулируется в повелительном наклонении: «Изучить …», «Выявить …», «Обосновать …», «Разработать …», «Определить …».

4. Методы исследования – совокупность способов достижения поставленной в курсовой работе цели и решения задач. К ним относятся: анализ литературы, документов и других источников, систематизация, классификация, типизация теоретического и эмпирического материала (данных), наблюдение, беседы, интервьюирование, анализ результатов (продуктов) деятельности, изучение опыта, эксперимент и др. Кроме этого, в исследовании могут применяться методы математической обработки данных.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Курсовая работа состоит, как правило, из двух глав, в каждой по 2 – 3 параграфа.

В первой главе (теоретической)раскрывается сущность и содержание рассматриваемого явления, описываются современные подходы к его пониманию, указанные в литературных источниках; проводится анализ реального состояния данного явления в практике профессиональной деятельности.

Возможные содержательные компоненты 1-ой главы: история изучаемого вопроса; сравнение взглядов различных научных школ; анализ степени изученности проблемы; сравнение российского и зарубежного опыта организации образования, описание сущности изучаемого явления; уточнение формулировок; анализ нормативно-правовой базы.

Во второй главе (практической) должны быть представлены организация, методика и результаты проведенного исследования, дана их обоснованная интерпретация.

Глава подразделяется на две части: организация исследования (этапы проведения исследования, место и время проведения, испытуемые, используемые методики и их описание, методы математической обработки) и методики исследования (обоснование выбора методик, их описание, таблицы исследуемых показателей). В конце делается вывод по полученным результатам, формулируются выявленные тенденции, зависимости и связи.

Каждая глава курсовой работы должна завершаться обобщающими выводами, которые, как правило, начинаются словами: «Таким образом, ...», «Из выше изложенного следует, что ...» Примерное начало фразы: «Анализ литературных источников свидетельствует о том, что ...», «Рассмотрев теоретические аспекты изученной проблемы, мы приходим к выводам …», «Изучив литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы …» и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования. В заключении отражаются ответы на вопросы, поставленные во введении (цель и задачи исследования).Текст заключения не должен дублировать содержание выводов. В заключении также указывается практическая значимость – определяется влиянием полученных результатов на учебно-воспитательный процесс и указываются рекомендации и предложения по их использованию в преподавании в высшей школе. Рекомендуемый объем – не более 3-4 страниц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выполняетсяв соответствии с ГОСТом 2008 года. В библиографическом списке отражается литература, проработанная исследователем, независимо оттого, имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.

В курсовой работе при написании рекомендуется использовать не менее 20 источников. При этом большинство источников должно быть издано не позднее 5 лет на время подготовки курсовой работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, сценарии и т.д.

Каждое приложение начинается с новой страницы, должно иметь заголовок и надпись: «Приложение» в верхнем правом углу.

Приведённые в работе цитаты оформляются в соответствии с правилами библиографического описания.

Технические требования к курсовой работе:

Оптимальный объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц компьютерного текста, отпечатанного через 1,5 межстрочных интервала шрифтом Times New Roman Cyr 14 в редакторе Word.

Нумерация страниц проводится последовательно внизу страницы, начиная с 3 страницы – с введения.

Полностью подготовленная итоговая работа скрепляется (прошивается) и помещается в папку – скоросшиватель.

Приложение 1

Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет Факультет технологии и предпринимательства Кафедра теории и методики профессионального образования   КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»   НА ТЕМУ: «______________________»   Выполнил: студент ФИО (полностью)   Научный руководитель: к.п.н., доц. Хапаева С.С.     Москва, 2016

Приложение 2

Наши рекомендации