Рассказ (сообщение, доклад учащегося)

1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная.

Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.

Направленность контроля - проверка прежде всего практических, а также общеучебных умений и навыков учащихся.

4.Методический комментарий. Сообщение как метод текущего контроля может быть использован при проверке домашнего задания, что нацелено на выяснение понимания изучаемой темы и готовности к восприятию нового материала. Как метод промежуточного контроля сообщение предполагает проверку усвоения материала по определенному разделу и может быть включено в зачет в конце четверти. В рамках итогового контроля сообщение может предполагаться при проведении экзамена по предмету

Учебный ответ

1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная.

Вид проверки - текущий, промежуточный.

3.Направленность контроля - проверка прежде всего практических, а также общеучебных и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся.

4.Методический комментарий. Учебный ответ - самый распространенный метод контроля, который может быть использован из урока в урок и предполагать контроль по той или иной теме. От сообщения учебный ответ отличается тем, что учащиеся практически не имеют времени на подготовку, а проверка направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Списывание

1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная.

Вид проверки - текущий.

3.Направленность контроля - проверка практических, общеучебных умений и навыков учащихся.

4.Методический комментарий. Списывание - вид письменной работы, нацеленной на развитие прочного навыка правописания. В старших классах к списыванию часто прибегают как на уроках грамматики, так и на уроках развития речи. Однако цель работы усложняется. Поскольку в старших классах одной из задач обучения является развитие аналитического мышления.

Группировка слов по видам орфограмм

1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная или устная.

Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.

Напр. - проверка практических и общеучебных умений и навыков учащихся.

4.Методический комментарий. Данный метод контроля используется из урока в урок, а также может стать одним из элементов промежуточного и итогового контроля, входя в контрольную работу, зачет или экзамен. Независимо от вида проверки метод предполагает, что учащийся умеет в результате наблюдения за языковыми явлениями и их анализа прийти к правильной группировке слов в соответствии с поставленным заданием.

Диктант

1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.

Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.

Направленность контроля - проверка практических и творческо-интеллектуальных (творческий диктант и диктант с продолжением) умений и навыков учащихся.

4.Методический комментарий. Метод диктанта в зависимости от целей проверки может быть представлен такими его разновидностями, как выборочные диктанты, свободные, творческие и собственно контрольные.

Выборочные диктанты ставят перед собой цель проверить правописание слов, научить распознавать в тексте те или иные языковые явления различного уровня.

Свободные диктантынацелены на развитие памяти учащихся Данная разновидность диктантов предполагает запоминание предложения или нескольких предложений, связанных одной мыслью, при одноразовом прочтении учителем и запись по памяти.

Творческие диктантысопровождаются дополнительным заданием, связанным с продолжением текста или с написанием мини-сочинения, развивающего тему написанного диктанта.

Собственно контрольные диктантыпредполагают итоговую проверку знаний и умений учащихся. К каждому контрольному диктанту обычно предлагается блок грамматических заданий, связанных с текстом.

Изложение

1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.

2.Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.

3.Направленность контроля - проверка практических и творческо-интеллектуальных (изложение с продолжением) умений и навыков учащихся.

4.Методический комментарий. Изложение как метод контроля реализуется в следующих разновидностях: подробное, сжатое, выборочное и с элементами сочинения. Подробное изложение требует полного, детального пересказа текста; сжатое изложение нацелено на краткую передачу основной мысли определенного содержания; выборочное изложение предполагает пересказ лишь той части текста, в которой звучит какая-либо обозначенная учителем проблема; изложение с творческим заданием включает написание мини-сочинения по определенному заданию.

Сочинение

1.Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.

2.Вид проверки - текущий, промежуточный, итоговый.

3.Направленность контроля - проверка практических и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся.

Реферат

1.Организационная форма проверки - индивидуальная, устная и письменная.

2.Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.

3.Направленность контроля - проверка общеучебных, практических и творческо-интеллектуальных умений и навыков учащихся; знаний о языке.

4.Методический комментарий. Реферат рассматривается как разновидность отчета учащихся о результатах самостоятельной учебно-исследовательской работы, являясь одновременно одной из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников.

Тест

1. Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.

2. Вид проверки - текущий, промежуточный или итоговый контроль.

3. Направленность контроля - проверка общеучебных, практических умений и навыков; знаний о языке.

4. Методический комментарий. Тест - это задание на деятельность и эталон ответа или решения. Тесты по русскому языку могут включать задания на проверку:

- знаний о языке как системе (задания по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию, синтаксису);

- речеведческих знаний (связанных с умением определить основную мысль текста, средства связи в нем, типы речи, стили речи, языковые средства);

- специальных учебных умений (владение способами действия с языковым материалом, например, лингвистическим анализом);

- орфографической и пунктуационной грамотности;

- культурноречевых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических);

- владения стилистическими нормами;

- умения анализировать текст;

- умения создавать текст в определенном жанре и стиле.

Перечисленные задания предполагает итоговый тест.

Контрольная работа

1. Организационная форма проверки - фронтальная, письменная.

2. Вид проверки - промежуточный или итоговый контроль.

3. Направленность контроля - проверка общеучебных, практических умений и навыков; творческо-интеллектуальных умений.

4. Методический комментарий:

Контрольная работа предусматривает проверку комплекса знаний по данной изученной теме. Как правило, в структуре контрольной работы выделяют 2 части: теоретическую и практическую, таким образом, определяя объем проверяемых знаний, умений и навыков.

В теоретической части от учащихся требуется аргументировано ответить на поставленный вопрос, продемонстрировать приобретенные навыки.

Типология уроков РЯ

Уроки различаются своими целями и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

- уроки сообщения нового материала;

- уроки формирования умений и навыков;

- уроки повторения пройденного;

- уроки работы над ошибками учащихся.

Уроки сообщения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и пер воначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа. Последний структурный элемент обычно не реализуется на уроках в конце недели перед выходным днем или перед праздничными днями.

Уроки формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее 2 ч и если тема предлагает формирование умений. В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока - выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях.

Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Уроки работы над ошибками учащихся. Появление ошибок у учащихся как в устной, так и в письменной форме - закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются следующие разновидности этого вида уроков:

- уроки работы над орфографическими ошибками; Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений.

- уроки работы над пунктуационными ошибками; Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов.

- уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях. предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения.

Комбинированные уроки - это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением наиболее целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений.

Наши рекомендации