Методы и приемы обучении РЯ
Метод обучения – способ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач. Наиболее полное определение метода с позиции лингводидактики дано Г.А. Анисимовым: «Под методом обучения русскому языку следует понимать способ деятельности учащихся, организуемый учителем для усвоения ими языка функционирующей системы».
Составными частями метода обучения являются приемы обучения.
Прием – деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные) в процессе усвоения знаний и умений. Итак, метод определяет направление и характер учебной деятельности, а прием является конкретным действием учителя.
2. В методической науке и школьной практике нет единообразной и четкой классификации методов обучения. Академик А.В. Текучев считает, что универсального метода обучения не может быть. Учитель, организуя процесс изучения того или иного языкового материала, руководит им, сообщает знания, учит детей наблюдениям над явлениями языка и речи, предлагает разнообразные упражнения, прививает школьникам способность к самооценке речи, собственной и
чужой. Ученик воспринимает, запоминает, воспроизводит речевые образцы, решает познавательные задачи, овладевает знаниями, умениями и навыками. Именно, эту взаимосвязь, взаимодействие учителя и ученика, следует учитывать при рассмотрении методов обучения.
В основу классификации методов обучения кладут, во-первых, источники знаний, во-вторых, способ организации совместной деятельности учителя и учащихся. По источникам знаний выделяются следующие методы:
- словесные (источник – живое слово учителя): лекция, беседа,объяснение;
- анализ языка (наблюдения над языком): грамматический разбор;
- наглядные: эксперимент, наблюдение;
- практические: различные виды упражнений, лабораторная работа.
По способу организации совместной деятельности учителя и учащихся выделяют методы: беседа, объяснение, самостоятельная работа.
И.Р. Палей предлагает классификацию методов обучения, основанную на выделении методов по звеньям урока, по целевым установкам:
1) методы изучения нового материала, реализуются при помощи следующих
приемов: слово учителя, беседа, работа с учебником и др.;
2) методы закрепления (приемы: ответы на вопросы, выполнение упражнений и др.);
3) методы контроля (приемы: опрос, тестирование, самостоятельная работа, диктант и др.).
Профессор Л.П. Федоренко, предлагая классификацию методовобучения русскому языку на основе источника знаний, выделяет следующиеметоды обучения:
- методы практического изучения языка – объяснение непонятных слов,подготовка устных сообщений и письменных сочинений; составление планов, тезисов, конспектов, исправление грамматических и стилистических ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой;
- методы теоретического изучения языка – сообщение, беседа, чтение правилв учебнике;
- методы теоретико-практического изучения языка – грамматический разбор,изложение, сочинение, орфографический и пунктуационный разборы,списывание, диктант, стилистический разбор.
Часто в основу классификации методов обучения кладут особенности познавательной деятельности учащихся: является ли она воспроизводящей, творческой или исследовательской.
На этой основе ряд дидактов (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) выделяют методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (частично-поисковый), исследовательский.
Как видим, совершенствование системы обучения русскому языку возможно при умелом использовании и гармоничном сочетании методовтобучении на основе использования разнообразных методических приемов впроцессе обучения русскому языку.
Средства обученияРЯ
Средства обучения- это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.
Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия различных типов. Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т.д. К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.д. Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.
Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция). Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
Наряду с учебником в качестве средств обучения используются и другие пособия, дополняющие его и позволяющие учителю привлечь тот материал, который по тем или иным причинам не может быть включен в содержание учебника. Это сборники упражнений под названием "Дидактический материал", школьные словари, справочные пособия. В связи с тем, что существует несколько учебников (учебных комплексов), происходит создание так называемых универсальных дидактических материалов, которые могут быть использованы вне зависимости от характера учебника, по которому идет обучение. (См., например: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы - 5-6 классы, 6-7 классы, 8-9 классы.). Как средство обучения в практике школьного преподавания используются различные словари и справочники.
Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.
Контроль
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь. Выявление результатов обучения необходимо и для решения вопроса об эффективности используемой учителем методикиТаким образом, контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, ка-кими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей по-знавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональ-ные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к уча-щимся.
Виды контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово-дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана-лиз хода формирования знаний и умений уча-щихся.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фик-сирует результат.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок отдается предпочтение более высоким.